Советские «Звездные войны». Как в 1924 году покоряли Марс в фильме «Аэлита» 

Советские «Звездные войны». Как в 1924 году покоряли Марс в фильме «Аэлита»
Фото: АиФ Санкт-Петербург
В феврале 1924 года в «Кино-Газете» вышло странное объявление. «АНТА… ОДЭЛИ… УТА… » — гласил текст. Пока одни читатели пытались разгадать этот ребус, а другие ругали невнимательных журналистов, явно опубликовавших какое-то сообщение с грубыми ошибками, газета выпустила новую интригующую заметку: «С некоторого времени радиостанции всего мира стали получать непонятные сигналы… ». Лишь через полгода авторы приподняли завесу тайны. 19 сентября газета «Правда» перепечатала непонятный набор букв: «Анта… одЭЛИ… уТА», а 24 числа — уже раскрыла карты, сообщив, что в кинотеатре «Арс» состоится премьерный показ фантастического фильма «Аэлита». Картине, снятой по роману , предстояло стать настоящей классикой мировой кинофантастики.
Новатор
25 сентября 1924-го у кинотеатра на Тверской улице толпилось много народу. С 1921 года «Арс» назывался «Первым показательным», затем «Первым кинотеатром Госкино». Там регулярно демонстрировать кинохронику, журналы «Киноправда» и «Госкинокалендарь», поэтому ажиотаж в этот день никого не смутил. Однако событие 25 сентября было неординарное — на большом экране показывали новый фильм Якова Протазанова.
К тому моменту у режиссера за плечами было уже много киноработ. Одними из первых его картин были биографии и Ивана Тургенева, затем он экранизировал роман Нагродской «Гнев Диониса», повесть Толстого «Дьявол», снял психологическую драму «Мимо жизни» о поисках настоящей любви и авантюрно-приключенческий фильм из цирковой жизни «Арена мести».
Очень тепло публика приняла его фильм «Драма у телефона», который стал известен тем, что режиссер впервые в кинематографии применил принцип «полиэкрана». Протазанов показал одну и ту же сцену с разных сторон. Так зрители могли наблюдать, как в одной части экрана мужчина говорил по телефону, в другом — его жена звала супруга домой, а в центре — грабители, которые пытались проникнуть на дачу.
Громким успехом пользовался и фильм «Николай Ставрогин», снятый в 1915 году. Экранизация романа Достоевского «Бесы» стала «одним из крупнейших художественных достижений дореволюционной кинематографии», как писал критик Семен Гинзбург.
Несмотря на череду хороших картин, в 20-х годах Яков Александрович пытался построить карьеру за границей. Он жил и работал во Франции и Германии, но через три года все же вернулся в СССР. Начав сотрудничество с фабрикой «Межрабпом-Русь», которая в те годы занималась тем, что сегодня принято называть авторским кино, он снял ряд авантюрных и комедийных фильмов, в их числе и знаменитую «Аэлиту».
Любовь и звезды
В основе ленты был роман Алексея Толстого о путешествии землян на Марс. Согласно задумке автора, во время полета на другую планету исследователи обнаруживают там цивилизацию гуманоидов. В центре картины — дочь главы Высшего совета Аэлита, которая влюбляется в земного инженера. Но, помимо любовной линии, в романе ярко выражена и социально-политическая канва, так как появление землян стало катализатором социального взрыва на Марсе. Однако счастливой развязки нет: революция терпит поражение и незваные гости возвращаются на Землю.
Режиссер Яков Протазанов начал свой рассказ, показав Петроград в декабре 1921 года. В городе, приходящем в себя после Гражданской войны, инженеры Лось и Спиридонов получили таинственный радиосигнал «АНТА… ОДЭЛИ… УТА… ». Пытаясь разгадать его смысл, Лось начал представлять картины марсианской цивилизации.
К слову, создать настоящие марсианские декорации в духе конструктивизма удалось Виктору Симову. Фантастические же костюмы разработали Исаак Рабинович и  при участии .
В ходе работы над картиной , и , организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии, предлагали режиссеру украсить фильм мультипликационными эпизодами, но Протазанов отказался. Позже созданные ими эскизы были использованы для создания отдельного научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция».
Тем не менее «Аэлита» стала новаторской картиной. В течение месяца она собирала аншлаги в кинотеатре «Арс». Через месяц после московской премьеры, 28 октября, фильм вышел на экраны в Ленинграде, а в ноябре — в Ижевске и Казани.
Продержавшись в прокате 10 недель, фильм постепенно стал терять зрителей. Исследователи киноиндустрии предполагают, что это было связано с тем, что длинный фильм разбили на две серии. В первой части зритель видел детективную часть, разворачивающуюся на Земле, и разочарованный уходил из зала. Билет на вторую «марсианскую» часть он уже не покупал.
Добавили ложку дегтя и критики тех лет. В октябре 1924 года в кинокомиссии ГАХНа состоялся диспут о фильме со вступительным докладом В. К. Туркина. А 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП (б) по политическому руководству работой киноорганизаций компании «Межрабпом-Русь» было отказано в ходатайстве о вывозе фильма «Аэлита» за границу для демонстрации.
Так, первый в своем роде фильм о настоящих космических войнах прошел незамеченным для зарубежной киноиндустрии. Лишь спусти три года — в 1927 году Фриц Ланг снял свой знаменитый «Метрополис», фантастический фильм о городе будущего, разделенного на две части, ставший самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино.
Видео дня. Что происходило на съемках «Москва слезам не верит»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео