О важности «Черной Пантеры» Райана Куглера для прогрессивного человечества 

О важности «Черной Пантеры» Райана Куглера для прогрессивного человечества
Фото: Киноафиша
В России рядом с нами все ещё довольно мало людей с черным цветом кожи, а раньше было и того меньше. У моих ровесников, у «40+», в юности редкие местные чернокожие вызывали чаще всего либо резкое отторжение, либо наоборот лютый дружелюбный интерес. Так что нам, может, трудновато оценить культурное значение фильма , но давайте постараемся.
Речь только об этом конкретном фильме — не о комиксах или других появлениях Пантеры на экране. О фильме, в котором история самого известного Пантеры из произведений и Джека Кёрби рассказана примерно так: было в королевской семье высокоразвитого африканского государства Ваканда два брата, один — царствующий король, второй мечтал поделиться достижениями своей родины со всеми черными этого мира, чтобы те сбросили отвратительное белое иго. Через много лет дети этих двоих будут делить престол и определять политику Ваканды на будущее.
«Черная Пантера» собрала в мире более 1,3 млрд Американская критика задыхается от нежности от осознания важности фильма для страны. Самое трогательное, что мне довелось прочесть, было опубликовано в The New York Times — руководитель центра исследований Африки Университета Оклахомы рассказывал о своем отрочестве в конце 90-х, о том, что он, согласно всем стереотипам о человеке его цвета кожи, был здоровяком и играл в футбол, но при этом часто запирался в спортивной раздевалке, читал комиксы про черных героев и никак не мог понять, что с ним не так, почему его приятели не испытывают подобные страстные чувства к этому искусству. Теперь то он знает, что быть черным нердом — это нормально, что можно любить одновременно баскетбол и «Звездный путь», хип-хоп и комиксы, спасибо и «Черной Пантере», дай им бог здоровья.
Фильм (режиссера «Станции „Фрутвейл“ и „Крида“), смесь супергеройского кино, шпионского триллера, боевика и социального комментария, здорово отличается от всех недавних фильмов о супергероях. И дело не только в цвете кожи персонажей. В Marvel отказались от нахального юмора, который приносил успех в большинстве последних кинопроектов о супергероях. Забавное есть, но на самом деле фильм серьезный. Имеющийся в наличии афрофутуризм — это не просто красивый стиль с этническими цацками, помноженными на технику будущего. Это мир мечты, альтернативная реальность, в которой существует высокоразвитое африканское государство Ваканда без белого колониализма в бэкграунде, а значит и без соответствующего психологического наследия и комплексов. Но при этой фантастичности никогда еще фильм о супергероях не заставлял так навязчиво думать о реальности (разве что , но у него нет такой безыскусной искренности).
Все примерно понятно с „черной повесткой“ — она привлекательна сегодня, как идея, так как есть четкий путь, есть куда двигаться, понятно, чего добиваться. Механизм компенсации применительно к межрасовому вопросу — это когда мы должны понять и, видимо, принять, что угнетаемая веками целая огромная раса имеет объяснение своей неприязни к расе-угнетателю, и прежде чем равновесие в отношениях будет достигнуто, придется пережить период реакции. О том, на что это похоже и каково это, переживать его, размышляли самые разные деятели, от нобелевского лауреата по литературе до режиссера социального хоррора „Прочь“ Джордана Пила.
Но смысл в том, что фильм Куглера, сделанный на таком очевидном материале, ухитряется на полном ходу перепрыгнуть через эту повестку и отправиться сразу в будущее. То есть вроде как тут про черную солидарность, но сделано кино так, словно период компенсации уже на излете. Герои не понатыканы в кадр по разнарядке по типу „хороший белый“ и „плохой белый“, „хороший черный“ и „плохой черный“, они важны в истории Пантеры — тут уж надо, конечно, быть в курсе, кто такие Эверетт Росс () и Улисс Кло (). „Черная Пантера“ интересуется вечным вопросом: вмешиваться более сильному в дела более слабых или нет. И если после войн в Афганистане и Ираке вдруг покажется, что не стоит, то, например, „Ян Карский. Праведник мира“ дает совсем другой ответ. Фильм с черными актерами про черных героев вдруг говорит совсем о другом. О том, что идейная близость важнее расовой солидарности, государственных и семейных связей, что война идей будет идти всегда, и обязательно — внутри семьи, и рано или поздно она институт семьи развалит. Что человеку бывает сложно переступить через личное, трудно простить ради идеи смерть близких и собственную исковерканную судьбу — за это отвечает персонаж по кличке „Киллмонгер“ в исполнении , ставшего уже талисманом для Куглера.
Во времена, когда до излета периода компенсации еще очень далеко, потому что тема расизма снова в тренде, белые полицейские стреляют в черных подозреваемых, а протестные митинги по этому поводу охватывают в Штатах целые города, это шаг смелый, умный и оптимистичный. Шаг мечты. Наверное, „Оскар“ „Черной Пантере“ не светит, он уж скорее отойдет более умелой и тоже прекрасной „Зеленой книге“ . Но как гость из будущего, фильм Куглера бесподобен. Его название можно просто записать где-нибудь на манжете и посмотреть лет через …цать, когда будущее наступит.
Видео дня. Кто сыграл подставную Аню в «Месте встречи»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео