Ещё
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
Как выглядит и чем занимается Таисия Маслякова
ТВ
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Новинки кино прошлого года, которые не заметили
Фильмы
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Петицию об увольнении шоураннера «Ведьмака» закрыли
Сериалы
Вид Домогарова и Ефремова возмутил поклонников
Вид Домогарова и Ефремова возмутил поклонников
Актеры

Бенисио дель Торо о критике и работе над ролью Че Гевары 

Пуэрториканский актёр  — лауреат множества кинематографических премий, в числе которых «Оскар», «Золотой глобус» и «Премия Гильдии актёров». В эксклюзивном интервью RT на полях 40-го Международного фестиваля нового латиноамериканского кино в Гаване дель Торо рассказал о своих тесных связях с Кубой, подготовке к съёмкам фильма о Че Геваре и отношении к критике. Кроме того, актёр объяснил, почему не любит смотреть картины со своим участием и как выбирает проекты, в которых готов сниматься.
— Вы постоянно приезжаете на Кубу для участия в Международном фестивале нового латиноамериканского кино, а также в кинофестивале в городе Хибара. Все эти визиты в какой-то мере свидетельствуют о вашей тесной связи с этой страной. Как зародились ваши отношения с Кубой?
— Мои отношения с Кубой и её историей начались со сбора материала при подготовке к съёмке в фильме о Че Геваре 2008 года. Он называется «Че». В то время я ездил на Кубу именно с этой целью, и мне удалось подружиться со многими людьми, которые впоследствии стали для меня почти семьёй.
Впрочем, интерес к Кубе у меня был и до того. Он появился благодаря кино — фильмам Томаса Гутьерреса Алеа, Пастора Веги, и многих других кубинских режиссёров. Ещё до съёмок в «Че» я был знаком с их работами, и мне всегда хотелось узнать больше о Кубе, о её жителях и её кинематографе.
— Поговорим о фильме «Че». Кубинцев невероятно впечатлила ваша игра в этом фильме. Как вы готовились к роли?
— Я готовился к фильму так же, как вы готовитесь к съёмке какого-либо сюжета. Я провёл определённую исследовательскую работу, чтобы не только разобраться в личности самого Че, но и понять ту эпоху — историю Че, историю страны и, можно сказать, историю континента. Это было частью моей подготовки.
Помню, сидел как-то рядом со вдовой Че, Алейдой, и она мне сказала: «Неважно, похож ты на Че внешне или нет, важно понять человека, выяснить, каким он был». На меня её слова сильно повлияли, и я постарался показать на экране именно человека из плоти и крови. Не супергероя, а живого человека.
Думаю, эта мысль помогла мне почувствовать, что я способен его понять и благодаря этому перевоплотиться в него перед камерами и, повторюсь, показать его как человека.
— Но это сложная роль, ведь у Че была очень характерная жестикуляция. Не было ли вам страшно? Многие великие актёры опасаются играть некоторых персонажей.
— Да, конечно. Потому что речь идёт о человеке, которого в одних странах знают очень хорошо, а в других — меньше, и имеют совсем иное представление о нём. Так что были моменты, когда я спрашивал себя: «Что я делаю? Удастся ли мне сыграть хорошо?» Я часто чувствовал неуверенность. Но рядом находились съёмочная группа и актёры, которые исполняли роли людей, составлявших окружение Че. Все были заинтересованы в том, чтобы результат получился максимально правдоподобным. Таким образом, мне очень помогло наблюдение за актёрами, которые были со мной на съёмочной площадке.
— Вы сыграли Че Гевару, которого многие любят, но некоторые ненавидят. Как вы отнеслись к критике? Насколько весомо для вас мнение людей, которые, как я полагаю, раскритиковали вас как за отношения с Кубой, так и за роль Че?
— Я считаю, что каждый человек имеет право на своё мнение. И за мной стоит мнение деятелей кино, которые участвовали в исследовательской работе. Мы не были ни на чьей стороне, а просто собирали материал. Целых шесть лет. Мы приехали на Кубу, изучили то, что здесь есть, а также съездили во многие другие места, связанные с Че: в Майами, Францию, Боливию. Другие точки зрения нужно уважать. А наше мнение — это та точка зрения, которая на сегодняшний день лучше всего подкреплена исследованиями. После нас будут и другие фильмы о Че, но мы и правда проделали очень серьёзную исследовательскую работу.
Версия, которую мы представили, — это не только моё видение истории Че Гевары, но и видение всей съёмочной команды: сценариста, режиссёра, продюсеров. Мы познакомились как с людьми, которые не слишком его любили, так и с теми, кто готов был отдать за него жизнь. И в результате уравновесили эти две точки зрения. Так что всё, что показано в фильме, — правда.
— Я не могу не отметить огромное количество и разнообразие персонажей, которых вы сыграли, — от упомянутого вами Че Гевары до Человека-волка. Как вы выбираете проект? Что должно быть в фильме, в сценарии, чтобы вы сказали: «Да, я хочу здесь сниматься»?
— Нужен хороший руководитель, хороший режиссёр. Пусть без большого опыта, но зато с серьёзной мотивацией. Это должен быть режиссёр-демократ, который готов к сотрудничеству с другими участниками съёмочного процесса, с актёрами. Важны также сюжет, сценарий: являются ли они оригинальными, вызывают ли в процессе чтения какие-то эмоции. Также отмечу актёрский состав.
Итак. Режиссёр, сценарий и актёры, с которыми тебе предстоит играть, — вот, что влияет на решение. Если есть хороший режиссёр, который полностью погружается в процесс, то он будет подавать пример в качестве лидера. Так что это очень важно. И он должен уметь слушать. Я сам снимаю фильмы уже много лет.
— Вас наверняка слушают.
— Я сам это заслужил, потому что много лет работаю как режиссёр. Вначале ко мне не так уж и прислушивались, но теперь — другое дело. Возможность сотрудничать, высказывать сомнения, которые возникают относительно персонажа или сюжета, обсуждать их, приходить к решению — вот что важно. Это должна быть совместная работа с режиссёром, а иногда и со сценаристами. Я бы сказал, что для меня это сейчас очень серьёзный фактор — готовность режиссёра работать над сценарием. Потому что идеального сценария я ещё никогда не видел. Всегда требуется что-то доделать.
— По вашему мнению, все жанры кино одинаково важны? Возьмём так называемое авторское кино и фильмы более коммерческого характера, вроде того же «Чeловека-волка» — они ведь вполне могут быть хорошими фильмами.
— Да. Можно сказать, что некоторые фильмы рассчитаны на определённый уровень развлечения, другие и развлекают и заставляют задуматься, а третьи предназначены для размышлений. Но, как правило, если перед нами разворачивается какая-то история, то мы ставим себя на место её персонажей. Так же и я: когда читаю сценарий, я идентифицирую себя с героем. Думаю, что и зрители в кинотеатре хоть и не участвовали в создании фильма, но идентифицируют себя с его персонажами. И здесь важно разнообразие, иначе все ленты были бы похожи друг на друга. Мне, как поклоннику кино, нравятся и научно-фантастические фильмы, и вестерны, и комедии — короче говоря, все жанры кино.
— Вы любите и смотреть фильмы, и создавать их.
— Именно. Но вот с ролями, где надо танцевать, как-то не выходит. Я далеко не лучший танцор.
— Но если представится такая возможность?
— Почему бы и нет? Это было бы интересным вызовом и возможностью попробовать что-то новое.
— В одном из интервью вы говорили, что наибольший интерес у вас вызывают персонажи, которые эмоционально меняются по мере развития конфликта. Есть ли у вас в этом плане особо любимые персонажи? И могли бы вы в своей обширной фильмографии выделить роли, которые как-то на вас повлияли?
— Я бы сказал, что все роли так или иначе на меня повлияли. Например, роль Че Гевары: благодаря ей я смог сильнее ощутить связь со своими карибскими, латиноамериканскими и пуэрториканскими (а, значит, отчасти и североамериканскими) корнями. Эта роль помогла мне сильнее почувствовать собственные корни и дала возможность познакомиться с этой историей, которую я, честно говоря, не очень хорошо знал.
Есть и другие примеры — скажем, моя роль в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», в основе которого лежит художественный роман. Когда я работал над этим фильмом и читал книгу, я начал понимать, в чём заключается работа писателя. Тут дело не только в его особом даре. Перечитывая книгу снова и снова, я начал осознавать, что автор как бы выстраивает своё произведение. А потом приходим мы и пытаемся адаптировать его для театра или кино. То есть писатель работает так же, как работаю я — актёр. Он постоянно что-то добавляет, каждый элемент у него играет какую-то свою роль, есть некое развитие, есть реплики, которые обязательно должны быть сказаны, потому что без них пострадает образ персонажа. Так же происходит и со сценарием фильма.
Благодаря работе над этим фильмом я увлёкся литературой, стал много читать. Он оказал на меня большое влияние. Кроме того, я познакомился с автором романа Хантером Томпсоном; мы с ним много общались, разговаривали о литературе и о писательском ремесле. Так что многие фильмы дают что-то новое, оставляют какой-то свой след, как и многие роли. Опыт от участия в двух разных фильмах никогда не был для меня одинаковым.
— Возникает ли у вас, как и у многих актёров и актрис, некое противоречивое чувство? С одной стороны, ваши персонажи на экране, а с другой — Бенисио дель Торо, который смотрит фильмы со своим участием. Есть ли у вас такое чувство?
— Да, такое противоречивое чувство есть, когда я смотрю на свою игру. Можно сказать, что у меня как бы две позиции. Во время работы над фильмом я не анализирую свою игру. Поскольку в киноиндустрии я уже давно, то с какого-то времени начал смотреть фильмы ещё до их показа и наблюдать за процессом монтажа. И в такие моменты я отношусь к своей работе, наверное, как хирург: во время операции он ведь не воспринимает кровь так, как воспринимаем её мы. Вот и я подхожу к тому, что делаю, с холодной головой. При этом я не испытываю никакого дискомфорта.
Но потом, когда фильм выходит в прокат, мне уже не слишком нравится смотреть на себя на киноэкране.
Я не смотрю фильмы со своим участием. Дома я не сажусь и не говорю: «А давай-ка посмотрим „Убийцу“? Я не трачу время на свои фильмы. Мне нравится наблюдать за другими актёрами или актрисами.
В общем, я предпочитаю смотреть не свои фильмы, а чужие. Но, конечно, мне бы хотелось, чтобы все ходили на фильмы с моим участием. Правда, бывает, что почти неизбежно возникает некий дискомфорт, когда ты видишь себя на экране.
— Однажды при мне поспорили молодой человек и девушка. Он сказал ей: „Но ведь в Голливуде снимают лучшие фильмы в мире“. А девушка, которая изучала искусство, ответила: „Да, возможно, в Голливуде снимают лучшее кино, но там же снимают и худшее кино в мире“. Как вы, человек, работающий в киноиндустрии, относитесь к этому феномену с художественной и с коммерческой точек зрения? В чём его положительное влияние и в чём отрицательное?
— История Голливуда очень интересна. Идея создать студию, целую фабрику по производству кинофильмов, родилась в начале XX века — более ста лет назад. Мысль о том, чтобы сделать кино развлечением, донести его до народа, создать саму эту индустрию, была оригинальной, невероятной. И есть много потрясающих голливудских фильмов. Но в других странах также было снято много прекрасных фильмов. В том числе в этот период. Во Франции, в России. Во всех частях света уже много лет снимают хорошее кино.
Плохое кино тоже делают везде. Я бы не сказал, что это свойственно лишь какой-то одной стране. На мой взгляд, голливудское кино является индустрией, которая уже стала частью не только менталитета, но и культуры, как, например, во Франции, где, собственно, и придумали киносъёмку. Во Франции очень любят футбол и кино. То есть это стало частью культуры.
Здесь, на Кубе, тоже очень развита культура кино. И это одна из причин, по которым Гаванский фестиваль имеет такое значение для латиноамериканского кинематографа. Он стал частью местной культуры. Ты идёшь по улице и видишь огромные очереди, которые в три ряда закручиваются вокруг кинотеатров, где идут фильмы. Это часть культуры. Кроме того, киноиндустрия продолжает развиваться. Нет ничего постоянного, вырезанного в камне. Кино будет развиваться. Сейчас, например, очень хорошие фильмы появляются в Мексике.
— Где кино — тоже давняя традиция.
— Именно давняя традиция. И мексиканское кино имеет свой неповторимый характер, язык, другие особенности.
Кино будет развиваться, пока появляются сценарии и есть люди, готовые воплощать их, несмотря на все ограничения.
Полную версию интервью смотрите на RTД.
Видео дня. Как выглядела в молодости Татьяна Орлова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео