Ещё
Избранный сюжет
Фото: АиФ-Владивосток
Фильм «Рассвет над Россией» показали на XVI Международном кинофестивале «Меридианы Тихого» в программе «Сделано во Владивостоке».
Это документальное детище группы французских кинематографистов, для которых путешествие на Восток было мечтой детства. Центральный образ фильма — железнодорожный вокзал Владивостока — архитектурный, исторический памятник, место, где заканчивается Транссиб. Скрывающий таинственные символы прошлого, притягивающий, словно магнит. Рассказчиками стали люди разных профессий — журналист, художник, владелец хостела, ресторатор, проводник, инженер, обходчик. Из вороха слов, историй, эмоций вокруг здания стратегического значения складывается картина жизни, наполненной событиями.
И здесь люди живут?
Летящие мосты, старинные особняки, автомобили, заваленные снегом, пешеходы, вразнобой спускающиеся по Светланской, панорамы бухт, сопок и островов. До боли знакомый пейзаж. Закадровый голос на английском языке произносит слова, полные изумления. За тысячи километров от Москвы, оказывается, есть ещё Россия, и после непроходимой тайги обнаруживается островок цивилизации. В анонсе к документальной ленте её авторы приглашают зрителей «посмотреть на удивительный железнодорожный вокзал во Владивостоке глазами российских художников, писателей, „простых“ путешественников и работников вокзала». По их словам, «фильм — попытка лучше узнать жителей Дальнего Востока России, это своеобразная погоня за мифической „русской душой“, которая, возможно, вышла из поезда несколькими остановками ранее, устав от постоянного преследования скучных иностранцев».
Фраза о загадочной русской душе растиражирована и обесценена, воспринимается с иронией и сарказмом. Природные условия, в которые попали на Дальний Восток переселенцы со всех концов России, не созданы для девушек тургеневского типа. Ехали сюда люди крепкие здоровьем и духом, отчаянные авантюристы, готовые рисковать, начинать с нуля. Впрочем, режиссёр и сценарист картины Филипп Мак Го тоже не лыком шит.
Переводчик с французского языка, работающая в «Альянс-Франсез во Владивостоке», Елена Теренецкая на съёмках фильма была ассистентом, снималась в эпизодических ролях. Она рассказала, что проект снимался по заказу солидного французского телеканала «Вояж». Главная задумка — серия историй про вокзалы мира. До Владивостока отсняли Мумбаи, Каир, Нью-Йорк. Особо тесной связи между городами нет. Почему наш город попал в избранные?
По мнению Елены Теренецкой, многие европейцы грезят Транссибом с детства, когда французы с идеей фильма приехали во Владивосток, они сразу нашли железнодорожный вокзал красивым.
Фильм и не предполагал плакатного позитива. Сам Филипп — типичный парижанин, но при этом наведывается в Нижний Тагил, поэтому он отлично знаком с суровой российской действительностью. У него была сумасшедшая романтическая история, которая закончилась съёмками фильма о Сибири. И он влюбился во Владивосток. Филипп, настроенный радушно по отношению к России, снял о городе почти патриотический фильм.
О своём, субъективном
От вокзала до Миллионки рукой подать. Журналист, писатель, автор книги «Владивосток и другие мужчины» Ольга Шипилова-Тамайо отправляется в гости к знакомой, которая живёт в бывшем китайском квартале. Девушки рассматривают чёрно-белые фотографии, где на макушке дореволюционного вокзала красуется двуглавый орёл. В СССР орла, понятно, сняли, восстановив символ самодержавия уже в наше время. Но такое ощущение, что орёл был всегда. Ольга — одна из главных героинь фильма. Несмотря на то что она профессионал в туристическом направлении и хорошо знакома с официальной историей вокзала, на протяжении картины рассказывает о своём, сугубо женском, субъективном отношении. Она родилась и выросла в Славянке, во Владивостоке получила образование. С детства ощущала магическое влияние вокзала, любила наблюдать за лицами людей в зале ожидания, слышать обрывки фраз. «Там чувствуешь запах России и будто перемещаешься во времени и пространстве», — говорит Ольга.
Краевед Нелли Мизь возвращает к истокам, времени, когда Великий Сибирский путь был лишь на бумаге. Объясняет, какое значение для молодого города имел приезд цесаревича в 1891 году. Своими руками он положил пластину в основание фундамента будущего вокзала. И только через 25 лет Транссиб соединил запад и восток России. «Чтобы попасть в закрытый город, нужно было иметь специальный допуск, — удивила французов Нелли Мизь. — Здесь кто только не бывал! Сомерсет Моэм, Чехов, товарищ Хошимин четыре раза через вокзал проезжал».
Французы находят в дебрях Светланской успешного предпринимателя из Южной Кореи, который боялся ехать в страну коммунизма, а теперь смеётся над своими страхами. Ольга Шипилова уверяет, что миф о китайской угрозе исключительно западная идея, во Владивостоке подобных настроений быть не может.
Владимир Косенко, которому при реставрации вокзала доверили делать роспись на потолках, поведал историю, которую вряд ли можно найти в книгах и энциклопедиях о Владивостоке. «Думая о воплощении идеи, проходил мимо строителей, — рассказал художник. — Иностранцы запели „Калинку-малинку“. В голове возник образ славянского праздника. Зрители, ожидая поезда или встречая близких людей, должны получать позитивный импульс — отсюда подбор цветов, сказочных персонажей, несколько детская, примитивная манера. Человек должен попытаться познакомиться с архитектурой прекрасного здания».
Перед сеансом Владимир Косенко заверил зрителей, что авторы фильма — ребята, безусловно, творческие и не могли снять плохое кино. Думает, что картина в первую очередь — о русском характере.
А как же романтика?
В разгар съёмок картины на мартовский Владивосток обрушился циклон — со снегопадами и штормами. И это оживило общение кинематографистов с железнодорожниками — инженерами путей сообщения, обходчиками, проводниками. Несколько скованные в непривычной роли перед камерами, служащие рассказывают о буднях Транссиба. К примеру, как ремонтируют в пути поезда. А тут ещё и снег выпал, столько хлопот! Все силы брошены на расчистку путей и платформ. Белые хлопья несутся вслед за вагонами, а на одной из улиц Владивостока ветер, не щадя, сбивает с ног китаянку, которая тщетно защищается хрупким зонтиком.
Операторская работа Жана Томаса Рено достойна высшей похвалы: ощущение бескрайних просторов, от которого мороз по коже, передаётся в зрительный зал. Это ли не есть образ мятущейся неприкаянной души? А в вагонах плюсовая температура, девушки-студентки, которым не по карману лететь до Москвы на самолёте, жалуются, что не могут заснуть под стук колёс. «А как же романтика?» — спрашивают французы, вызывая недоумение и насмешку.
Точка притяжения
Фильм «Рассвет над Россией» действительно стал ярким событием «Меридианов Тихого», как и в целом вся программа «Сделано во Владивостоке». В дирекции кинофестиваля отметили, что она получилась многоплановой.
В программу вошёл фильм из Гонконга «Сампан» — история о любовном треугольнике рыбака, актрисы и бизнесмена. В кадре — приморские бухты, заливы и острова. Режиссёр, сценарист и продюсер короткометражки Максим Бессмертный родился во Владивостоке, получил образование в Нью-Йорке, теперь работает в Макао и Гонконге.
Представил свою работу и молодой Владивостокский режиссёр Даниил Гончаров, его фильм «Бунигэ» раскрывает мифический мир духов, куда после смерти человека попадает его душа. История о том, как однажды четверо студентов отправляются в лес, где находят странное языческое захоронение.
«Осколки звёзд сорвутся с неба и исчезнут» — название четвёртого фильма программы «Сделано во Владивостоке». То ли сказка, то ли быль. Режиссёр картины  — из Владивостока, начал свою профессиональную карьеру на Пхукете. По возвращении в родной город открыл свою видеостудию «Грустный дятел». В 2014 году снял первый документальный фильм «Спасибо», участвовавший в Каннах.
Невзирая на то что до мечты о киностудии во Владивостоке пока далеко, как и до развитой киноиндустрии, город своим уникальным расположением, рельефом, богатой природой притягивает кинематографистов всего мира. Местным талантам сложно, но и они пробиваются на большой экран кинофестиваля. Замечу, что на программе «Сделано во Владивостоке» был аншлаг. Кому не хватало места, устраивались на ступенях.
КСТАТИ
В съёмках картины «Рассвет над Россией» приняли участие и владивостокские операторы.
ДОСЬЕ
окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» — «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.
Видео дня. Что стало с самыми яркими квнщиками
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео