Войти в почту

Осторожно: российское кино

Человечество долго билось над загадкой исчезновения тараканов из городских квартир. Выдвигались различные версии, от пресловутого излучения мобильников и микроволновок до более усовершенствованных ядов. Однако правда оказалась куда драматичнее: причиной депопуляции стали внутренние войны между тараканами. Этот сюжет покорил кинематографистов. В прокат один за другим начали выходить фильмы о взаимоистреблении тараканов. Первым выпустил свой новый остросоциальный фильм режиссер Юрий Быков. Сюжет социальной драмы «Прусак» оказался привычно простым, как черенок лопаты: худые рыжие тараканы, чувствуя себя обделенными по сравнению с либеральными черными, идут на них войной. Начинается бескомпромиссно кровавое побоище, перемежаемое внутренними и внешними монологами вожаков противоборствующих сторон. И напрасно хозяин квартиры рассыпает перед тараканами сахар и оставляет записки «Вы все умрете!» - его никто не слушает, пока не наступает звенящая тишина. Как всегда, в фильме Быкова открытый финал – последний выживший таракан чувствует, что на него легла чья-то гигантская тень, но не успевает поднять голову. В новой сенсационной драме Андрея Звягинцева «Исчезновение», с потрясающей рыже-черной цветокоррекцией, тараканы символизируют собой Россию, что недвусмысленно подчеркивается автором с помощью художественных приемов. Так, например, под кучкой тараканов, собравшихся вокруг куска известки, появляется надпись «СОБОРНОСТЬ», а таракана-альбиноса, ставшего главным героем повествования (блестящая роль Алексея Серебрякова), старшие товарищи в финале буквально рвут на части за непохожесть на остальных. И мы понимаем, что уйти в благословенную заграницу из этого инсектицидного ада не сможет уже никто. Автор не скрывает, что исчезновение тараканов, то есть России, рассматривается им как несомненное благо для человечества, и сам готов стать искупительной жертвой. Фильм уже номинирован для участия в нескольких престижных кинофестивалях. Не остался в стороне Сарик Андреасян. Главную роль в его черном комиксе «Тараканище» привычно сыграл Дмитрий Нагиев. Критики отметили полное и убедительное перевоплощение актера в насекомое. «Тараканище» - это история эволюции развития персонажа характера героя, - заметил критик Егор Горин. – Мы видим, как таракан из бедной страны, в поисках лучшей доли контрабандой пробирается в благополучную Америку, где постепенно из вчерашнего мигранта становится боссом кухни в самом шикарном ресторане Майами и буквально купается в муке». Некоторые критики заметили, что сюжет не кажется им оригинальным, а Нагиев неважная замена Аль Пачино, но Сарик не унывает и обещает в следующем фильме показать, как он представляет себе вестерн. Новый фильм Алексея Пиманова «Тьмутаракань», снятый при содействии Фонда кино, возвращает нас к истории вопроса. По мнению авторов фильма (молва приписывает авторство сценария не то Владимиру Мединскому, не то Владиславу Суркову), тараканы и славяне когда-то представляли собой фактически один народ, но потом разделились, хотя долгое время продолжали мирно соседствовать – так, например, славяне, переезжая в Сибирь в рамках столыпинской реформы, непременно брали с собой своих тараканов. Кто вбил клин между двумя этими этносами? Кому выгодно, чтобы тараканы исчезли, погребя себя в братоубийственной войне? В небольшом камео появляется Иван Охлобыстин, исполняющий роль Ивана Грозного. Ну и, конечно же, интернет взорвала нежная лирическая короткометражка Анны Меликян «Кукарача». Об этом фильме говорят, о нем спорят, образы из него постоянно используются в различных мемах, одним словом, фильм Анны нашел своего зрителя! Но кто этот зритель, мы пока не знаем.

Осторожно: российское кино
© Вечерняя Москва