Войти в почту

"Мы не снимали чернуху про Россию": как в Берлине приняли фильм "Кислота"

БЕРЛИН, 11 фев — РИА Новости, Анна Михайлова. На Берлинском кинофестивале состоялась европейская премьера фильма "Кислота", представленного в программе "Панорама". Это режиссерский дебют 26-летнего актера Александра Горчилина. Корреспондент РИА Новости пообщалась со зрителями, режиссером и узнала, как в немецкой столице приняли самого молодого российского участника фестиваля. Это был тот редкий случай, когда билет на фильм 26-летнего дебютанта не достать. К слову, в тот же вечер в Берлине показывали новую картину признанного режиссера, лауреата Берлинале Фатиха Акина — так вот, на этот сеанс попасть было проще. Онлайн-билеты на "Кислоту" разошлись еще за несколько дней до открытия фестиваля, оставшиеся проходки для журналистов разлетелись моментально. Пресс-показа для критиков не было вовсе. Говорят, даже главе международного жюри этого года Жюльет Бинош пришлось просить билетик у директора Берлинале Дитера Косслика. По словам режиссера, его куда больше интересовала реакция зрителей, чем фестивального сообщества. И реакция оказалась сильной. После финальных кадров в зале устроили пятиминутную овацию. "Я в восторге! Это так красиво и страшно, актеры играют невероятно, я очень рада, что вовремя взяла билеты", — признается после сеанса одна из зрительниц, жительница Берлина Марта. С ней согласен Антонио из Испании, который прилетел в немецкую столицу всего на пару дней, чтобы приобщиться к местной киномании. "Фильм классный, хотя довольно страшный, особенно сцена в церкви, я даже зажмурился. Но вообще здорово, что русские актеры и режиссеры такие свободные. Мы не очень-то и разные", — удивляется он. Возбужденно обсуждая фильм, из зала выходили итальянцы, французы, американцы. Конечно, была и русскоязычная публика. В России "Кислота" гремит еще с лета: фильм победил на конкурсе дебютов фестиваля "Кинотавр", с успехом шел в прокате осенью. Для русских, живущих в Германии, это редкая возможность увидеть новую российскую картину, обращенную напрямую к современной молодежи. Фильм уже окрестили портретом поколения двадцатилетних, хотя сам Горчилин отвергает подобные обобщения. "Это срез — даже наше поколение разное, с разными переживаниями. Это попытка зафиксировать его с какой-то одной стороны, а этих сторон, думаю, гораздо больше. Возможно, спустя время и мое восприятие этих людей поменялось. И может, эти люди сами еще поменялись сто раз. А интернациональными бывают переживания и чувства, потому что независимо от того, где ты живешь, ты хочешь любить, быть кем-то или не быть кем-то", — говорит режиссер. Меньше года назад Горчилин вместе со съемочной группой представлял на Каннском кинофестивале фильм "Лето". Если тогда европейские критики отмечали его актерские способности, то сегодня всерьез анализируют 26-летнего дебютанта как самобытного режиссера. Британский кинообозреватель Мари-Кэтрин Харви так описывает "Кислоту": "Дебют Горчилина на большом экране убедителен, особенно в том, что касается героев. Каждый тонко поддерживает равновесие хрупкой самоуверенности со слоем комплексов, скрывающимся внутри. Очевидно, что сильные стороны Горчилина как режиссера во многом происходят из его значительной актерской карьеры". Сам Александр, уже привыкший к вниманию иностранной прессы, отмечает, что получил исключительно положительные отзывы от европейских журналистов, которым все-таки удалось увидеть "Кислоту". "Фильм им показался мрачным, страшным, тяжелым, но очень понравился — как снято, художественное оформление, что фильм такой холодный, сдержанный, суровый. Хотя какие-то вещи для них дикие — все поголовно спрашивали меня: "А почему ни у кого нет отцов?" Я им говорил: "Не знаю, может, у вас не так, но у меня из десяти знакомых у девяти неполная семья: отец либо умер, либо ушел". А им странно, что у всех героев фильма так. Они, конечно, переживали, что мы все в России несчастливо живем (смеется). Но мы не снимали чернушную историю про Россию-матушку. Фильм не про географию, а про людей все-таки". Несмотря на положительные отзывы критиков и явное зрительское признание, режиссер сохраняет сдержанность в самооценке: "Это случилось и случилось, и здорово. Успех относительный. Люди же абсолютно по-разному фильм восприняли, что хорошо, я считаю. Но это неважно, потому что фильм живет своей жизнью, а я сижу и не знаю, чем мне дальше заниматься". "Кислоту" ждет еще несколько показов в рамках Берлинского кинофестиваля, но уже понятно, что в Европе у ленты куда более счастливая судьба, чем у ее экранных героев.