Ещё

Гришковец и звезды европейских театров: пять моноспектаклей фестиваля Solo 

Гришковец и звезды европейских театров: пять моноспектаклей фестиваля Solo
Фото: ТАСС
В Москве с 1 по 10 октября на сцене театрального центра «На Страстном» пройдет фестиваль моноспектаклей Solo. Там покажут постановки на основе классических произведений (например, по Достоевскому или Шекспиру), спектакль о судьбе серийного убийцы Чарльза Мэнсона, а также авторские проекты, которые зачастую придуманы, сыграны и даже срежиссированы одним и тем же человеком. Рассказываем, как эти сверхлюди справляются в одиночку и какие спектакли посмотреть в рамках фестиваля.
Театр одного актера
Моноспектакль — опасный жанр. Держать на себе внимание публики все время — задача, которая по силам, как правило, только опытным актерам. История современного российского театра знает парочку громких имен, которые делают это мастерски: и , которые играли спектакли по произведению «Контрабас» (в разных, конечно, театрах); , сыгравшая в спектакле «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу» ("Золотая маска", 2006 г.); (это папа из фильма «Нелюбовь»), который работает в новой разновидности моноспектакля — сторителлинге, и многие другие.
Жанр моноспектакля сам по себе предполагает камерность. Поэтому и продолжительность постановки обычно час с небольшим, и команда, которая над ним работает, небольшая. Более того, спектакль может «тянуть» (не только на сцене, но и во время продакшна) один человек, становясь актером, режиссером, автором идеи, драматургом, художником и еще много кем. Это, кстати, нормальная практика в современном театре. Публика уже успела полюбить актера, режиссера, драматурга, писателя (и еще много кого) Евгения Гришковца, который «ворвался» в мир моноспектаклей со своей работой «Как я съел собаку» в 1998 году.
Конечно, самое удобное произведение для такой постановки — монолог или текст от первого лица. Поэтому создатели моноспектаклей часто обращаются к «Запискам сумасшедшего» Гоголя, «Морфию» Булгакова, дневникам интересных личностей и так далее.
Но благодаря возможности делать весь спектакль — от начала и до конца — самому, появилась другая популярная практика — написать текст самостоятельно, на основе, например, какого-то классического произведения. Грубо говоря, пересказать его со сцены. Это же мечта любого артиста — рассказать сюжет произведения так, как он его понял, со своими вставками, шутками, лирическими отступлениями. Вот так в театр из маркетинга пришел термин «сторителлинг» — умение рассказывать истории. Абсолютно неважно, что актер или режиссер выбирают для спектакля, — хоть маленький рассказ Чехова на три страницы, хоть «Войну и мир» на сотни. Главное — создать такое ощущение, будто ты рассказываешь это своим друзьям. Кстати, чтобы добиться этого эффекта близости со зрителем, артисты часто ломают «четвертую стену» — начинают общаться со зрителями, задавать им вопросы, вовлекают их в диалог. При умелой работе артиста и достаточном опыте, действительно получается такой «свойский» разговор.
С появлением сторителлинга, авторских театров, актеров-режиссеров моноспектакли зажили новой жизнью. Теперь этот жанр стал более свободным, более живым, более открытым для людей. Каждый моноспектакль уникален и самобытен, подтверждение тому — афиша фестиваля Solo, который стартует в Москве 1 октября. Мы отобрали пять постановок, которые наверняка оценят любители театра.
"Жестяной барабан", Берлинер ансамбль (Германия), 14+
В основе спектакля — одноименный роман . Действие разворачивается в 30-е годы ХХ века. Детство главного героя, трехлетнего Оскара, приходится на период расцвета национал-социалистической немецкой партии. Осознав все ужасы и трудности взрослой жизни, мальчик решает никогда не расти, чего он добивается, упав с лестницы в подвале и сломав позвоночник, оставшись на всю жизнь ростом с маленького ребенка. Таким образом он обретает нестандартный взгляд на события, которые разворачиваются в этот период в мире.
Поставил спектакль «Берлинер ансамбль» (нем. Berliner Ensemble — «Берлинский ансамбль») — мощнейщий, один из самых знаменитых театров Германии, основанный самим (режиссер «Мамаши Кураж» и автор «Трехгрошовой оперы»).
Спектакль идет на немецком языке с русскими субтитрами.
Актер — Нико Холоникс
Режиссер — Оливер Резе
1 октября, 19:00 "Macbeth. Reconstruction / Макбет. Реконструкция", «Drama & Physical Theatre» Anton Mozgalev (Россия), 18+
Мозгалев на фестивале выступит во второй раз. В прошлом году он представил постановку «Фауст. Ритуал», где перед зрителем развернулись события последнего часа жизни героя. Мозгалев вообще любит потустороннее, мистическое и всякое страшное. «Смесь красоты и уродства», — так говорит режиссер о своих работах. Миксует он это в спектаклях на основе всем известных произведений. Вот и получается у него «Фауст. Ритуал», «Тело Гамлета» и «Макбет. Реконструкция».
Перед зрителями создатель примерит на себя роли трех персонажей драмы — Макбета, покончившей с собой леди Макбет и одной из ведьм. Сделать историю кровавого шотландского тирана еще страшней, еще мистичнее, казалось, невозможно. Но с помощью зловещего звукового оформления (нагнетающее атмосферу, совсем как в фильмах ужасов), пугающего внешнего облика актера (Мозгалев любит обмазываться чем-то белым, например, или заворачиваться в какие-то странные черные ткани), особого светового оформления (в кромешной темноте может гореть один красный прожектор) пьеса воспринимается по-другому.
Актер и режиссер — Антон Мозгалев
2 октября, 19:00 "Сонм", Мастерская (Россия), 18+
 — один из ярких «брусникинцев» (студент мастерской умершего в этом году худрука театра «Практика» Дмитрия Брусникина), моноспектакль делает впервые. В основе его постановки биография Чарльза Мэнсона — американского преступника, создателя и лидера секты «Семья», которая в конце 60-х потрясла Штаты чередой страшных убийств. Это парадоксально, но Буткевич размышляет не о его злодеяниях, а о душе Мэнсона, и задает вопрос себе и всем зрителям: как человек способен на это?
Актер — Василий Буткевич
Режиссер — Семен Ступин
4 октября, 19:00 "Починять живых", Национальный драматический центр Нормандии и города Руан (Франция), 14+
Моноспектакль по роману Мейлис де Керангаль «Чинить живых». События разворачиваются в течение одного дня и крутятся вокруг родственников 17-летнего Симона, жизнь которого поддерживается с помощью медицинской аппаратуры. По факту — парень мертв, но родственники не в силах смириться с этим, поэтому на уговоры врачей отдать органы на донорство не поддаются. В этот момент при смерти 50-летняя Клер, и ей очень нужно сердце, на трансплантацию которого у нее есть всего 24 часа. Как решиться на страшное, смириться с утратой, а главное — признаться в этом самому себе и жить дальше?
В спектакле смотреть и слушать можно не только актера и (по совместительству) режиссера Эммануэля Нобле. В постановке есть «голоса» других, которые, видимо, отвечают Нобле. Они звучат вокруг него, вмешиваясь в действие, влияя на ход событий и превращая постановку во что-то большее, чем спектакль для одного.
Спектакль идет на французском языке с русскими субтитрами.
Актер и режиссер — Эммануэль Нобле
7 октября, 19:00 "Предисловие", (Россия), 16+
Евгений Гришковец — один из мастеров жанра в России. Однажды он сказал, что ненавидит театр, поэтому создал свой, авторский, где сам ставит, сам играет, сам пишет сценарии и их придумывает. Свой спектакль он назвал «Предисловие», причем к реальному, своему же роману «Театр Отчаянья. Отчаянный театр». Как признается сам Гришковец, спектакль — это то, что не вошло в 900-страничную (!) книгу.
В ней главный герой проходит путь от 15-летнего ненавидящего театр юнца до 30-летнего режиссера, ставящего свою первую постановку. Протагонист-рассказчик начинает любить театр и погружается в мир искусства. Вероятно, автор лукавит, говоря о своей ненависти.
Актер и режиссер — Евгений Гришковец
10 октября, 19:00 Кадрия Садыкова
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео