Евгений Гришковец: "Перед выходом на сцену я обязательно проверяю, застегнута ли ширинка"
Совсем скоро на канале ТВ3 выйдет сериал "Обычная женщина". В сериале показана история семьи, которая прячет достаточно скелетов в шкафу. Отца семейства — талантливого, но резкого хирурга — сыграл Евгений Гришковец. Актер рассказал о своей новой роли, а заодно поделился с журналистами, какие ритуалы он соблюдает в жизни. С годами у человека появляются определенные бытовые ритуалы. Например перед выходом обязательно проверяет, выключен ли утюг. Есть ли у вас подобные ритуалы? — Если я выхожу из дома, то скорее всего еду в аэропорт. Поэтому по возможности нужно всех перецеловать и со всеми обняться. А когда возвращаюсь домой, если что-то забыл, то обязательно смотрюсь в зеркало, хотя я не суеверный человек. Есть ещё обязательный ритуал перед выходом на сцену. Я обязательно проверяю, застегнута ли ширинка. Хотя у меня имеется два костюма, на которых ширинки нету — комбинезон и матросские штаны (штаны застегиваются сбоку на пуговицы). Но я и в этих костюмах все равно проверяю. Как-то раз я просто сыграл спектакль с растегнутой ширинкой… и после этого проверка стала для меня обязательным ритуалом. Какие книги вы читали своим детям до тех пор, пока они не научились читать сами? — Я всегда был в разъездах, и читала детям обычно моя жена Лена. Но когда все-таки удавалось, это были те книги, которые мне читали мои родители — Чуковский, и набор небольших книжек, которые запоминались не стихами, а картинками. Помню до сих пор строчки: "Ах, плохие котята, котятки потеряли перчатки, за это не дам пирога…" Носова "Незнайку" читал, когда дети были постарше, и Винни-Пуха. Чудесные новые детские книги появляются редко. Накопился набор детских книжек и они сейчас переходят из поколения в поколение… Назовите последние фильмы, которые произвели на вас по-настоящему сильное впечатление? — "Древо жизни" Малика. "Выживший" большое впечатление произвел. Люди думали. Что этот фильм про месть, а он не про месть — совершенно про другое. Аргентинские фильмы, например "Почётный гражданин". Фильм Бориса Хлебникова "Аритмия". В сериале "Обычная женщина" Евгений Гришковец сыграл Артёма Лаврова, мужа Марины. Артём талантливый хирург, его уважают и коллеги, и пациенты, но деньги он получает средние, званиями и категориями похвастаться не может. Близкие, которых у Артёма, кроме Марины и матери, почти и нет, считают, что всему виной его резкий характер: правдолюб и борец за справедливость, он неудобен, вечно раздражает начальство. Чтобы Артём не отвлекался от профессии, его жена взвалила на себя все бытовые тяготы. Вот только беременная третьим ребёнком Марина стала всё меньше его привлекать… И тут в жизни Артёма появилась Ника. Молодая, энергичная, тоже врач, Ника шумно восхищалась его талантом, открыто признавала, что Артём прозябает не на своем месте. С ней он снова стал интересен себе. Артём привык к Марине и комфорту и любит дочерей, с которыми почти не проводит время, но ему нужно признание, соответствующее его уникальным способностям. Для него пришла пора взять, наконец, свою жизнь в собственные руки и начать принимать самостоятельные решения. Артём на фоне супруги кажется потерянным, не раскрывшим до конца свой духовный потенциал человеком. В чём его проблема? Мой персонаж – это нормальный, но слегка запутавшийся человек. Он, может быть, и не слишком рвался в нежные объятия за пределами брака, но так получилось. Он совсем не идеальный, но живой, с сильным характером, и мне очень интересно этого человека играть. Особенно много выдумывать не приходится: я полагаю, что в жизни я тоже принципиальный и при этом неидеальный, много чего не понимаю. Кто виноват в том, что Марина не может рассказать своему мужу по-настоящему важные вещи? Виноваты все. Артём, например, считает себя таким героем-ковбоем, выступающим за справедливость. Он знает, что он хороший врач и хороший друг, но не хочет себе признаться в том, что он плохой муж и отец. Артём искренне полагает, что профессиональные, "мужские" дела важнее, чем семейные. Призвание и дружба для него всегда на первом месте, а жена и дети – некая данность. Именно из-за этого весь его мир и рушится. Вполне возможно, что здесь сыграл роль авторитет его отца, которого герой очень уважает, но от которого он тоже не получал достаточно внимания. Кто из двух ключевых персонажей вам ближе – Марина или Артём? Мне всё-таки ближе Артём, потому что он боится "сломаться", пытается продолжать жить так, как он привык и как его воспитали. Для него существуют понятия справедливости, чести, достоинства, дружбы. Признаться самому себе в том, что ты проиграл, тяжело, больно и невозможно. Именно в этом, как мне кажется, мы совпадаем с моим персонажем. Можно ли сказать, что "Обычная женщина" – это такой женский манифест? Женский вопрос для России главный, потому что важнейший ресурс нашей страны – это женщины. А в нашей истории этот ресурс используется таким недостойным образом, да ещё и женщиной. Конечно, это несёт определённую идею, которая мне, к сожалению, пока недоступна, потому что я нахожусь всего лишь в роли винтика в часах, который не видит, какое время показывает циферблат. Журналисты, которые видели "Обычную женщину" на закрытом показе, говорили, что по стилистике проект напоминает американские жанровые сериалы типа "Во все тяжкие" или "Косяки". Насколько уместно такое сравнение? Наверное, можно проводить подобные аналогии. После "Во все тяжкие" вышло много сериалов, в которых мы видим, как обычный нормальный человек превращается в чудовище, но не все они сделаны так же тонко. В сценарии "Обычной женщины" тоже есть определённые тонкости, и я надеюсь, что наш замечательный режиссёр сможет все их воплотить в жизнь, чтобы создать настоящее полифоническое произведение, которое способно вызывать разные чувства. Вообще говоря, я большой фанат сериала "Во все тяжкие" и считаю, что после "Клана Сопрано" это крупнейшее кинематографическое событие последних лет. Сейчас такие серьёзные многосерийные телевизионные фильмы заменили собой многотомные романы, и "Во все тяжкие" – одно из наиболее выдающихся произведений. В сериальную индустрию сегодня пришли очень серьёзные силы. Люди, которые снимают современные сериалы, поняли, что у них есть возможность использовать романную форму, при этом работая с лучшими актёрами, в любом жанре и с очень лихими сценариями. В России телезрители готовы к такому серьёзному контенту? Российская аудитория вообще ко всему готова. Другое дело, готовы ли каналы делать такой масштабный продукт с расчётом на то, что придется заново формировать общественное мнение о сериалах? Зрители в России привыкли, что просмотр фильма в кинотеатре – это серьёзно, а дома у телевизора – нет. По той же причине у нас не приживаются комиксы: людям кажется, что книжки с картинками – это обязательно что-то глупое или детское. В России особенное художественное пространство и особенный зритель, у которого к американским фильмам гораздо меньше претензий, чем к отечественному кино, поэтому создателям новых сериалов требуется время и настойчивость.