Войти в почту

Новосибирцы сходили на китайское кино

В трех российских городах прошел первый масштабный фестиваль современного китайского кино. О том, что увидели и как оценили увиденное новосибирские зрители, корреспонденту Sibnovosti.ru Валерию Лавскому рассказала программный директор по событийному кино центра культуры и отдыха «Победа» Анна Огородникова. Китайское кино пока остается экзотикой для массового российского зрителя, а это всегда риск для прокатчика. Почему «Победа» решила познакомить новосибирцев с последними работами китайских кинематографистов? Новосибирский центр культуры и отдыха «Победа» специализируется именно на событийном кино. Начиная с 2006 года, когда кинотеатр вновь открылся для зрителей после масштабной реконструкции, мы не только показываем ленты, которые можно увидеть в широком прокате, но также проводим фестивали самых разных культур. Поэтому мы с большим интересом встретили предложение Института Конфуция НГТУ совместно провести фестиваль китайского кино. «Современное кино Китая» - первый в России масштабный киносмотр кинематографа Поднебесной. Аналогичный фестиваль под названием China On Screen Biennial с успехом проводится в США с 2012 года. Сегодня широкая российская аудитория не так много знает о китайской кинематографии. Может быть, зря, потому что сейчас это одна из самых мощных киноиндустрий в мире, по своему масштабу сравнимая с Голливудом. Думаю, что скоро на наших экранах будут появляться все больше и больше китайских фильмов. Когда существует такая большая, динамично развивающаяся индустрия, то, наряду с развлекательной продукцией, развивается и авторское кино высокого художественного уровня. Кураторы фестиваля провели очень качественный отбор фильмов, сделав акцент на высококлассном авторском кинематографе. Все фильмы, вошедшие в программу, ранее с успехом прошли на международных фестивалях, завоевали призы, привлекли внимание мировой кинематографической общественности. Как восприняли фильмы зрители? Все-таки, китайское кино – не самое простое для восприятия. Тем более, авторское… Нас порадовал проявленный интерес, за шесть дней в «Победе» побывали более тысячи зрителей. Это хороший результат для фестиваля, тем более нового, не совсем привычного для публики. Достаточно сказать, что большую часть фильмов мы даже переносили из меньших залов в большой, потому что билеты раскупали очень активно. Есть еще один неформальный показатель успеха: если люди пришли на открытие, а затем мы увидели знакомые лица в зале на следующих сеансах, значит, кино заинтересовало. Из-за развития российско-китайских деловых и культурных связей китайский язык сегодня активно изучается во многих вузах Новосибирска, поэтому среди зрителей было много студентов и преподавателей. Согласно общепринятой фестивальной практике фильмы демонстрировались на языке оригинала с русскими субтитрами. Один из них – «Дзинпа» – был показан на тибетском языке. Любой фестиваль ценен возможностью общения со зрителями и в кулуарах показов, и в социальных сетях, на этот раз мы организовали еще и конкурс зрительских рецензий. Пришли очень интересные отзывы – глубокие, оригинальные, на русском и китайском языках. Итоги конкурса мы подведем 20 марта на открытии XII регионального российско-китайского конкурса песни «Голос дружбы» в центре культуры Новосибирского государственного технического университета. Программа фестиваля не ограничивалась фильмами. Гостями открытия стали наши коллеги из Санкт-Петербурга: куратор фестиваля, директор Института Конфуция в Санкт-Петербургского государственного университета Юлия Мыльникова и кинопродюсер, гендиректор кинокомпании HHG Владислав Пастернак. Накануне открытия фестиваля Владислав прочитал открытую лекцию «Китайское кино от императора У Ди через шесть поколений режиссеров – к современности» для всех желающих, где рассказал подробнее о фильмах программы и о том, как обстоят дела с кино в Китае. Среди гостей был и китайский продюсер Се Мэн. Его компания выпускала три фильма из тех, что были в нашей программе. Он говорил о том, что это большая радость для продюсера видеть такой живой интерес к кинематографии своей страны. Какое впечатление оказали работы китайских кинематографистов на вас? Я бы выделила фильм открытия фестиваля «Пепел – самый чистый белый» режиссера Цзя Чжанкэ, ставший в 2018 году номинантом на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Имя Цзя Чжанкэ сейчас громко звучит в мировом кинематографе. Фильм мощный, динамичный, наполненный страстями. В середине фестивальной программы был удивительный фильм «Дзинпа». Эту спартанскую, созерцательную картину тибетский режиссер и сценарист Пема Цеден создал в партнерстве с гонконгской кинокомпанией Jet Тone, основанной легендарным Вонгом Кар-Ваем более четверти века назад. Сценарий этого атмосферного тибетского роуд-муви, проникнутого буддистским духом, в 2018 году стал победителем программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Исполнитель главной роли, давший имя и фильму, и его главному герою – известный деятель тибетской культуры, которого европейские критики уже прозвали тибетским Джонни Деппом. И, пожалуй, еще об одном фильме стоит сказать особо. Это фильм «Слон сидит спокойно» молодого режиссера Ху Бо, молодого кинематографиста и писателя, автора двух ставших бестселлерами книг. По мотивам одного из рассказов и снят фильм. Ху Бо – один из тех гениев, про которых говорят, что они ранены жизнью. Первая версия фильма длилась два с половиной часа, и после того, как продюсеры попросили его сократить, режиссер смонтировал новую, почти четырехчасовую версию картины. И вскоре покончил с собой. Картина режиссера, ушедшего из жизни в возрасте 29 лет, привлекла и новосибирскую публику, после просмотра состоялось полуторачасовое обсуждение. Это очень большое, серьезное и печальное кино, которое ставит вопросы к человеку и цивилизации в целом. «Современное китайское кино» останется разовым мероприятием, или есть настроение его как-то продолжить? - В будущем мы хотим продолжать и развивать этот фестиваль. «Победа» располагает возможностями для проведения разнообразных культурных мероприятий, у нас есть и концертная площадка, и современное выставочное пространство, так что мы будем рады не только принять лучшие современные китайские фильмы, но организовать выступления музыкантов, экспозиции современных фотографов и художников. Хочется знакомить наших зрителей с удивительной культурой Китая в разных формах. После завершения фестиваля все расстались с настроением продолжать эту работу. Кстати, 14 марта в широкий прокат выходит новый фильм прославленного китайского режиссера Чжана Имоу «Тень». Не пропустите! Фото: Евгений Бекарев Справка: Фестиваль «Современное кино Китая» прошел в Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Он был организован штаб-квартирой Институтов Конфуция КНР при участии Государственной Третьяковской галереи, Санкт-Петербургского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета. В Новосибирске показы прошли в центре культуры и отдыха «Победа» при поддержке Министерства культуры Новосибирской области. В программу вошли фильмы «Пепел – самый чистый белый» (режиссер Цзя Чжанкэ), «Овдовевшая ведьма» (Цай Чэнцзе), «Ребро» (Чжан Вэй), «Дзинпа» (Пема Цеден), «Прах» (Ли Сяофэнь) и «Слон сидит спокойно» (Ху Бо).

Новосибирцы сходили на китайское кино
© sibnovosti.ru