Ещё

12 выдающихся режиссёрских дебютов, которые стоит посмотреть 

С этой недели в российском прокате будет идти драма «Девочка» Лукаса Донта о трансформации хрупкой балерины Лары, родившейся в теле мальчика и вынужденной пройти через операцию и гормональную терапию. Эта картина — один из главных фильмов прошлогоднего Каннского кинофестиваля, она получила там четыре приза — за лучший дебют, за работу исполнителя главной роли Виктора Полстера, за освещение ЛГБТ-темы и приз от международной федерации кинопрессы. К выходу «Девочки» Buro. вспомнил ещё 12 выдающихся режиссёрских дебютов в кино.
«Секс, ложь и видео»
Режиссер:
Год: 1989
Дебютный фильм Содерберга, несмотря на название, вызывающее ассоциации с порно, — малобюджетная камерная драма об обретении любви после разочарования в ней без единой сцены секса. 25-летний на момент написания сценария режиссёр с трудом нашёл деньги на съёмки, и продюсеры не верили в него до последнего. К счастью его работу заметила отборщица главного американского фестиваля независимого кино «Сандэнс» Марджи Скурос, настоявшая на участии картины в конкурсе. Главный приз фильм не взял, но получил приз зрительских симпатий, а позже стал каннским триумфом — там «Секс, ложь и видео» взял и Гран-при, и приз международной ассоциации кинопрессы, и приз за лучшую мужскую роль для . Кроме того, у фильма была масса номинаций на международных премиях, включая «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
«Бешеные псы»
Режиссёр:
Год: 1991
Фильм-сенсация Каннского кинофестиваля 1992 года моментально сделал из Тарантино востребованного режиссёра. Саркастичная драма о том, как группа грабителей банков пытается разобраться, кто их подставил и сдал полиции, получила почти единодушные похвалы ведущих кинокритиков. Гротексно грубая и жестокая картина, напичканная отсылками к поп-культуре, в начале 90-х выглядела неимоверно свежо и интересно, а актёрский состав был признан одним из идеальнейших в истории кино. вошли в историю кино, породив кучу подражателей и преданных поклонников режиссера. Картина получила приз жюри на «Сандэнсе» и приз международной кинопрессы на кинофестивале в Торонто.
«Четыреста ударов»
Режиссёр:
Год: 1959
Один из первых и главных фильмов французской новой волны рассказывает о трудном подростке Антуане Дуанеле, переживающем разлад в собственной семье и не желающем мириться с глупыми школьными правилами. Главный герой картины полнометражного дебюта Трюффо во многом автобиографичен, и даже актёра на главную роль он искал с похожей внешностью. , в итоге сыгравший Антуана, тоже походил на этого персонажа — он сам был ярым нарушителем школьной дисциплины. Картина Трюффо участвовала в основном конкурсе Канн и взяла приз за лучшую режиссуру. Ещё фильм номинировали на «Оскар» за сценарий и на Гран-при BAFTA. Но ещё важнее тот факт, что работа Трюффо считается шедевром вне времени, и нет силы, способной заставить критиков и киноведов перестать ставить «Четыреста ударов» в различные списки лучшего и обязательного к просмотру.
«Беспечный ездок»
Режиссёр:
Год: 1969
«Беспечный ездок» не только первый, но и лучший фильм в режиссёрской карьере Денниса Хоппера, начинавшего как актёр и сыгравшего главного злодея в «Синем бархате» и фотографа в «Апокалипсисе сегодня» Копполы. Картина принесла Хопперу приз Канн за лучший дебют и номинацию за лучший адаптированный сценарий на «Оскар». Фильм о противостоянии свободолюбия и конформизма стал культовым роуд-муви, образцом для многих независимых кинематографистов и попал в американский Национальный реестр фильмов, имеющих особое культурное, историческое или эстетическое значение. И Хопперу удалось проделать это без поддержки каких-либо киностудий и с бюджетом всего лишь в 340 тысяч долларов.
«Прочь»
Режиссёр:
Год: 2017
Своим дебютом Джордан Пил выстрелил в двух зайцев и попал в каждого: он вписался в набиравшую высоту волну интеллектуальных фильмов ужасов и одновременно удовлетворил запрос на увеличение репрезентации афроамериканцев в киноиндустрии. «Прочь» принёс режиссеру три номинации на «Оскар», из которых Пил унёс домой статуэтку за «Лучший сценарий» (впрочем, даже номинации за лучшую режиссуру и лучший фильм — отличное достижение). Главное же, не было издания, не написавшего про дебют Пила, и все отзывы были преимущественно положительные. Дальше больше — многие режиссёры поддержали Пила, а признание коллег — ещё одна важная высота. Теперь все с нетерпением ждут второй фильм Пила «Мы», трейлер которого уже успел взбудоражить всех синефилов.
«Гражданин Кейн»
Режиссёр: Орсон Уэллс
Год: 1941
Этот дебют обычно называют величайшим в истории кино. 25-летний на момент съёмок Орсон Уэллс уже имел опыт в театре, но ещё не работал в кино. Будучи крайне самовлюбленным человеком, Уэллс ещё и сыграл в своей картине главную роль — богача Чарльза Кейна, газетного магната небанальной судьбы, ставшего из приличного идеалиста таким же отталкивающим человеком, как телеведущий . Для того времени нелинейная структура фильма была в новинку: картина начиналась со смерти главного героя, а потом его жизнь показывается зрителю флешбеками. Авангардистские приёмы из «Гражданина Кейна» так плотно засели в киноязык, что эта драма однозначно считается величайшим фильмом из всех когда-либо снятых. При этом в год выхода ленты у кинокритиков не сложилось единого консенсуса по её поводу, но работа Уэллса всё же получила девять номинаций на «Оскар» и выиграла только в одной — сценарной.
«На последнем дыхании»
Режиссер:
Год: 1960
Годар, пожалуй, самый известный режиссёр французской новой волны — его фильмы чаще расходятся на картинки для тамблера, а сам он долгие годы успешно подогревал интерес к себе острым языком и склочным характером. «На последнем дыхании» — одна из первых картин, созданных мятежными молодыми французскими режиссёрами 60-х. История угонщика Мишеля, пытающегося скрыться от полиции и очаровать американскую студентку Патрицию, одновременно выглядит очень реалистично благодаря камере, следующей за героями, что на тот момент было новаторством, и не даёт зрителю забыть, что это всё же кино, за счёт несглаженного монтажа. Годар получил за фильм второй приз Берлинале, почтение синефилов и критиков и прочное место во всех курсах по истории и теории кино.
«Голова-ластик»
Режиссер: Дэвид Линч
Год: 1977
Полнометражный дебют Дэвида Линча, ставший культовой классикой, медленно, но уверенно завоевал аудиторию ночными показами — кинотеатры не рисковали ставить такую экспериментальную вещь в лучшее время. Линч снимал «Голову-ластик» несколько лет с перерывами, бюджета не было, были только грант, помощь от родственников и деньги, заработанные самыми разными способами, вроде работы курьером. В итоге история об ужасах монотонности жизни и отцовства не принесла режиссёру какие-нибудь выдающиеся номинации и награды, зато получила признание не только аудитории, но и критиков, а также ряда выдающихся коллег Линча — картина очень нравилась , и .
«Красота по-американски»
Режиссёр:
Год: 1999
Простой на поверхности, на деле сложный для однозначных интерпретаций фильм Мендеса, складывается из целого калейдоскопа тем разного масштаба: американский образ жизни, кризис среднего возраста, гомофобия, свобода, сексуальность и многое другое. Его герой — 42-летний сотрудник рекламного агентства, потерявший интерес к жизни и пытающийся возродить его через роман со школьной подругой своей дочери. Из восьми номинаций на «Оскар» картина победила в пяти, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр». Ещё три статуэтки фильм взял три на «Золотом глобусе», шесть — на BAFTA и одну — на «Грэмми» за саундтрек.
«Одинокий мужчина»
Режиссёр:
Год: 2009
Том Форд, более известный как дизайнер и автор идеальных мужских костюмов, неожиданно проявил себя с самой лучшей стороны как кинорежиссёр. Свой фильм он снял по одноимённому роману Кристофера Ишервуда, это история профессора английской литературы, тяжело переживающего смерть своего партнёра. Центром притяжения картины стал , блестяще исполнивший главную роль. Он получил полдюжины номинаций за свою работу, но «Оскар» и «Глобус» в итоге ушли другим актёрам, а он забрал домой статуэтки BAFTA и Венецианского кинофестиваля. Впрочем, у фильма есть масса других достоинств — продуманная работа с цветом, хороший сценарий, выверенное построение кадров, невероятные интерьеры, предсказуемо впечатляющие костюмы и Джулианна Мур в роли женщины, скучающей по прошлому светской львицы.
«Безумный Макс»
Режиссёр:
Год: 1979
Доктор по первой профессии, Миллер работал на скорой помощи, когда разрабатывал идею фильма вместе с кинооператором и продюсером Байроном Кеннеди. Бюджет у тандема был небольшой, поэтому рабочий процесс вышел затянутым и финальный монтаж проходил у Миллера на кухне. Вряд ли эти австралийцы могли представить себе, насколько успешным будет их боевик-антиутопия о недалёком будущем, где вся жизнь сосредоточена вокруг городов, полицейские ходят с ног до головы в коже и ловят байкеров в опасных погонях и весь мир погряз в топливном кризисе. Во-первых, «Безумный Макс» долго держал рекорд по наивысшему соотношению бюджета и прибыли — 200 000 долларов против 100 000 000 долларов. Этот рекорд был побит только в 2000 году «Ведьмой из Блэр». Во-вторых, фильм дал старт одной из важнейших франшиз в истории кино. Можно ещё добавить, что уже следующий же фильм про полицейского Макса, потерявшего всю семью, сделал из австралийского актёра голливудскую звезду.
«Человек кусает собаку»
Режиссёры: , Реми Бельво, Андре Бонзель
Год: 1992
Бельгийский тройничок режиссёров выдал саркастичный чёрно-белый фильм о группе документалистов, снимающих фильм о серийном убийце и постепенно втягивающихся в его криминальную деятельность. Каждый из режиссёров по отдельности, правда, почти никуда дальше по этой стезе не продвинулся, а жаль — если бы хотя бы один из них смог держать такую планку, мир получил бы больше отличных комедий. В Каннах фильм получил Премию общества драматических авторов и композиторов и Специальный приз молодёжного жюри как лучший фильм.
Видео дня. Чем напугал фильм Ромма атомную промышленность СССР
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео