Войти в почту

Андрей Смирнов: Я не смотрел Белорусский вокзал целиком от начала до конца

Недавно в Челябинске побывал режиссер культового советского фильма “Белорусский вокзал”, который знают и любят миллионы, Андрей Смирнов. Мастера пригласили в южноуральскую столицу на вручение 15-й премии “Светлое прошлое”. С нашим регионом Андрея Сергеевича связывает не так много: с полугода до 2,5 он пробыл с семьей в эвакуации Копейске. “Хорошие новости” встретились с автором легендарной картины и узнали, за что Бунин мог проклясть его с того света, почему режиссер так и не посмотрел “Белорусский вокзал” от начала до конца и какие фильмы из современного кино произвели на него особое впечатление. Фильм “Белорусский вокзал” справедливо считается культовым, и у каждого, кто его смотрел, есть эпизод, который его особенно трогает. А у вас как режиссера есть любимый момент? — Через два года “Белорусскому вокзалу” будет 50 лет! Меня уже мало что с ним связывает. Это было слишком давно, полвека как-никак прошло. Но есть ряд эпизодов, которые для меня важны. Это финал, конечно. И пожалуй момент, когда Приходько, которого играл Евгений Леонов, приходит домой, где его ждут жена и трое детей. А спустя время вам удалось абстрагироваться от фильма и посмотреть его как зритель? — Я его целиком не смотрел даже. Это напоминает о том, что мне не удалось, вижу свои ошибки. А это весьма неприятно. И что же не удалось? — Нет-нет, об этом я не буду говорить, решайте сами. А расскажите о своей работе над ролью Бунина (фильм. “Дневник его жены”, 2000 год. реж. А. Учитель). Как готовились сыграть известного писателя? — Ничего ровным счетом не надо было делать. Я Буниным занимаюсь всю жизнь. Заканчивая школу, я узнал, что есть такой писатель, и с тех пор увлекся его творчеством. Более того, в СССР, воспользовавшись своей административной властью, я отыскал редкие документы касательно его жизни, хронику в Швеции, в Америке я нашел любительский фильм, где запечатлен живой Бунин, теперь этот фильм принадлежит Фонду культуры России. Автор сценарий фильма “Дневник его жены” — моя старшая дочь Авдотья Смирнова, она выросла в моем доме, где был культ Бунина. Так что ничего специально делать не пришлось. То есть на роль без раздумий согласились? — Не совсем. Дело было так. Мы были в Париже, Алексей Учитель снимал там первый игровой фильм “Мания Жизели”, где я тоже играл. После съемки мы сидели в кафе, и Дуня сказала: “А давайте в конце сделаем про роман Бунина с Кузнецовой, а папаша нам сыграет писателя”. Учитель поддержал эту мысль, а я возмутился. Бунин ненавидел любое вторжение в частную жизнь, считал глупостью, что издают письма писателя. Он просил, чтобы потом уничтожали его письма, говоря “мало ли что я мог написать”. Я им сказал: “Он нас проклянет из могилы”. Но потом они написали сценарий, мне он показался убедительным. Начали снимать. Но, когда фильм был готов, и мы оказались в Париже, Учитель, я и Галя Тюнина, которая сыграла жену Бунина, то прямиком из аэропорта поехали на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Положили цветы на могилу Бунина, попросили у него прощения и распили над ним бутылку виски. Значит, Бунин ваш любимый писатель? — Да, наверное. И почему же? — Последний великий писатель русской литературы. Чехов, а дальше кто? Талантом с Буниным никто не сравнится. Изящества и мощи в русской прозе выше Бунина никто не достигал. Над некоторыми фильмами вы работали как режиссер и сценарист одновременно. Некоторые режиссеры считают, что это проигрышный вариант. Что скажете по опыту? — Это не имеет никакого значения. Был бы хороший сценарий, а чьей рукой, чужой или собственной, неважно. Вообще сценаристу важно уметь писать и для студий, и на заказ. Я начинал с написания сценариев на заказ. И когда я пишу, я не думаю, для кого пишу, думаю о качестве текста. Потом, когда приступаю к съемкам, отношение к тексту у меня уже другое — подозрительное, ищущее недостатки, проверяющее его на прочность. И как режиссер я сплошь и рядом корежу сценарий, а потом жалею об этом, но не потому что текст мой, так с любым текстом бывает. Что из современного кино смотрите? — Смотрю не очень часто, несколько раз в год, но стараюсь следить. В первую очередь за фильмами-лидерами общественного мнения, за появлениями новых имен, и картинами, которые берут награды на крупнейших фестивалях. Каких-то режиссеров или какие-то фильмы можете особенно отметить? — Мне кажется, последний год был удачный для кино. Одна картина краше другой. “Аритмия” Бориса Хлебникова превосходная. Из последнего, что я видел, ну… мне кажется, очень серьезный фильм сняла моя старшая дочь “История одного назначения”, там играет мой младший сын и я играю небольшую роль, но дело не в этом. По общественному заряду и уровню культуры это значительная картина. Интересный фильм Наташи Мещаниновой “Сердце мира”. Главное, что класс российских сериалов заметно вырос. На мой взгляд, два выдающихся сериала вышли в этом году. Это “Домашний арест” Буслова с великолепными актерскими работами и “Звоните ДиКаприо” Жоры Крыжовникова. Еще интересный сериал “Обычная женщина” Хлебникова. И все же многие считают, что все грустно в современном отечественном кинематографе... — Я так абсолютно не считаю. Ностальгия по советскому кино, которую я иногда слышу, это только по темноте своей. Сегодняшнее российское кино не в пример советскому и всем его шедеврам. Оно гораздо свободнее, талантливее, умнее. По всем качествам оно превосходит советское.

Андрей Смирнов: Я не смотрел Белорусский вокзал целиком от начала до конца
© Хорошие новости