Ещё
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Ядовитая роза
Детектив, Триллер
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Игрища престолов
Комедия
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет

Создатель «ДМБ» и «Даун Хауса» Роман Качанов: Первых продюсеров придумал я 

Фото: ИД "Собеседник"
Кинорежиссер Роман Качанов рассказал в интервью Sobesednik.ru о том, как появились его всенародно любимые фильмы «ДМБ» и «Даун Хаус», а также о работе с артистами различных поколений и о ситуации в российском кино сегодня.
— На рубеже 90-х и нулевых годов вы сняли фильмы «ДМБ» и «Даун Хаус». Почему сегодня в России не снимается столь же всенародно цитируемое кино, на ваш взгляд?
— Ну, наверное тогда просто меньше фильмов делалось. И потом, фильмы снимались в большей степени не за деньги, а делались как искусство. Денег ведь тогда в кино особо не было. И поскольку люди, и я в том числе, занимались искусством, то как-то делали всё по-честному. Соответственно, фильмов было меньше, но они были, скажем так, получше.
— То есть ситуация в нынешнем отечественном кино всё-таки печальная?
— Она хуже, чем печальная. Она просто никакая. Потому что то, что сейчас делается — это, понимаете, как если бы в живописи рисовал только один Никас Сафронов. А там всё-таки ещё Рембрандты были, Гогены, Ван Гоги. Вот то же самое и в кино — сейчас у нас оно состоит из того же, из чего состоит живопись Никаса Сафронова.
— Как так вышло, что знаменитый мем «Видишь суслика? А он есть» произносите в «ДМБ» вы сами, и сами же исполняете довольно яркую роль каптёра Либермана, но почему-то озвучена эта роль не вами? Это вот всё изначально было такой чётко проработанной конструкцией? Или рождалось уже в процессе съёмок?
— Да не было никакой конструкции. Просто я с дикого бодуна пришёл на озвучание и даже «му» сказать не мог. А по коридору киностудии имени Горького шёл артист Владимир Вихров, вот мы его и позвали озвучивать. Он там в «ДМБ» озвучивает ещё несколько ролей, ну заодно озвучил и меня. Так что абсолютно никакой не было задумчивости в этом смысле.
А то, что я сыграл в своём фильме — ну бывает такое: режиссер сам себя приглашает на роль. В скольких фильмах я себя не пригласил на роль, заметьте. Всякое бывает: то режиссёр приглашает сам себя на роль, то не приглашает. Такая вот фигня.
— А почему вы не захотели быть режиссёром последующих частей «ДМБ»? Как вы отнеслись к ним тогда и как воспринимаете сейчас?
— Я не то чтобы не захотел… Понимаете, когда возникает хотя бы мало-мальски успешный проект, вокруг него сразу же появляется много людей, которые считают себя к нему причастными.
И вот возникла некая группировка во главе с Охлобыстиным, которая стала делать сериал. Ну понятно, как он был воспринят — это полный отстой. Что тогда воспринимался как полный отстой и упадок, что сейчас он также воспринимается.
Я-то не отказывался его делать. Просто тогда «Даун Хаус» снимался, и я сказал: «Подождите меня, я сниму вам сериал». Но они решили, что всех порвут своим талантом и красотой… Самое неприятное: многие считают, что этот сериал делал я.
— Кстати, получается ведь, что именно вы открыли таких звёзд нашего сегодняшнего кино, как, например, Станислав Дужников и Алексей Панин. Сами они это ценят? Контактируете ли вы с ними сейчас?
— Ну я не знаю, насколько они ценят. Это лучше у них спросить. Хотя правду, наверное, всё равно не скажут. (улыбается) А так да, контактирую.
Но я не только их открыл. Понимаете в чём дело: вот было советское кино. Ну мало того, что это было кино другой страны, оно ещё и делалось в то время, когда по сути не было телевидения. При советской власти по телевидению ничего не показывали, кроме фильмов 50-летней давности, видеомагнитофонов не было, как не было и западных фильмов. И вот на этом фоне было советское кино. А потом возникло российское кино, которое сильно проиграло в ситуации, когда уже появились видеомагнитофоны и западное кино, которое никто не видел 70 лет.
И, собственно говоря, «Дембель» был одним из первых фильмов, если не первым, в которых это российское кино стало проявляться. Ну, правда, учитывая ваш первый вопрос, оно, может быть, там и осталось, в этом фильме. (смеётся) Именно тогда российское кино начало конкурировать со всей 70-летней библиотекой мирового кино. То есть кино новой республики, нового времени. И поэтому то, что я там открыл молодых ребят, вполне естественно. Я там «переоткрыл» и тех, кто в советском кино появился, но бесследно исчез после того, как открыли шлюз западного кино. Так что я бы не стал так говорить однозначно, что кому-то я дал путёвку в жизнь, а кому-то не дал. Просто так сложилось, что они сыграли в одном из первых фильмов именно российского кино. Это как про молодых артистов, так и про взрослых — Павлов, Будрайтис, Белявский… Тот же Арцибашев — его же так особо никто не знал.
— А как «ДМБ» был воспринят в самой армии? Ругали? Или, наоборот, хвалили за увеличение призыва?
— Ну, такие военные стукаческого плана возмутились. А все нормальные военные нормально и восприняли. Мы снимали ведь это всё в реальной военной части. И, более того, все там прочитали сценарий. А некоторые военные у меня там и сыграли маленькие эпизодические роли. Вот там прямо несколько офицеров ходят — это реальные офицеры… Так что «строевые» прекрасно восприняли, а всякие политруки и прочие связанные со стукачеством… Да даже они нормально приняли, наверное, но так, для порядка повозмущались.
Роман Качанов в фильме «ДМБ»
— Теперь что касается «Даун Хауса». Есть такое мнение, что это на самом деле лучшая экранизация «Идиота» Достоевского. Ну, в частности, так считает моя 19-летняя дочь. Доводилось ли вам слышать именно такую оценку этой картины?
— Во-первых, разумеется, доводилось. Я многое слышал про эту картину, и такое мнение в том числе. А, во-вторых, я с такой оценкой, пожалуй, согласен. Потому что в этом фильме я за довольно короткий срок почти все события и коллизии из романа Достоевского, в общем-то, отразил. Кстати, Лёша Панин, сыгравший Ипполита, до сих пор расстроен, что эта роль без слов. Притом что в романе это довольно серьёзный герой…
Но в вашем вопросе есть один момент: вы говорите, что 19-летний человек смотрит и оценивает этот фильм, причём, я надеюсь, он делает это добровольно, или вы заставляете?
— Нет, конечно.
— Понимаете, в чём дело. Наверное, это действительно не самая плохая экранизация Достоевского, если фильм почти через 20 лет после выхода смотрят 19-летние люди. Вот где оценка-то содержится.
— А каким образом в «Даун Хаусе» удалось собрать такое без преувеличения созвездие актеров? Причём звёзд не только нашего, но и польского кино — Барбара Брыльска, Ежи Штур… И даже известных людей не из кино — Артемий Троицкий, DJ Грув. Это вот такая крутая продюсерская проработка или воля случая?
— Да не было тогда никаких продюсеров. Первых продюсеров придумал я. Я их стал записывать в титрах фильмов. Правда, это было немножко раньше — в фильмах «Не спрашивай меня ни о чём» и «Урод», которые я делал в начале 90-х. Тогда, когда и слова-то такого никто не знал. И, собственно, в конце 90-х продюсеры тоже были абсолютно номинальными.
А созвездие не стало бы созвездием, если бы не собралось в этом фильме. Их ведь тогда особо никто не знал. Все знали, что Ваня Охлобыстин — это какой-то друг Гарика Сукачева, а Федя Бондарчук — рекламщик, широко известный в пределах Бульварного кольца.
Что же касается Брыльской, то это была такая реинкарнация звезды 70-х годов. А Ежи Штур мелькнул в каком-то одесском полузабытом фильме…
— «Дежа вю»…
— Да-да. Ну, в общем он тоже уже был как бы наш.
— Вообще не было какого-то барьера в работе со звёздами советского кино?
— Не было, по одной простой причине: я начал снимать кино в 1990 году, когда мне было 23 года. И тогда я не мог себе позволить никакой барьер, а то тогда бы у меня барьер был со всеми. Я всё равно ведь был самым молодым в съёмочной группе. И у меня как раз уже тогда снялся Юозас Будрайтис в фильме «Не спрашивай меня ни о чём». То есть мне нужно было или переживать возрастные барьеры и просто не заниматься режиссурой фильмов, или просто на них забить, что я и сделал. Так что никогда никаких барьеров у меня не было — ни возрастных, ни сословных, скажем так. Может быть, сейчас начали возникать, не знаю. Тогда точно не было.
— А вам не обидно, что ваши последующие после «ДМБ» и «Даун Хауса» фильмы всё-таки такого же грандиозного успеха не имели? Или, как говорится, всё ещё впереди и мы увидим новые всенародно любимые фильмы от режиссёра Романа Качанова?
— Мне нисколько не обидно, потому что если бы, допустим, я дал дуба в данный конкретный момент — во время или сразу после разговора с вами, то как минимум от меня останется два фильма, которые миллионы людей знают наизусть. А от многих режиссёров вообще ни одного такого фильма не остаётся. Поэтому, может, и два уже много.
А может, я и подрасслабился. Но мне грех жаловаться. Да и дальше я тоже всё-таки кое-чего наснимал, если внимательно посмотреть. Сейчас меня народ начинает немного трясти, потому что очень тихо и как-то без рекламы вышел фильм «Гена Бетон», где я снял тоже всех — и Бондарчука, и Куценко, и Охлобыстина, и Литвинову, и Шнурова… Всех — это, короче, значит ВСЕХ. Сложнее сказать, кто там не снялся, чем кто снялся. И фильм медленно, но набирает обороты. Я для себя просто закрывал им определённую эпоху — когда наши вечно молодые друзья перестали быть вечно молодыми и стали уже дяденьками и тётеньками. Другое дело, что к этому фильму не было ни рекламы, ничего. Но я по этому поводу не бился и не колотился. Просто знал, что он как-то сам проявится. Вот он сейчас и входит постепенно в сознание следующего поколения.
— А в данный момент над чем-то работаете?
— Да, работаю. Но в этом плане я суеверный. Чисто в психологическо-практическом смысле лучше не говорить о том, что ещё не сделано. В данный момент я делаю кино. Там много личного. Там совершенно нулевой бюджет. И я решил, что вообще буду его делать как хочу во всех смыслах.
— То есть это будет авторское кино?
— Нет никакого авторского кино. Есть [хреновое] кино, которое, впрочем, тоже кино… А есть, знаете, на заборе «кино» написано, а там дрова лежат. «Авторское кино», «продюсерское кино» — это всё отмазки, чтобы говно не называть говном. Я не авторское кино делаю — я делаю просто кино.
Кроме того, я, наверное, не поленюсь и сделаю такую арт-акцию: проедусь по ряду городов, покажу кино, привезу артистов, которые у меня играли. Это стоило бы сделать, потому что действительно надо, чтобы люди знали, что эти фильмы делал не Дед Мороз, а конкретный режиссёр в моём лице. В общем, планирую такую вспоминательную гастроль в поддержку нового кино.
— Отдельно хотелось бы спросить про Ивана Охлобыстина, с которым вы всё-таки очень много работали: его нынешний ультраконсерватизм, фундаментализм и мракобесие какие чувства вызывают у вас? Что же с ним такое произошло?
— Я не только работал с Охлобыстиным, но и учился с ним на одном курсе, и на картошку с ним ездил. Но, честно говоря, мне неинтересна его позиция. Ни обсуждать её неинтересно, ни то, что он говорит, неинтересно. Более того, Ваня не очень самостоятельный человек в смысле философских философий. И лучше бы он вообще молчал бы, за умного сошёл бы. Старая международная мудрость. Вот и всё.
А мракобес там или не мракобес — это кому что. Другое дело, что идиотом он выглядит. Ну вот молчать надо иногда. А в случае Ивана лучше делать это постоянно. Вот такие дела.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео