Войти в почту

"Прекрасные лузеры". Кино о главных героях велоспорта претендует на "Оскар"

В лонг-листе "Оскара" – крутой фильм о велоспорте. Вероника Гибадиева поговорила с режиссером картины, и тот объяснил, почему решил рассказать о главных героях пелотона, которые при этом почти всегда остаются в тени. Однажды наткнулась на интервью о велогонках, которое начиналось со слов "велоспорт настолько индивидуальный вид, как же они ездят командные гонки...". Дочитывать не стала, каюсь. Расстроилась, как расстраиваюсь каждый раз, когда вижу на разных сайтах "Ильнур Закарин - первый, Павел Кочетков – 45-й", или "Алекс Кристофф победил на "Милан – Сан-Ремо", "Лука Паолини - тридцать-какой-то". Тем, кто знает, не нужно объяснять, почему это "тридцать какой-то" совершенно лишнее – Лука Паолини, как и Кристофф, в тот день выиграл, стал героем "монумента". Тот, кто знает – улыбнется тридцать какому-то и поздравит. Тот, кто знает, снимает фильмы о тридцать каких-то и не финишировавших, потому что где-то там, в середине пути они отдавали себя без остатка. И это в протоколе победа будет личная, под одной фамилией, для болельщиков она командная, для грегари – общая. Именно грегари "везут" и охраняют своих капитанов: они рядом в горах, они защищают от бокового ветра, отдают последнее из еды и даже свой велосипед, если вдруг прокол. Все и в любой момент, чтобы потерь как можно меньше, чтобы капитан как можно выше. Спросите большинство из них, какими финишировали в общем зачете – улыбнутся и только. Отшутятся. Потому что эта гонка - не про них. Не для них. Это они для нее. 45-е, тридцать какие-то, не финишировавшие. Об этих удивительных людях, о грегари, мы начали говорить Арунасом Мателисом, режиссером "Прекрасных лузеров", фильма из лонг-листа "Оскара", фильма о самой сути велоспорта, в котором он, к слову, прекрасно разбирается. "Я с детства увлекался велоспортом. Мне нравились гонки, это отличное зрелище, это захватывает, - рассказывает он. - И меня всегда интересовала психология этого спорта, то, на чем он держится. Мне был интересен этот феномен грегари, потому что где еще такое найдешь? Мало в каком виде спорта такое отыщешь. По мне так это уникально и совершенно непостижимо, как все это вообще может быть. Как может уживаться в спортсмене жажда побеждать - все спортсмены любят выигрывать и именно за этим приходят в спорт - и эта жажда помогать другому добиваться мечты, осознанно выбрав для себя роль второго, третьего, быть может, плана. Вот молодой парень, амбициозный и он работает, делает все для другого, чтобы главным героем стал кто-то еще, а его труд и усилия для большинства людей останутся незамеченными". Арунас Мателис и его съемочная группа колесили за гонщиками несколько лет. Ездили на "Джиро д'Италия" – самый, пожалуй, открытый, эмоциональный и непредсказуемый Гранд-тур: "Все было – и тяжелые погодные условия, невероятные кадры, непростые съемки, лед в горах, потом жара. Мы заканчивали ближе к полуночи, в шесть начинался новый день - новые места, новая гонка, все заново. Было непросто". Проехать Гранд-тур – то еще испытание для съемочной группы, но попадая на гонку, постепенно ловишь ритм. Старт, финиш, очередной склон, очередные 185 км и четыре категорийные вершины. Окей, поехали. И в этом ритме день за днем. Но через все это в какой-то момент в сознание пробивается - 185 (!), четыре категорийные, вот этот – точно этот? – склон... Боже, они ведь поедут сюда на велосипедах! "95% велогонщиков преодолевают все, что мы пережили на Гранд-туре, а главное – невероятный стресс, невероятные физические нагрузки исключительно для того, чтобы побеждал другой – это и было в фокусе нашей истории. Люди, которые всю жизнь тренируются для того, чтобы "Тур де Франс" выиграл кто-то еще. О велоспорте много говорят, есть много фильмов, в том числе про допинг, но о главном, о его сущности, говорится так мало. И нам хотелось ее раскрыть, показать", - говорит Арунас. В главных героях - в главных прекрасных лузерах - у Мателиса такие парни, как Крис Анкер Соренсен, Йос ван Эмден, Свейн Тафт, Паоло Тиралонго... Тиралонго вообще человек невероятный, он работал на Альберто Контадора, Микеле Бартоли... Свейн Тафт и его история на "Джиро" – самая показательная. Команда выигрывает "разделку", Свейна в день рождения отправляют финишировать, чтобы этот работяга мог погоняться в розовом, побыть лидером Гранд-тура всего на один, очень особенный для него день. "И ведь опять же, он очень хороший гонщик, призер чемпионата мира, но его цель – работать на команду и он четко ее придерживается. Ребята все невероятные, большинство из них закончило карьеру к моменту выхода фильма, но я слежу за их судьбой. Вот Йос ван Эмден выиграл "разделку" на "Джиро", был очень рад за него. Мне он запомнился не только тем, как он выступает, но еще и тем, что сделал своей девушке предложение прямо по ходу гонки. Помните?". Конечно. А еще все помнят тот день, когда Йос выиграл индивидуальную гонку! Том Дюмулен тогда победил в общем зачете "Джиро", голландская пресса металась от Тома к Ван Эмдену, потому что нельзя было оставить его без внимания. Нет, не в этот день, только не в этот! Сколько всего пережил ван Эмден на каждом своем Гранд-туре и сколько их таких Йосов. "Все эти кадры с тяжелейшими падениями – они доезжают до финиша со сломанными руками, ногами, ключицами, ребрами", - говорит Арунас. И я вспоминаю, как на вопрос "зачем вы ехали после такого падения" получивший несколько тяжелых повреждений Анхель Висиозо ответил: "А если бы там ничего серьезного, а я бы взял и сошел? Как же так? Решил доехать, а там уж пусть доктора решают". Для того чтобы рассказать все как есть о "прекрасных лузерах", оператор как-то шел по леднику три часа, совершенно замерз. У него своя работа – свой подвиг. Кстати, этот фильм Арунас снимал семь лет: "Было отдано много сил, каждый день на гонке был как приключение". Вместе с главными героями съемочная группа разделила все тяготы Гранд-тура, гонщики взамен делились эмоциями, рассказывали, как объясняют людям, почему ты сегодня в самом конце итогового протокола, но все равно ужасно доволен, так как выполнил всю необходимую работу. Это их жизнь, их предназначение в этом особом мире - мире прекрасных лузеров, без которых не было бы мира прекрасных побед. "Это сильные духом люди с совершенно отличным от других мышлением. И этот фильм о них", - говорит Мателис. Благодаря Арунасу история каждого из этих парней и всех грегари пелотона станет понятнее многим. Проходит месяц после нашего разговора с режиссером несомненного самого пронзительного фильма о велоспорте и вот уже в Кобленце мы обсуждаем с Пашей Кочетковым планы на сезон – на нынешнем "Джиро" он будет главным помощником Ильнура Закарина, каким был все последние годы. - Тут про грегари фильм сняли. Называется "Прекрасные лузеры". Нравится название? - Мое эго говорит "обижайся, обижайся" (смеется). Но это же игра слов, художественный смысл понятен. Люди ведь воспринимают тех, кто не выигрывает, как неудачников и лузеров. Кто-то из гонщиков и сам себя так воспринимает. Выигрывать ведь изначально хотят все, но кто-то более талантлив, кто-то менее... - Мне всегда обидно видеть вот это "Герайнт Томас выиграл этап, Павел Кочетков - 45-й" в день, когда вез Ильнура, упахался вдрызг. Зачем вообще вот это про 45-е. Кричать хочется просто. - Главное под такими новостями не читать комментарии (смеется). Да все нормально. Какой-то процент людей знает, как все устроено, знает кухню изнутри. - А как вообще становятся грегари? Ведь амбиции у всех изначально совсем другие, когда люди приходят в спорт. В любой спорт. - У меня так сложилось на начальных этапах, что в команде некому было делать ту работу, которую нужно – кто-то в какой-то момент не мог, кто-то в другой момент не хотел. И вот так, постепенно – меньше себе, больше другим. Да еще начитался советских книг про то, какой командный вид велоспорт – каждый друг за друга, вот это все (смеется). Впечатленным мальчишкой все это читал... Может быть, где-то оно было все не так, как в книгах про это писали, но я в это верил. - И теперь – все для капитана. Давай читателю объясним – ведь если нужно и велосипед капитану в гонке отдашь. - Конечно, сколько раз такое было. Останавливаемся в неприятные моменты и нужно поменять велосипед, потом опять что-то не так пошло, нужно еще раз поменять. "Ты уверен? Еще раз поменять велосипед? Ну, хорошо, давай еще раз остановимся". Это обычное дело – рутинная работа. Бывает, в гонке ничего не происходит, но поддувает ветер, небольшой, боковой и вот уже вся группа в струну, нужно прикрывать капитана. Едешь весь этап на ветру. Этого никто не увидит, а оценит только тот, для кого ты эту работу делаешь. - Но моральное удовлетворение от такой работы при хорошем результате есть? - Да, безусловно! И это огромное удовлетворение. Радуюсь уж точно не меньше Ильнура, если у него все получается. - Герои фильма рассказывали режиссеру, что им порой сложно объяснить своим детям, почему он снова не выиграл. - У меня пока такой проблемы нет. Если честно, я не зацикливаюсь только на велоспорте. Мы его дома особо не обсуждаем. Пока таких вопросов нет. Есть только радость от того, что папа наконец-то вернулся с гонки.