Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

«Я нашла в себе уверенность делать все, что я задумала»: интервью с Дарьей Жук 

Фото: Фильм.Ру
В прокат вышел фильм «Хрусталь» полнометражный дебют режиссерки Дарьи Жук, кото-рый выдвинули на соискание премии «Оскар» от Беларуси. Мы поговорили с Дарьей о 90-х, «аме-риканской мечте» и больших надеждах.
film.ru: Наша подписчица из Беларуси сказала мне, что в версии фильма, которую смотрела она, нет фрагмента с митингом. Его пришлось вырезать для проката в Беларуси?
Дарья Жук: Да, именно для проката в Беларуси пришлось вырезать. Я встала перед выбором: либо никогда больше не делать кино в Беларуси и показывать его таким, какое оно есть, либо немного подкорректировать. У каждого общества есть какие-то воспаленные проблемы, в Украине были возмущены участием Хаски в картине, так как он открыто поддерживал ополченцев в Донбассе. Дистрибьютор попросил не рисковать. Меня никто не заставлял вырезать этот 20-секундный фрагмент, попросили не делать на нем упор. У нас просто тоже немного зажатое общество, но все равно те, кому надо, увидят режиссерскую версию.
Это исторически точный момент: 96-й год, 26 апреля. Это первая демонстрация, последствия которой я ощутила на себе, потому что тогда забрали моих друзей. Причем мы не участвовали в ней, мы просто оказались рядом. Это еще такой показатель того времени, когда все бурлило, определялось гражданское общество и все было наполнено бесконечным ожиданием и большими надеждами, которые для моего поколения не оправдались.
film.ru: Эти события послужили триггером для вашего переезда в США?
Дарья Жук: На тот момент я уже знала, что поеду в Америку учиться. Уже находясь там, думала: «Еще два года поучусь и, может быть, вернуться?» а потом думала: «Нет, еще два года поучусь». Кстати, мои московские друзья возвращались домой чаще, например, заканчивали Гарвардскую бизнес-школу и ехали домой, а вот в Беларусь возвращалось меньше людей. У нас не было такого эмоционального подъема, какой был в России в 90-х.
Дарья Жук на съемках фильма Хрусталь
film.ru: Кстати, с Хаски вы классно придумали, чтобы он набивал герою пулю.
Дарья Жук: Хаски как раз до съемок фильма познакомился с Алиной, и Алина пригласила его в Минск в гости. А у нас в Беларуси очень сложно найти таких фактурных актеров, у нас все очень одинаковые, почти нет эмигрантов. А для роли татуировщика мне как раз нужен был человек не из этого городка, какой-то заезжий, иначе герой просто не пошел бы к нему разбираться со своей татуировкой. К тому времени я уже послушала его альбом и предложила как-то зарифмовать это все с пулей. Ну, правда, этот момент считывают только те, кто в теме.
film.ru: Да-да, на этом моменте я начала смотреть по сторонам, чтобы понять, кто уловил отсылку. Это когда в фильмах MARVEL видишь камео Стена Ли, и тоже на секунду возникает такая общность в зале.
Дарья Жук: Оказалось, Дима вообще потрясающий актер, причем до этого он нигде не снимался, зато сейчас у него связей с кино гораздо больше. Он и в театре уже играл, да и музыка его начала звучать с экранов. На тот момент они только думали, что его песню могут взять саундтреком в фильм "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов", это было полтора года назад. За это время, конечно, все изменилось,
film.ru: А в США уже были скрининги «Хрусталя»?
Дарья Жук: Да, показывали и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе, но это все было связано с показами для Киноакадемии. Американская премьера будет на фестивале Slamdance параллельно вместе со скринингами на фестивале в Санта-Барбаре. Для нас это такое классное и культовое место, потому что оно связано с этим смешным сериалом, всю жизнь хотела туда съездить.
film.ru: Интересно, как в Америке смотрят на «Американскую мечту», можно сказать, нашими глазами?
Дарья Жук: Для них весь этот мир немного экзотичный, я бы сказала, но Веля им очень понятна, потому что она напоминает классных независимых героинь американских инди-хитов. Она по духу им близка, я изначально задумывала ее как американского персонажа, который оказался на восточноевропейской почве. Она у меня такая индивидуалистка У меня просто было много таких подруг в 90-е, и мне хотелось такой яркости и несовместимости. Но одновременно она все равно, конечно же, отсюда. Зрителю немножко сложнее с маленьким городком и его персонажами. К тому же там много диалога, мы помучились немного с переводом, но говорят, что получилось хорошо. На показ в Нью-Йорке пришли мои друзья, им, как и модератору беседы, очень понравилась эта клаустрофобичная атмосфера 90-х.
film.ru: Вы сказали про подруг, а вы так же ярко одевались в 90-е?
Дарья Жук: Я очень стремилась к этому: одевалась во все желтое и пугала людей на улицах.
Кадр из фильма Хрусталь
film.ru: А какая была у них реакция?
Дарья Жук: У многих срабатывала защитная реакция, понятно, что к тебе никто не приставал, потому что все думали, что ты тотальный фрик. Нас была такая кучка людей человек 300, которые в этой техно-тусовке варились. Она до сих пор существует, у нас нормально так движение это развито. В Питере и в Москве это все началось в 93-м году и перекочевало к нам.
film.ru: Вы тоже чувствовали себя инопланетянкой в родном городе?
Дарья Жук: Ну, было немного страшно таким образом бросать вызов обществу, да. Но все равно внутри этой субкультуры ты чувствуешь себя как дома, вы как такая маленькая семья. Вот это чувство общности тебя поддерживает. Там были люди гораздо старше и интереснее меня, начитанные, которые много путешествовали. Все это очень поддерживало.
film.ru: По фильму понятно, что переживания героини в какой-то степени автобиографичны, поэтому мне интересно узнать у вас: осуществив заветную мечту, вырвавшись из родной страны, to the and of dream, нашли ли вы там то, о чем мечтали? И можно было бы так же профессионально вырасти у себя на родине?
Дарья Жук: Да. Я нашла в себе уверенность делать все, что я задумала. Это пришло и через образование, и через пребывание в обществе, в котором ценность личности гораздо выше, чем у нас. А с другой стороны, такой абсурд: чтобы сделать фильм, мне пришлось вернуться домой. Очень важно знать мир, о котором ты говоришь, это большая ценность для первого фильма.
film.ru: Поэтому, несмотря на то что в Америке у вас, наверное, было больше возможностей для большого дебюта, вы решили вернуться на родину?
Дарья Жук: Я всегда знала, что хочу снять кино про свое поколение, про людей, которые мечтали вырваться в Америку (и многие вырвались), я просто не знала, что это будет мой первый фильм. Я сама удивилась, что мне удалось запустить этот проект в работу, так как он изначально был очень рискованным. Для американских продюсеров все эти дальние страны очень непонятны, поэтому никто точно не знал, дойдет ли этот проект до финишной прямой. Но можно было сделать и другой фильм. У меня уже был готов сценарий, более автобиографичный, там героиня уже переезжает в Америку и живет там первый год. Он бы тоже хорошо пошел, может, я когда-нибудь возьмусь за этот проект, но не сейчас.
film.ru: Отложите сценарий для более подходящего момента?
Дарья Жук: Да. Это тоже история взросления, сейчас же мне хочется сделать что-то другое.
На съемочной площадке фильма Хрусталь
film.ru: А у вас уже есть планы на следующий фильм?
Дарья Жук: Есть наметки, да. Мне пока страшно об этом думать, потому что когда зрители подходят, благодарят за фильм и спрашивают: «А какой проект у вас следующий?» я поняла, что нужно просто отвечать: «Хрусталь 2», потому что все хотят продолжения. Но классно, когда после просмотра картины тебе хочется еще и еще, это значит, что ты не утомил зрителя, а это для меня важно.
film.ru: А как вы думаете, нужно ли сейчас кинообразование, чтобы стать режиссером?
Дарья Жук: Меня поражают люди, которые снимают без кинообразования, они для меня загадка природы. Мне кажется, что без кинообразования сейчас очень сложно. Когда кинематограф только появился, конечно, еще ни у кого образования не было, все как-то интуитивно снимали. Но сейчас кино как форма искусства уже устаканилось, и какие-то вещи уже нужно знать. То есть я бы не смогла без профильного образования снять этот фильм. Я хотела быть полностью уверенной в том, что я делаю. Разница вот в чем. Ты, как творческий человек, который уже что-то снимал и монтировал, знаешь, как это можно сделать одним способом, ты видишь только одно решение проблемы. А после киношколы ты видишь пять решений этой же проблемы. Я бы еще сказала, что это лучшие годы в жизни, я бы всем советовала. Правда, вопрос еще в цене, образование сейчас сильно подорожало.
film.ru: А вы в Колумбийском университете учились?
Дарья Жук: Да, в Колумбийском. Это было очень сложно, приходишь, и тебе сразу говорят, что ты ничего не знаешь, и ты чувствуешь себя как ребенок, которому нужно заново учиться ходить. Особенно сложно, когда ты уже сформировавшаяся личность, а на тот момент мне уже было 30 лет, это было очень болезненно. Но зато ты сразу молодеешь на 10 лет!
film.ru: Сейчас еще странная тенденция дебютировать в режиссуре с фильмом о 90-х, так было с «Теснотой» Балагова, и недавно вышел еще фильм «Нашла коса на камень»
Дарья Жук: Я тоже думаю об этом часто. Когда я увидела трейлер фильма Кантемира, я была потрясена, на тот момент я уже монтировала «Хрусталь». Видимо, у нас уже сложился образ 90-х, и его захотелось как-то отредактировать. Были, конечно же, культовые фильмы про то время, но мне хотелось добавить свой голос, поэтому «Хрусталь» было легко делать. Когда я сидела со своим продюсером Валерой Дмитроченко, он тоже спросил, почему я выбрала 90-е. Мы начали смотреть его фильмографию, а он работал с 89-го года на «Беларусьфильме», и оказалось, что с 1992-го по 1998 год вообще ничего не снималось. Сейчас я понимаю, что фильмы, конечно же, снимали, но этих режиссеров чуть ли не убивали. Очень многие фильмы не доходили до финальной стадии. Я разговаривала с Сергеем Мокрицким, и он мне рассказывал про все эти прекрасные фильмы, которые просто исчезли вместе с людьми, которые их делали, потому что такое безумное время. Поэтому остались какие-то белые пятна в 90-х, которые стоит закрасить.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео