Войти в почту

Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, опера П.И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) создана по повести А.С. Пушкина (1833); при этом изменены некоторые детали сюжета, но главное, расставлены иные акценты. Их смысл и цель — обострить романтические конфликты "человек — судьба", "жизнь — смерть", "любовь — игра". Формально автором либретто значится брат композитора, Модест Ильич Чайковский, однако невидимым "режиссером" был именно Пётр Ильич, обладавший выдаю­щимся литературным талантом и драматическим чутьём. Главная тема спектакля в сценической версии режиссера Юрия Александрова — трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны. Судьба трех главных персонажей, Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоя­тельствах последнего столетия. Четвертый, невидимый герой — царская семья; ее гибель стала одним из прологов драмы России. Спектакль посвящен 400-летию Дома Романовых. Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. В отличие от известных пушкинизированных версий (Всеволода Мейерхольда, Юрия Любимова, Льва Додина), принципиальной установкой Юрия Александрова стало сохранение как музыкального текста П.И. Чайковского, так и самой логики действия, последования картин.

Пиковая дама
© Ревизор.ru