Ещё
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Окей, Лекси!
Окей, Лекси!
Комедия
Купить билет
Джуди
Джуди
Биография, Мюзикл, Драма
Купить билет
Они
Они
Триллер, Ужасы
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет

Запретная Зона: постапокалипсис в советском кино 

Постапокалипсис в советском кино
Фото: Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»
Фильмы периода СССР и начала девяностых о глобальных катастрофах, зараженных зонах и их обитателях.
Во времена СССР и раннего постсоветского периода в нашей стране выпускали немало хороших фантастических фильмов. Однако тема глобального апокалипсиса и его последствий в отечественном кино представлена относительно слабо. А об одном из самых жёстких и известных постапокалиптических фильмов — «Письма мёртвого человека» — мы уже писали в подборке советской фантастики.
Поэтому в эту статью вошли фильмы разных жанров, где фигурирует не только постапокалиптичный мир, но и последствия локальных катастроф, превращающих отдельные территории в зоны заражения.

«Сталкер»

Писать о великом фильме практически бессмысленно: ему уже посвящены десятки подробных статей и разборов. Однако говорить о советских постапокалиптических фильмах и не упомянуть «Сталкера» было бы просто глупо.
После катастрофы на Земле появляется аномальная «Зона». Главный герой, которого называют Сталкер, зарабатывает тем, что незаконно водит в Зону туристов. Однажды его нанимают двое: Профессор и Писатель. Они просят Сталкера провести их в «Комнату», в которой, согласно легенде, исполняется самое заветное желание человека.
Сюжет картины основан на произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине». Они же работали и над фильмом. Однако, по словам , им пришлось восемь или девять раз полностью переписать сценарий, поскольку Тарковского он не устраивал. В итоге, из истории пропала практически вся фантастическая составляющая, а сам главный герой превратился из энергичного преступника в юродивого.
Но проблемы были не только со сценарием. Несколько тысяч метров отснятой плёнки испортили при проявке, и фильм пришлось переснимать заново. Трижды менялись операторы. Съёмки на натуре должны были проходить недалеко от города Исфара в Таджикистане, но локация была разрушена после землетрясения. А незадолго до начала очередных съёмок Тарковский перенёс инфаркт.
DTF.RU
В итоге, основная работа над фильмом проходила в Эстонии в районе заброшенной электростанции, а дополнительный антураж создавала целлюлозно-бумажная фабрика, отходы с которой сливались в реку.
Многие считают «Сталкера» лучшим фильмом Тарковского. Он сумел совместить в одной истории тему экологии, философию и религию. Картина начинается в монохромных цветах, показывая бледность жизни всех героев. Цвет появляется только в Зоне, причём до этого персонажи около четырёх минут просто едут на дрезине — такая долгая сцена необходима, чтобы зритель сам прочувствовал переход из одного мира в другой.
Внешне Зона представляет собой просто заброшенную территорию, где постепенно разрушается вся инфраструктура. Но для героев это действительно переход в другой мир, где человек раскрывает свои подсознательные желания. Каждый идёт в Зону со своей целью: Писатель ищет вдохновения, Профессор на самом деле хочет уничтожить комнату. Но в итоге герои получают возможность лучше узнать себя и понять что-то об окружающем мире.
О фильме «Сталкер» говорят до сих пор. Вспоминают и «взрыв в четвёртом бункере» — будто предсказание Чернобыльской аварии, и один из листов календаря, попавший в кадр — на нём дата 28 декабря, день смерти самого Тарковского. Да и в истинном смысле фильма до сих пор каждый может найти что-то своё: от разрушения мира человеком до поисков Бога.

«Кин-дза-дза!»

Трагикомедия вышла в 1986 году. По сюжету, главные герои — прораб Владимир Николаевич и скрипач Гедеван ( и ) — встречают на улице инопланетянина, который перемещает их на планету Плюк в галактике Кин-Дза-Дза.
Кстати, в первой версии сценария герои попали в другую галактику, изрядно выпив. Однако в это время в СССР развернули сильную антиалкогольную пропаганду, поэтому сцену изменили, а в сумке скрипач носит не чачу, а уксус.
На Плюке герои встречают Уэфа и Би ( и ). За оплату в виде спичек те соглашаются помочь им вернуться домой. Но для этого нужно достать гравицаппу — прибор, который позволяет летательному аппарату Пепелацу перемещаться в любую точку вселенной.
Конечно, «Кин-дза-дза!» показывает всю историю весело и с добрыми шутками, но заметить в фильме социальные и антиутопические темы совсем нетрудно. Плюк очень развит технологически, но вся техника разваливается. При этом планета почти полностью занесена песком. По словам жителей, они переделали все моря в топливо. В результате, природа была практически полностью уничтожена, а в качестве питания остался только съедобный пластик.
DTF.RU
Общество Плюка разделено на Чатлан и подчиняющихся им Пацаков. Почти все эмоции выражаются одним словом «Ку». Большинство жителей Плюка относятся друг к другу враждебно или, как минимум, пытаются обмануть встречных. Главная валюта — спички, а точнее КЦ, вещество, содержащееся в их головках. Количество КЦ определяет статус человека, который подчёркивается цветом его штанов.
За прошедшие годы вокруг картины уже возникло множество легенд. Например говорят, что слово «Ку» могло оказаться под запретом, поскольку совпадало с инициалами генсека Черненко. Но пока фильм снимали, Черненко умер, и проблема отпала сама собой. Также сам Данелия рассказывает, что американцы поверили в реальность пепелаца и гравицаппы.
Но если немного отвлечься от шуток и потрясающей игры актёров, можно задуматься и об аналогичных перспективах для человеческой цивилизации. За счёт актёрской игры, яркого юмора и нарастающей социальной иронии «Кин-дза-дза» до сих пор интересно пересматривать.

«Посетитель музея»

Режиссёр неоднократно обращался к апокалиптичным темам — и каждый раз делал это очень мрачно и глубоко. Именно он снял «Письма мёртвого человека». Но не менее интересна и другая его картина — «Посетитель музея» 1989 года.
Сюжет рассказывает о мире, пережившем экологическую катастрофу: человечество в упадке, льды тают, вода затапливает всё новые территории. Главный герой хочет посетить метеостанцию, где находится музей — остатки былой цивилизации. Большую часть времени та местность затоплена, но во время отлива вода уходит на целую неделю, так что можно успеть дойти до музея и вернуться обратно.
Фильм начинается с мрачных сцен, где герой идёт по огромным свалкам мусора, на которых живут грязные и изуродованные люди. Но потом он попадает в нормальную семью, которая предлагает ему остановиться на ночлег.
Начало фильма больше похоже просто на историю о выживании людей в мире после катастрофы. На улице пыль, дышать невозможно. Всё больше детей рождается с отклонениями — их называют просто «дебилами». Обычные люди относятся к «дебилам» с нескрываемым презрением.
В ожидании отлива, герой знакомится с местными жителями, а зрителю раскрывается более глубокий смысл фильма. Оказывается, что только у «дебилов» осталась своя религия и вера, а все остальные стали грубыми и жестокими. Люди относятся безразлично даже к неизбежной гибели цивилизации: они просто говорят, что не доживут до этого момента.
DTF.RU
Вторая половина фильма — история о спасении души. Герой сначала попадает на религиозный обряд к «дебилам», а потом оказывается в море. Но там он молит не о своём спасении, но просит избавить мучеников от страданий.
Лопушанский создал очень мрачную философскую историю. Весь фильм снят в тёмных тонах, а на роли «дебилов» взяли людей с реальными отклонениями. Жизнь обычных людей чаще выглядит пиром во время чумы: они веселятся, пьют, танцуют и занимаются сексом. А «дебилы» могут лишь наблюдать за весельем издалека. Прослеживается много параллелей с религией, особенно со всемирным потопом. Но автор не даёт чётких трактовок происходящего, позволяя зрителю самому обдумывать увиденное.

«Псы»

Этот фильм, снятый в конце восьмидесятых Дмитрием Светозаровым, чаще всего определяют как триллер. Однако если разбираться, тут можно найти и темы близкие к хоррору, и постапокалиптичный антураж.
В заброшенном городе обнаруживают стаю одичавших собак, которые нападают на тех немногих, кто остался жить неподалёку. Причём при попытках отследить их с воздуха, звери как будто исчезают под землю. Бывший военный Иван Максимчук () получает задание собрать группу охотников и истребить опасных животных.
В фильме «Псы» изначально прослеживается подобие идеи, заданной «Сталкером», а потом и Чернобыльской аварией: странная заброшенная зона с аномальными явлениями, где человек сталкивается со своими страхами.
Основной сюжет фильма не так уж и сложен. Группа героев приезжает в заброшенную зону. Там они встречают разных людей, а потом сталкиваются со стаей собак. Но в «Псах» авторы создали очень необычную для тех времён атмосферу: заброшенный город, окружённый пустыней с зыбучими песками выглядит действительно пугающе.
За основу авторы взяли историю обмеления Аральского моря — и придумали город, когда-то стоявший на берегу моря, а теперь оказавшийся среди пустыни. Кроме того, музыканты группы «Машина времени» написали очень подходящий, почти мистический саундтрек. Но главное, в «Псах» хорошо подобраны герои и живо переданы их взаимоотношения.
DTF.RU
Сам Максимчук вовсе не выглядит лидером и первым же впадает в панику, когда возникают проблемы. Молчун () похож на типичного супергероя, но по ходу действия проявляет всё больше человеческих эмоций. Охотник () откровенно ненавидит остальных участников экспедиции. Учитель () — типичный спившийся интеллигент, а Уголовник (), как выясняется, просто хочет вывезти награбленное из города.
Распри героев занимают значительную часть картины и в итоге приводят к самым трагическим событиям — и дикие собаки здесь уже выглядят просто фоном. Хотя финал фильма заставляет пересмотреть отношение ко всей истории.

«Распад»

Конечно же, после Чернобыльской катастрофы выходило множество документальных и художественных фильмов, посвящённых этой трагедии. Тема заражённой зоны из «Сталкера» смешалась с реальностью и задала целое направление в кинематографе.
Но всё-таки один из самых запоминающихся фильмов, посвящённый аварии на АЭС — «Распад» 1990 года. В самой картине место действия обозначено как «Город Энергетиков», но при этом история почти документально следует хроникам реальной катастрофы.
Основная сюжетная линия рассказывает о журналисте (), который возвращается домой из командировки. Герой догадывается, что ему изменила жена. А ещё он забыл привезти своему отцу горсть земли с родины предков.
Но все неурядицы вдруг становятся несущественными, поскольку 26 апреля происходит авария на АЭС. Власти пытаются скрыть случившееся, но слухи всё равно просачиваются в народ, и начинается всеобщая паника, а потом и эвакуация. Главный герой пытается спасти свою семью, а сам хочет попасть в зону аварии, чтобы убедиться в произошедшем.
В фильме есть и другие сюжетные линии: они не связаны с основным действием, но зато очень ярко показывают простые человеческие трагедии. В первую очередь, это история молодой пары ( и ), которые убегают от гостей с собственной свадьбы и устраивают себе медовый месяц в лесу в палатке. Они не догадываются, что оказались в заражённой зоне, пока не находят мёртвых животных и заброшенные дома. Под конец, уже понимая, что обречены, герои хотят обязательно обвенчаться в церкви.
DTF.RU
И отдельно стоит упомянуть историю ребёнка, который остался в городе, потому что не хотел бросать котёнка. Вместе их не выпускали — котёнок уже подвергся сильному облучению — и мальчик решил остаться с ним.
«Распад» из тех фильмов, где зачастую атмосферу создаёт именно фон. В одной из первых сцен во время застолья фоном играют «Вариации на цыганские темы» Высоцкого с рефреном «Нет, ребята, всё не так». А дальше в кадре неоднократно совмещают будничные события с отсылками к трагедии. Например, оркестр играет в автобусе «Прощание славянки», а на улице в это время ходят дозиметристы, проверяя уровень радиации.
Название «Распад» тут подразумевает двойную трактовку. В первую очередь, это отсылка к самой аварии. Однако, помимо этого, в фильме показан распад общества: у главного героя рушится семья, многие люди в экстремальной ситуации ведут себя низко и даже подло, а чиновники не разрешают рассказывать о катастрофе.
И уже ближе к финалу режиссёр добавляет в картину документальные съёмки заброшенной Припяти с вертолёта — того самого неназванного «Города Энергетиков». И хоть автор и показывает в конце некое подобие хэппи-энда в жизни главного героя, фоном всё равно продолжает звучать голос Высоцкого: «Нет, ребята, всё не так».

«Третья планета»

Будущий режиссёр бесконечных «Особенности национальной охоты» и сериалов про «ментов» и «оперов» в 1991 году снял фильм «Третья планета», явно вдохновлённый всё тем же «Сталкером».
Это история отца, который пытается спасти неизлечимо больную 15-летнюю дочь. Ей не могут помочь даже врачи из лучших заграничных клиник. Отчаявшись, герой решает отвезти её в закрытую «Зону», где по слухам живут целители, которые могут излечить любую болезнь.
Он достаёт пропуск, карту и записи якобы побывавших там людей, и отправляется с дочкой в Зону. Поначалу всё это воспринимается как «будничная» версия «Сталкера»: меняется погода, герои идут мимо заброшенных домов, машин и военной техники. Но в определённый момент история превращается почти в фантасмагорию — в заброшенных квартирах растёт густая трава, которую колышет ветер, странный человек играет на пианино, кругом ходят голые мутанты.
DTF.RU
А после этого герои попадают к обычным людам, которые просто живут в мире с природой. Они действительно способны снимать боль и заговаривать раны, но не считают это каким-то даром. И большая часть дальнейшего сюжета посвящена метафорическому перерождению людей. Героям предстоит преодолеть свою рациональность и цинизм, чтобы понять: человек, возможно, вовсе не венец творения и не царь природы.
Мы же очеловечиваем природу. Мы её сужаем в рамках своего восприятия, не думая о том, что мы вообще в этом мире может быть являемся чем-то случайным, ненужным.
Этот фильм по большей части выглядит спокойным и философским. А Зона здесь — отражение этого спокойствия и гармонии. Однако мрачный финал заставляет зрителя вновь вернуться к суровой реальности и вспомнить, что в нашем мире такая гармония практически невозможна.

«Монстры»

В мире немало фильмов, которые обрели известность благодаря тому, что сняты очень плохо. Есть легендарная «Комната» Томми Вайсо, фильмы Эдварда Вуда, а также целая студия Asylum, которая выпускает дешёвые «мокбастеры» вроде «Мега-акула против гигантского осьминога».
Фильм «Монстры» относится как раз к этой категории. Картина начинается с очень необычной художественной сцены: фотограф снимает женщин под водой. При этом модели делают вид, что занимаются будничными делами: говорят по телефону, красят губы, печатают на клавиатуре. Сцена никак не соотносится с дальнейшим содержанием, но это — самое красивое, что есть в фильме. Дальше будет только непонятно и смешно.
Фотограф Борис () отправляется в составе экспедиции, чтобы расследовать частые исчезновения людей в зоне атомной станции, закрытой после катастрофы. Учёные и военные выясняют, что под воздействием радиации местные животные начали мутировать и выросли до гигантских размеров. В зону вызывают подкрепление с танками и вертолётами, но победить мутантов не так просто.
Казалось бы, задумка банальна, но вполне имеет право на существование. Однако главные проблемы фильма вовсе не в этом. Первое, что удивляет — актёрская игра. Борис Щербаков регулярно переигрывает, хотя позже в экшен-сценах постоянно сохраняет каменное лицо. Второстепенные же герои чаще всего просто заученно бубнят текст без каких-либо эмоций. Да и сами диалоги трудно назвать интересными.
DTF.RU
Но главное начинается, когда в кадре появляются мутанты. Роли монстров «сыграли» самые обычные животные, а спецэффекты выполнены на уровне голливудских фильмов пятидесятых годов. Ни в одном кадре монстры не появляются вместе с людьми, а сняты просто на фоне игрушечных домов и машин.
Разумеется, ни о какой правдоподобности и речи быть не может. Простой пример: в одной из сцен герои просто хаотично стреляют во все стороны, потом кадр сменяется и нам показывают животное, которое вообще не реагирует на выстрелы. Просто сидит себе тихо.
Зато автор фильма решил подойти нестандартно к выбору чудовищ. Помимо крыс, питона и ворон в качестве главного и почти непобедимого монстра выступает черепаха, которая буквально давит танки своим телом, а заодно зачем-то поедает танкистов. А ещё там есть настоящие раки, которые лезут через поезд.
Можно ещё много чего сказать о постановке взрывов, монтаже и других странностях этого фильма, но всё же его лучше посмотреть. Правда, исключительно в виде дешёвой пародии в духе Asylum — серьёзно воспринимать такое не рекомендуется.

«Дикий Восток»

Фильм «Дикий Восток» от автора знаменитой «Иглы» можно смело назвать русской версией «Безумного Макса». Изначально режиссёр задумывал картину вместе с : тот подал идею истории под названием «Дети Солнца», в которой сам же должен был сыграть главную роль.
К моменту начала работы над фильмом Цой уже погиб. Но Нугманов не стал отступать от традиции и задействовал в съёмках российских рок-музыкантов. На главные роли взяли будущего гитариста группы Tequilajazzz (он же Костя Странный) и лидера «Объекта насмешек» Александра «Рикошета» Аксёнова.
История рассказывает о династии лилипутов, называющих себя «Дети Солнца». Они обитают в пустыне и выращивают зерно. Но их регулярно грабит банда местных преступников. После гибели лидера, «Дети Солнца» собирают оставшиеся деньги и решают нанять тех, кто сможет справиться с бандитами.
Так собирается странная команда одиночек: серьёзный и загадочный Странник (Фёдоров), вечно пьяный Битник (Аксёнов), девушка Мерилин на машине «ЗИС» (), опытный, но жадный Крёстный (), знаток восточных единоборств Монгол (), и мотоциклист Трюкач ().
DTF.RU
Всё дальнейшее действие — яркое и гротескное противостояние героев и бандитов, в духе второй и третьей частей «Безумного Макса», приправленное приправлено музыкой «Объекта насмешек» и группы «Пупсы» (будущие Tequilajazzz). Герои общаются исключительно пафосными или ироничными фразами даже во время перестрелок и гибнут один за другим.
Извини, бабушка, но я опять играл со спичками.
Несмотря на явное переигрывание актёров, посмотреть «Дикий Восток» всё же стоит. Хотя бы из-за того, как в нём продуман постапокалиптичный мир. Причины происходящего не объясняются, но, например, папиросы стоят миллионы, а вот бумажные деньги практически не в ходу, больше ценится металл.
К тому же, даже по современным меркам там неплохой экшен. У Нугманова вышло некое смешение классических «Семи Самураев» с «Безумным Максом», да ещё и в духе гротескных боевиков девяностых.

«Сексмиссия»/«Новые амазонки»

Хоть этот фильм снят и не в СССР, его всё же хочется упомянуть в подборке. Во-первых, потому, что Польша всё-таки была близка к Союзу, и их фильмы часто доходили до советских экранов. Во-вторых, более смешную и непристойную трактовку апокалиптичных тем в СССР найти было бы трудно.
Картина в оригинале называется «Сексмиссия», но в советском прокате её переименовали в более сдержанных «Новых амазонок». Главные герои фильма соглашаются стать участниками эксперимента: их должны ввести в состояние гибернации на три года. По мнению учёных, это позволит неизлечимо больным людям погрузиться в сон до тех пор, пока не будет найдено лекарство от их заболевания.
Биолог Альберт () соглашается на эксперимент ради науки, а Макс (Ежи Штур) — чтобы заработать денег и спрятаться от своей семьи. Но вместо запланированных трёх лет герои проспали 52 года и очнулись в мире, где произошла мировая война, загнавшая всех оставшихся в живых под землю. А главное — в этом мире больше нет мужчин, только женщины.
Авторов можно было бы упрекнуть в том, что женщины в фильме, вопреки логике, всё ещё носят сексуальные сапоги и шорты, но нужно понимать, что всё это — чистейшая пародия на подобные сюжеты. В первую очередь, они хотели показать как можно больше обнажённых тел, поэтому все героини постоянно друг при друге переодеваются, а футбольные команды по телевизору обязательно меняются футболками после игры.
Тезис, что мужчины — недостающее звено эволюции между нами и обезьянами, подтверждён.
Мужчин изучают почти как археологические находки, при этом за них борются и генетики. Затем одна из героинь влюбляется в Макса после его грубых и нелепых ухаживаний, сама не понимая, что с ней происходит.
В картине можно найти и иронию над феминизмом, и наоборот — шутки над типично патриархальным укладом общества. Например, показано, что в женском обществе мужчина может быстро добиться успеха. Однако при этом он не может придумать пароль сложнее, чем бранное слово.
DTF.RU
Но, по большей части, это всё-таки лёгкая комедия с беготнёй и шутками в духе «Шоу Бенни Хилла», хоть и про последствия глобальной войны. Есть даже сцена массовой драки с бросанием едой — всё под джазовую музыку.
В советском прокате картина выходила ещё в восьмидесятые годы, но в сильно урезанной версии. Из неё убрали все сцены с обнажёнными женщинами. Учитывая тему, это оказалась примерно четверть хронометража. В полной версии и с оригинальным названием фильм добрался до России уже в девяностые.
Возможно, постапокалипсис — не самая сильная и популярная тема советского кино. Но и в этом жанре можно найти интересные фильмы. Нетрудно заметить во многих из них влияние Чернобыльской катастрофы. При этом, авторы чаще старались всё-таки рассказать о человеческих отношениях, а не просто показать мрачность мира. Потому смотреть эти работы сейчас не мешают даже устаревшие и простые съёмки.
Актеры, спасшие людей в реальной жизни
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Главное сейчас