Ещё
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Руслан и Людмила: Перезагрузка
Мультфильм
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Бойцовский клуб
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Добро пожаловать в Рим
Комедия
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет

Как упали паруса Рижской киностудии 

Фото: Свободная пресса
В советские годы фильмы Рижской киностудии гремели в СССР. Захватывающие киноленты , включая «Долгую дорогу в дюнах», знаменитый «Театр» с Вией Артмане, «Смерть под парусом» и многие другие смотрел весь Советский Союз. В этом году Рижской киностудии исполнилось 70 лет. Но где ее новые картины? Нету их!
Конец эпохе знаменитой киностудии наступил одновременно с борьбой страны за независимость. Еще в 1989 году было снято несколько фильмов, а потом — долгий период молчания и редкие работы. То есть Рижская киностудия как бы и есть, но ее как бы и нету: какая же это киностудия, если не снимает фильмы, особенно после той золотой поры, которая пришлась как раз на годы «советской оккупации»?
Можно, конечно, сказать, что предприятие существует, зарабатывая с помощью сдачи в аренду помещений, проката инвентаря, услуг кинематографистов. Но фильмы где? Рижскую киностудию постигла творческая катастрофа. На пике одного из афтершоков знаменитый Янис Стрейч все-таки снял фильм — мистическую киноленту ужасов «Мистерия старой управы», отвечающую веяниям независимой Латвии. «Накануне народного латышского праздника Лиго бригада кинематографистов снимает религиозно-патриотический фильм, в центре которого лежит история о бывшем чекисте, вынужденном встречать старость в местах своих давних злодеяний», — гласит синопсис. Ну конечно, без злодеяний «советской оккупации» бывшие выдающиеся мастера латвийского советского кино обойтись уже не могут.
Это был один из последних латвийских фильмов, в котором сыграл знаменитый советский, почти российский актер . Потом он еще снялся в двух латвийских лентах — детективной мелодраме «Билет Риги» в том же 2000-м и в детективе «Прятки» в 2001-м. А затем фактически полностью перешел «во власть» российских кинематографистов и иногда примыкал к украинским.
Ну а для харизматичного замечательного советского актера «Мистерия старой управы» стала вообще последним фильмом в его творческой карьере.
Так что же случилось с Рижской киностудией? Почему после распада СССР ее творческий путь тоже оборвался так, словно ее убили?
Об этом журналисту портала delfi.lv Кристине Худенко рассказал бывший руководитель Рижской киностудии, управлявший с 1987 по 1990 год, Рихард Пикс.
Он прошел все этапы становления на этом предприятии — от подсобного рабочего. Был ассистентом оператора, оператором документальных и игровых фильмов. В 1971 заочно окончил операторский факультет ВГИКа, в 1979 — Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве в мастерской . В качестве режиссера снял несколько фильмов — «Удар» (1979), «Не будь этой девчонки» (1981), «Выстрел в лесу» (1983), «Двойник» (1986). На съемках знаменитого остросюжетного художественного фильма Алоиза Бренча «Ключи от рая» был оператором.
Ему досконально известны все перипетии взлета и падения Рижской киностудии. После ухода из нее был главой Национального киноцентра, затем заместителем председателя Латвийского национального телевидения и радио, министром культуры Латвии и даже министром иностранных дел.
Так вот. «Рижская киностудия строилась в конце 40-х по американскому образцу 30-х годов — полное централизованное кинопроизводство», — рассказывает Пикс латвийскому журналисту.
По его словам, в советские годы на Рижской киностудии работали около 900 штатных работников — техническая и творческая группы. В ежегодный план входило четыре-пять игровых картин и пять-семь телевизионных. Все финансировались из Москвы и сдавалось там же. Бюджеты картин к 80-м годам доходили до 600 000 рублей. Легче всего, сообщил Пикс, финансирование выдавалось под Стрейча и Бренча — эти режиссеры шли по спискам высшей категории. Для киномузыки беспроигрышным вариантом был .
Став руководителем Рижской киностудии, он разделил ее на части «по принципам независимого европейского кино». «Отделили друг от друга производственную и творческую базы. Режиссеров с операторами вывели за штат, чтобы не содержать всех творцов, которые долго думают и в конце не факт, что придумают. Их предлагалось нанимать на конкретные проекты образовавшимся независимым творческим студиям», — рассказал бывший директор.
«Как я узнал позже, в советское время все фильмы Рижской киностудии, даже самые неудачные, финансово себя оправдывали и зарабатывали неплохие деньги для государства, миллионы рублей, — сообщил Пикс. — Западных картин в СССР прокатывали крайне мало, а наши были чем-то вроде заменителей».
После крушения СССР, рассказал бывший директор, помещения Рижской киностудии были приватизированы за сертификаты, земля денационализирована. По словам Пикса, в итоге киностудия оказалась в руках двух предприимчивых человек, которые, докупив участки вокруг, хотели построить в этом месте жилой массив.
«Я ни одной доли киностудии не приватизировал принципиально. И в силу своих возможностей старался тормозить процесс ее расформирования, — утверждает бывший руководитель. — В итоге их проект развалился — вокруг уже понастроили много нового жилья. Лишь тогда решили возобновить производство, но было поздно…».
Тягаться с американским кино, хлынувшим на рынок, было сложно. «Скооперировавшись с литовскими и эстонскими коллегами, мы ездили по международным кинорынкам и предлагали свое кино и услуги для съемок, — рассказал Пикс латвийскому журналисту. — В 90-м я ездил в Лос-Анджелес зазывать их режиссеров снимать у нас, что к тому времени успешно продвинули венгры и чехи. В той затее мне очень помогала режиссер латвийского происхождения Джулия Робинсон. Но ничего у нас не получилось…»
В 1991-м Пикс предпринял попытку договориться о совместной работе с французским телевидением. «Мы собирались снимать по три-пять картин в год», — сказал он. Но из-за финансовых требований латвийского сценариста контракт развалился. «Помню, я позвал того товарища и объявил: все, что я сделал для сохранения производства, с вашей помощью разрушено, мне тут больше нечего делать — буду искать другую работу».
Рихард Пикс взялся за прокат западных картин. Звезда Рижской киностудии закатилась одновременно с восходом независимости страны. Ну а мы все равно помним и иногда смотрим лучшие фильмы Рижской киностудии.
Новости о происшествиях: Хулиганы в Москве избили актера
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео