Ещё
Как мистифицирует зрителя сериал «Ученица Мессинга»
Как мистифицирует зрителя сериал «Ученица Мессинга»
Сериалы
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Как изменились звезды шоу «Женская лига»
Актеры
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Новые «Звездные войны» признали худшим фильмом
Фильмы
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
Шепелева со скандалом уволили с шоу «На самом деле»
ТВ

5 лучших отечественных фильмов о музыкантах 

5 лучших отечественных фильмов о музыкантах
Фото: Собака.ru
Музыкальный критик, телеведущий, виолончелист и музыковед 24 февраля прочтет в Петербурге лекцию «Тайна смерти Чайковского». В преддверии этого события специально для «Собака.ru» Артем выбрал пять лучших отечественных фильмов о классической музыке. В конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века советское кинопроизводство уверенно ориентировалось на тот жанр, который впоследствии стали называть «байопик». Была снята впечатляющая серия кинопортретов самых разных отечественных знаменитостей — из числа тех, чьи деяния и достижения тем или иным образом прославили Россию. От адмирала до селекционера, не исключая, разумеется, и классиков русской музыки.
При всей буквальности следования доктрине социалистического реализма, «опрокинутой в прошлое», при всей наивности, плакатности и театральности киноязыка того времени это и серьезная сценарная работа, и своеобразный режиссерский креатив, и выдающиеся актеры как в главных, так и в второстепенных ролях. И главное — именно эти фильмы (в гораздо больше мере, нежели книги или устные выступления музыковедов на филармонических сценах) стали основой тех знаний о музыке, да и о культуре вообще, которые по крайней мере три поколения наших современников и соотечественников пронесли через всю жизнь, и которые продолжают управлять и общественным мнением, и общественным вкусом уже в XXI веке. «Чайковский» (1970 г.)
В фильме о Чайковском есть незабываемый актерский дуэт с , который играет Николая Рубинштейна — основателя Московской Консерватории, формально — начальника Петра Ильича по месту основной работы, а на деле — одного из немногих его настоящих друзей, близкого, преданного, но непредсказуемого. Загадочная и до сих пор не получившая нормального объяснения история со знаменитым Первым фортепианным концертом Чайковского, который Рубинштейн сначала высокомерно обругал, раскритиковал и велел переделать, а спустя три с половиной года вдруг переменил свое мнение и сам с блеском сыграл его парижскую премьеру на Всемирной выставке 1878 года, и показана, и сыграна в фильме как интеллектуальная дуэль двух азартных игроков. «Композитор Глинка» (1952 г.)
Почти за 20 лет до  с его «Чайковским» в героизации и канонизации персонажей «золотого века русской музыки» принял деятельное участие один из главных режиссеров в советской иерархии того времени («Волга-Волга», «Веселые ребята»). Разумеется, в одной из центральных ролей, ради которой даже немного изменили фабулу. Она играет сестру Глинки, Людмилу Ивановну Шестакову — при этом жена будущего классика вскользь с горечью упоминается, но на экране не появляется. Зато появляется огромное собрание оживших портретов из учебников и энциклопедий: Пушкин и Грибоедов (к которым молодой Глинка обращается «Александры Сергеевичи»), второй по значению (и третий по счету Александров Сергеевичей) русский оперный классик Даргомыжский, Жуковский, Гоголь, подлец и стукач Фаддей Булгарин, зарубежные авторы Берлиоз и Мейербер. в роли Николая I вошел в историю фразой «Мужики любят царя. На смерть за него пойдут» — это, собственно, почти все, что нужно знать про государственный идеологический проект, который неожиданно обернулся в 1836 году первой русской классической оперой. «Глинка» (1946 г.)
По не вполне понятным причинам Глинка был единственным деятелем отечественной культуры, про кого сняли тогда целых два фильма: александровский цветной 1952 года — это как бы «исправление ошибок» и перестановка акцентов первого, черно-белого 1946 года. Хотя и ошибок вроде не было, и Сталинскую премию дали за первого «Глинку» режиссеру Льву Арнштаму и всей киногруппе.
Народные артисты СССР Меркурьев и Чирков сыграли соответственно: слугу Глинки, а на самом деле — воспитателя, советчика и вдохновителя всех его свершений, и самого Глинку — здесь он с милой хитрецой и лукавым обаянием по-человечески гораздо симпатичнее цветного, но картонного у Александрова. «Мусоргский» (1950 г.) и «Римский-Корсаков» (1953 г.)
Еще две картины из этой же биографической серии поздних сталинских лет. сыграл композитора , который в фильме 1950 года говорит проверенными цитатами из учебника истории русской музыки и устремлен исключительно в будущее. Через три года ему же удалось перевоплотиться в миллионера-мецената в «Римском-Корсакове». Во многом из-за положительной актерской харизмы и вопреки тогдашним идеологическим догмам Савва Иванович получился у создателей байопика каким-то уж слишком живым, прогрессивным и позитивным (хотя он классово чуждый исторический персонаж, за что киногруппе даже немного влетело). Но зато много внимания там отдано революции 1905 года и проблемам царской цензуры, из-за которой Римский-Корсаков, как известно, прекратил сотрудничество с императорскими театрами.
Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский как были, так и остаются основой современного репертуара. Более того, на их музыке во многом держатся и наши представления о стране, культуре и о самих себе.
Лекция о смерти Чайковского пройдет 24 февраля в Санкт-Петербурге в лектории «Прямая речь»
Видео дня. Почему актер, сыгравший предателя, покончил с собой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео