Войти в почту

Деньги – не проблема: лучшие низкобюджетные фильмы со всего света

Киноиндустрия неизменно ассоциируется у людей с дорогими спецэффектами, масштабными павильонами и астрономическими суммами за производство. Но для того, чтобы понравиться зрителям, потенциальному фильму не обязательно обладать огромным бюджетом – некоторым режиссерам отсутствие средств пошло на благо, а кому-то даже помогло начать карьеру в Голливуде. Подборка низкобюджетных фильмов со всего света, ставших известными и даже культовыми – в материале портала Москва 24. "Голова-ластик" (1977, реж. Дэвид Линч) Бюджет – около 20.000$ Первый полнометражный фильм Дэвида Линча дался начинающему кинематографисту непросто – над его созданием режиссер работал около пяти лет. Сняв первые двадцать минут фильма за счет гранта, полученного в Американском институте киноискусства, Линч остался без средств для продолжения съемок – киностудии отказались поддерживать начинающего режиссера, так что бюджет для завершения фильма ему приходилось "наскребать" самостоятельно при помощи самых разных источников – от работы развозчиком газет до прямого "финансирования" от друзей и родственников. Самоотверженность художника и его окружения окупилась сторицей – выпущенный в 1977 году и ставший манифестом творческого метода оригинального режиссера, этот фильм стал культовым и помог Линчу продолжить профессиональную карьеру в кинематографе. "Музыкант" (1992, реж. Роберт Родригес) Бюджет – 7.000$ Еще один полнометражный дебют, на этот раз проложивший дорогу в жизнь Роберту Родригесу. "Музыкант" стал главной темой книги режиссера "Кино без бюджета. Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов". Название книги говорит само за себя – для получения многомиллионных контрактов режиссеру нужно было снять собственный низкобюджетный экшн, кое-как собрав деньги на кинопленку, а все остальное импровизируя "на ходу". Секрет успеха по Родригесу – поменьше анализировать и побольше делать, не думая о средствах и воплощая свою мечту даже в отсутствии предложений от киностудий. Именно так, с помощью денег, заработанных Родригесом при прохождении медицинских опытов, и родился первый фильм его знаменитой "мексиканской трилогии", продолженной впоследствии фильмами "Отчаянный" и "Однажды в Мексике". "Клерки" (1994, реж. Кевин Смит) Бюджет – 27.575$ Фильм об одном дне из жизни двух продавцов в супермаркете был создан бывшим продавцом Кевином Смитом, собравшим средства для съемок своего фильма самостоятельно. Разговорная черно-белая комедия режиссера, сценариста и актера-дебютанта впервые представила зрителям Джея и Молчаливого Боба, ставших героями многих последующих фильмов Смита. Показанные в 1994 году на кинофестивале "Санденс", "Клерки" были приобретены у автора кинокомпанией "Miramax" за 250 тысяч долларов, после чего карьера Кевина Смита резко пошла вверх, а его дебютный фильм стал первым из так называемой "Вселенной View Askew", объединяющей "Клерков 2", "Лоботрясов" и знаменитую "Догму". "Безразличие" (2010, реж. Олег Флянгольц) Бюджет – "очень маленький" Снимавшийся в конце 80-х и завершенный лишь в 2010 году, своей наивной и очень "юной" романтичностью фильм "Безразличие" Олега Флянгольца покорил жюри "Кинотавра", вручивших ему в 2011 году главный приз фестиваля. Сюрреалистическая трагикомедия о влюбленном в девушку по имени Жужа Пете в лице юного Федора Бондарчука, собаке-космонавте и летающих автомобилях развивается на фоне ностальгической черно-белой Москвы, воссозданной в атмосфере "оттепельных" фильмов 60-х. Нарочито неуклюжий и во многих смыслах странный фильм почти не показывали в кинотеатрах, и до сих пор он остается практически неизвестным, чем еще больше привлекает внимание у охотников за кинематографическими редкостями. "Ню" (2018, реж. Ян Гэ) Бюджет – без бюджета Фильм "Ню" китаянки Ян Гэ представлял Россию на прошлогоднем Московском международном кинофестивале, где он получил Специальный приз жюри. Создававшаяся режиссером на протяжении нескольких лет при помощи близких друзей и смешивающая в себе элементы блога, клипа и видеоарта драма о потере и поисках любви была снята полностью без бюджета. Имеющая скромный хронометраж в 64 минуты, своей оригинальностью и непосредственностью она завоевала симпатию зрителей, критиков и жюри международного конкурса. "Розовые фламинго" (1972, реж. Джон Уотерс) Бюджет – 10.000$ Выпущенная в 1972 году, трэш-комедия "Розовые фламинго" была неоднократно названа критиками "самым отвратительным фильмом всех времен" и вскоре получила статус культового фильма. О содержании изобилующей шок-контентом картины, созданной за мизерный бюджет, достаточно говорит тот факт, что во время ее показов в кинотеатрах зрителям раздавали гигиенические пакеты. Интересно, что песни для саундтрека были отобраны режиссером лично и использованы без получения на то официальных прав. Своему создателю, хулигану и провокатору Джону Уотерсу, "Розовые фламинго" принесли славу, благодаря которой вскоре он смог переключиться на более коммерческое кино и срежиссировал, в числе прочих, знаменитый "Лак для волос", ставший впоследствии бродвейским мюзиклом. "Ведьма из Блэр" (1999, реж. Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес) Бюджет – 22.000$ Еще один фильм, ставший известным благодаря фестивалю "Сандэнс", был снят за символические 22 тысячи долларов и восемь дней. Главная мысль студентов школы кино Университета центральной Флориды Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса состояла в том, что документальные фильмы о паранормальных явлениях зачастую являются страшнее фильмов ужасов. Из этой идеи и родился ставший культовым фильм ужасов, снятый в стиле мокьюментари (псевдо-документалистики) и представляющий историю трех студентов киношколы, снимающих в лесу документальное кино о персонаже местной легенды. По легенде, запущенной кинопрокатчиками, сам фильм представлял собой пленку, найденную после таинственной пропажи студентов. Заработавшая около 250 миллионов долларов в прокате, "Ведьма из Блэр" стала одним из самых успешных независимых фильмов в истории кино. "Брат" (1997, реж. Алексей Балабанов) Бюджет – 100.000$ Относительно низкобюджетным сравнительно с масштабами фильма можно считать и боевик Алексея Балабанова "Брат", снимавшийся на студии СТВ за собственные средства. В рамках ограниченного бюджета приходилось изобретать самые разные способы экономии. Своими силами художники "собирали" героям фильма образы, используя для этого собственную одежду, а также одежду друзей. Знаменитый свитер Данилы Багрова был и вовсе приобретен на блошином рынке. Музыка от Бутусова досталась режиссеру тоже бесплатно – в обмен на клип на основе фильма. Актеры же снимались "по старой дружбе" за символические деньги или вовсе бесплатно. Как позже вспоминал о съемках "Брата" сам режиссер: "Собрались и сделали кино. Очень дешево и быстро". Показанный в Каннах в рамках программы "Особый взгляд", фильм удостоился пятнадцатиминутной овации, а вскоре стал одним из главных кинособытий страны и получил еще более громкое продолжение. "Такси" (2015, реж. Джафар Панахи) Бюджет – без бюджета Третья по счету картина иранского режиссера, снятая вопреки судебному запрету на осуществление кинематографической деятельности, вышла в 2015 году и завоевала "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале. Этот простой по структуре фильм, в которой режиссер берет на себя роль таксиста и ездит по тегеранским улицам, разговаривая со случайными попутчиками, родственниками и друзьями, создает собирательный образ современного Ирана. Бюджет фильма остается неизвестным, но, по всей видимости, он был снят самыми малыми средствами, чем только доказывает: настоящему художнику для создания произведения искусства нужно всего ничего — инструмент и объект фокусировки. Лиза Минаева

Деньги – не проблема: лучшие низкобюджетные фильмы со всего света
© Москва24