Ещё

Советские фильмы, в которых белые лучше красных 

Советские фильмы, в которых белые лучше красных
Фото: Кадр из фильма "Дни Турбиных"
Если ВОВ в нашем кинематографе стала главной патриотической темой, то революция и Гражданская война — главной идеологической. Естественно, к любому фильму, рассказывающему о становлении советской власти, цензоры уделяли пристальное внимание. Никакой объективности не предполагалось, как и желания понять идейных противников. На протяжении нескольких десятилетий белые представали в образе безжалостных врагов, которым чуждо все человеческое. Все изменилось, как обычно, с наступлением оттепели.
Первой ласточкой стал фильм Чухрая "Сорок первый" о запретной любви между боевой красавицей Марюткой, лучшим снайпером красного отряда, в исполнении , и захваченным в плен поручиком Говорухой-Отроком. Волею обстоятельств они вынуждены выживать сообща, и постепенно начинают видеть друг в друге людей, а не противников. Но их любовь обречена, и Марютка выполняет последний приказ командира. Ее любимый становится сорок первым убитым ею офицером противника.
Так в советском кино начинается постепенная реабилитация белых офицеров, как героев, которых можно уважать и даже жалеть.

"Служили два товарища" (1968)

В фильме герои Владимира Высоцкого (поручик Брусенцов) и  () выглядят как живые люди с — убеждениями, честью и личной трагедией. Герой Высоцкого, несмотря на идейную противопоставленность красным, вызывает сочувствие и уважение. Он мужественно сражается, несмотря на то, что уже ни во что не верит, а после окончательного разгрома не находит в себе сил жить дальше.
Интеллигентный красноармеец Янковского, бывший фотограф, воспитанный священником, постоянно спорит с недалеким товарищем Карякиным (), для которого мир разделен на своих и чужих. И одерживает моральную победу, даже несмотря на свою гибель.

"Новые приключения неуловимых" (1968)

Во втором фильме трилогии Эдмонда Кеосаяна противниками юных героев становятся не карикатурные и ограниченные бандиты-бурнаши, а офицеры контрразведки.
Герой штабс-капитан Овечкин вызывает невольное уважение свои умом и внутренней силой. А герой поручик Перов одним проникновенным исполнением романса "Русское поле" задает мотив обреченности и изгнания героев. И очередная бравурная победа красных уже не радует. В заключительном фильме трилогии штабс-капитан произносит всего одну фразу, которая делает его на несколько голов выше своих победивших противников.
"Мои убеждения, поручик, как, впрочем, и всё самое святое, остались в прошлом. Вот во имя этого прошлого!"

"Адъютант его превосходительства" (1969)

Герой Кольцов противостоит умному, обаятельному, и по-своему благородному белому генералу Ковалевскому (), который вызывает уважение даже при абсолютных симпатиях к главному герою. Кроме того, в сериале есть удивительная сцена, когда белые и красные, оказавшись в плену у махновцев, ненадолго объединяются, чтобы вместе противостоять угрозе. И лишь потом расходятся в разные стороны, вспомнив, что они враги.

"Бег" (1970)

Драма Алова и Наумова по пьесе Булгакова показывает боль и трагедию белых эмигрантов, потерявших свою страну и свою эпоху. Они бесконечно бегут, осознавая бессмысленность своего пути, и каждый из них по-своему справляется со своим отчаянием.
Герои Владислава Дворжецкого (Хлудов) и  (Чарнота) абсолютно не похожи друг на друга, но оба поражают своим мужеством перед лицом безысходности. Мрачного и почти безумного Хлудова терзают призраки прошедшей войны. Бесстрашный генерал не видит выхода, и лишь провожает пароходы, которые отправляются на родину. Он понимает, что в советской России его не ждет ничего хорошего, но не находит на чужбине покоя.
Лихой казачий генерал Чарнота безмерно обаятелен и азартен. Он великодушен, помогает еще более растерянным в эмигрантских буднях Серафиме и Корзухину, и как Хлудов, знает, что обратного пути нет. Его бесшабашная удаль еще больше подчеркивает безнадежность положения.
Наконец герой безымянный полковник спасает своих юнкеров от бессмысленного боя, распуская батальон. Ему же принадлежит самая горькая и правдивая фраза фильма: "Россия против нас и вы это знаете". Это сцена из романа Булгакова "Белая гвардия".

"Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974)

Главный идейный противник чекиста Шилова (), конечно, не бандитский есаул Брылов (Михалков), а герой Кайдановского, ротмистр Лемке, бывший офицер армии Каппеля. Он ничего не боится, ни во что не верит и его единственная цель — добраться до реквизированного золота и уехать из страны, в которой для него уже не осталось ничего дорогого. Даже со связанными руками он деморализует есаула, вооруженного пулеметом.
"Щенок! А ну, развяжи мне руки быстренько!.. Ах ты дрянь! Да я из-за этого золота сто раз под смертью ходил, а ты?! Пакостник! Ублюдок! Недоросль!"
Шилов и Лемке ведут безнадежный спор, финал которого известен им обоим. Но именно Лемке предсказывает оставшуюся за кадром судьбу Шилова и подобных ему лихих революционеров, с которыми расправятся чуть позже, в тридцатые.
"Ну принесёшь, ну принесёшь ты это золото? Ну и что? Но они же тебя за это же золото и расстреляют!"

"Дни Турбиных" (1976)

Еще одна экранизация пьесы Булгакова в исполнении . Семья Турбиных и их друзья переживают трагические события в Киеве, где власть переходит от гетмана Скоропадского к Семену Петлюре и устроенной им Директории. Немногочисленные бывшие офицеры царской армии формируют полки для обороны города от войск Петлюры. Среди них и два брата Турбиных. За несколько дней они переживают всю драму людей, оказавшихся в бездне разваливающегося мира.
Видео дня. Почему бросила Россию звезда комедий 90-х
Комментарии 124
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео