«Челюсти», «Апокалипсис сегодня» и другие любимые фильмы Квентина Тарантино

«Я думаю, моя суперспособность — это рассказывать истории», — уверяет Квентин Тарантино. Более увлечённого режиссёра представить трудно: свой первый фильм, короткометражку «Любовь птицы в неволе», Тарантино снял всего в 20 лет — то есть тогда, когда многие другие режиссёры только обучались режиссёрскому ремеслу. За 35 лет карьеры Тарантино дважды удостоился «Оскара»: в 1995 году — за лучший сценарий к фильму «Криминальное чтиво», а в 2013-м — за лучший сценарий к фильму «Джанго освобождённый». В 2019 году готовится к релизу его новая картина «Однажды в Голливуде», и в её успехе мы тоже не сомневаемся. Один актёрский состав чего стоит: в новом фильме Тарантино снялись Люк Пэрри, Марго Робби, Леонардо Дикаприо, Аль Пачино, Брэд Питт и Дакота Фаннинг. Никто не будет спорить, что Квентину Тарантино удалось создать свою собственную эстетику кино. Любимый жанр режиссёра легко описать фразой «кровавая резня», но даже сражения на мечах, дикие перестрелки или погони на лошадях в его фильмах выглядят так, словно режиссёр срисовал их с полотен каких-нибудь малоизвестных гениальных художников. Ему одинаково хорошо удаются и масштабные вестерны с грандиозными постановками, и камерные триллеры-детективы, в которых Тарантино делает акцент не на зрелищности, а на психологизме картины. Откуда в нём эта любовь? Какие фильмы нравятся самому Квентину Тарантино? О своих фаворитах режиссёр рассказал в опросе Sight & Sound, а мы размышляем, чем они так понравились культовому режиссёру 90-х. «Апокалипсис сегодня» Apocalypse Now Год: 1979 Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола Экранная адаптация Фрэнсиса Форда Копполы книги «Сердце тьмы» Джозефа Конрада длится больше трёх часов, но каждая минута этого фильма того стоит. Эта эпичная лента рассказывает историю солдат, зажатых в тисках Вьетнамской войны и вынужденных каждый день бороться за жизнь. Их единственная радость — это галлюциногены, смывающие грань между жуткой реальностью и такой же жуткой фантазией. Классическая лента Копполы — это красочный рассказ о войне в душных джунглях с Марлоном Брандо, Робертом Дювалем и Мартином Шином в главных ролях. Как верно отмечают критики, в фильме нет ни одного некрасивого с художественной точки зрения кадра. Видимо, этому режиссёрскому навыку Тарантино научился именно у Фрэнсиса Форда Копполы. Экранная адаптация Фрэнсиса Форда Копполы книги «Сердце тьмы» Джозефа Конрада длится больше трёх часов, но каждая минута этого фильма того стоит. Эта эпичная лента рассказывает историю солдат, зажатых в тисках Вьетнамской войны и вынужденных каждый день бороться за жизнь. Их единственная радость — это галлюциногены, смывающие грань между жуткой реальностью и такой же жуткой фантазией. Классическая лента Копполы — это красочный рассказ о войне в душных джунглях с Марлоном Брандо, Робертом Дювалем и Мартином Шином в главных ролях. Как верно отмечают критики, в фильме нет ни одного некрасивого с художественной точки зрения кадра. Видимо, этому режиссёрскому навыку Тарантино научился именно у Фрэнсиса Форда Копполы. «Таксист» Taxi Driver Год: 1976 Режиссёр: Мартин Скорсезе И если «Апокалипсис сегодня» рассказывает об ужасах войны, то психологический триллер «Таксист» — о трудностях жизни после. 26-летний ветеран Трэвис Бикл (Роберт де Ниро) отвергается обществом, и всё, чего после войны удостоился бывший морской пехотинец, — это работа таксиста. Бикл приходит в ужас от того, во что превратился его родной город Нью-Йорк, и берёт дело в свои руки, желая «вычистить всю грязь». «Таксист — великолепный фильм, — рассказывает Тарантино. — Мне действительно кажется, что эта история, рассказанная от первого лица, — величайшая в истории кино. Ни одна десятая доля секунды этого фильма не противоречит этой мысли». «Его девушка Пятница» His Girl Friday Год: 1940 Режиссёр: Говард Хоукс Милая романтическая комедия «Его девушка Пятница» — последний фильм, который ждёшь увидеть в списке любимых картин Квентина Тарантино. Экранизация книги Чарльза Макартура и Бена Хекта «Первая полоса» (The Front Page) спустя 50 с лишним лет после релиза попала в двадцатку самых смешных американских фильмов. Кровавых распрей, понятно, в нём нет — но есть великолепная игра Кэри Гранта, Розалинд Рассел и Ральфа Беллами. Хоукс обожает острых на язык героев, неожиданные столкновения и эстетику бурлеска. Обожает их и Квентин Тарантино. «Я помню, как узнал о Говарде Хоуксе. Я посмотрел «Его девушку Пятницу» и подумал, что это лучший фильм, который я когда-либо видел», — рассказал режиссёр в интервью The Guardian. «Челюсти» Jaws Год: 1975 Режиссёр: Стивен Спилберг О достоинствах «Челюстей» Спилберга сказано уже многое: классический триллер родом из середины 70-х без преувеличения можно назвать культовым. Спилберг полностью погружает в историю кровожадной акулы, благодаря чему двухчасовый фильм можно смотреть, буквально вжавшись в кресло. Ещё одно достоинство картины — небанальный сюжет: кажется, что шериф Броуди борется с акулой, но на самом деле его главный враг — это косность и безрассудная жажда наживы администрации курортного городка. «Челюсти» породили огромное количество пародий, от «Пираньи» Джо Данте до «Глубокого синего моря» Ренни Харлина, и влияние Спилберга — особенно в том, что касается создания напряжённой атмосферы, — чувствуется и в работах Тарантино. «Хорошенькие девушки, станьте в ряд» Pretty Maids All In A Row Год: 1971 Режиссёр: Роже Вадим Если не знать, что фильм «Хорошенькие девушки, станьте в ряд» снял Роже Вадим, то можно подумать, что перед вами — новый сценарий Квентина Тарантино. Эта классическая для 70-х история про сексуальную неудовлетворённость главного героя и череду странных смертей стала референсом для «Грайндхауса» — двухсерийного фильма самого Тарантино, снятого в тандеме с Робертом Родригесом. Жанр «Хорошеньких девушек...» балансирует на грани триллера и комедии (за что этот фильм, кстати, и критиковали), но эта сложность определённо нравится Тарантино. В каждой свой ленте (возьмите любую — от «Бешеных псов» до всё той же «Омерзительной восьмёрки»), режиссёр замешивает классический триллер, комедию с экстремальным чёрным юмором и ещё пару-другую жанров так, что выделить один из них уже почти невозможно. «Раскаты грома» Rolling Thunder Год: 1977 Режиссёр: Джон Флинн Мрачные триллеры середины 70-х — то есть того времени, когда Тарантино только-только формировал свой режиссёрский вкус — определённо лидируют в списке его фаворитов. Ещё одна такая картина — «Раскаты грома» с Уильямом Дивэйном и Томми Ли Джонсом в главных ролях. На первый взгляд, её сюжет ничем не отличается от сотен других аналогичных фильмов: «Раскаты грома» — типичный детективный триллер, рассказывающий о мести главного героя. Тем не менее этот фильм Тарантино любит трепетно. История справедливой мести Джона Флинна вдохновила Тарантино на «Убить Билла», а название фильма режиссёр позаимствовал для своей первой кинопрокатной компани. Она так и называлась: Rolling Thunder Pictures. Тарантино занимался фильмами категории B, иностранным и независимым кино, но недолго: Rolling Thunder Pictures проработала всего три года. «Колдун» Sorcerer Год: 1953 Режиссёр: Уильям Фридкин Продолжая тему триллеров 70-х годов, Тарантино выделяет ещё одного фаворита — фильм «Колдун». Режиссёр Уильям Фридкин соединяет роуд-муви с элементами боевика и триллера — и получает незамысловатую, но убойную историю трёх дальнобойщиков, везущих динамит из одного конца Латинской Америки в другой. Изначально Фридкин счёл картину малобюджетной, но в процессе съёмок продюсерам пришлось увеличить бюджет. И траты оправдались: зрелищные катастрофы, фактурные герои, живописные пейзажи — всё это делает ленту крепким, захватывающим боевиком. Как и любит сам Квентин. «Под кайфом и в смятении» Dazed & Confused Год: 1993 Режиссёр: Ричард Линклейтер И хотя «Под кайфом и в смятении» вышел на экраны в 1993 году, Линклейтер обращается к эстетике 70-х — любимой эпохе Тарантино. В этом фильме нет оформленного канонического сюжета: режиссёр рассказывает о том, как несколько техасских школьников прощаются со школой — сексом, алкоголем и наркотиками. Dazed & Confused — это не только название независимого британского журнала, но и песня из первого альбома Led Zeppelin. Правда, в фильме она не звучит. Вместо неё за рок-н-ролльное настроение отвечают песни Элиса Купера, Nazareth, Deep Purple, Kiss и Black Sabbath. «Несносные медведи» The Bad News Bears Год: 1976 Режиссёр: Майкл Ритчи Сюжет этой спортивной комедии стар как мир: тренер Морис Баттермейкер (Уолтер Маттау) должен вывести свою бейсбольную команду из низшей лиги в высшую. Но есть одно «но»: брутальный бейсболист-алкоголик наставляет худших спортсменов, которых только можно представить. «Несносных медведей» легко назвать одной из лучших комедий 70-х годов. Она почти целиком строится на жёстких шутках сценаристов, но такая жёсткость — ровно то, чего и добивался режиссёр Ритчи. Что в этом фильме нравится Тарантино? Кажется, примерно всё. «Большой побег» The Great Escape Год: 1963 Режиссёр: Джон Стёрджес Стив Маккуин — один из самых известных актёров второй половины прошлого столетия, а «Большой побег» (известный ещё и как «Великий побег») — один из самых известных фильмов с его участием. Джон Стёрджис смотрит на историю Второй мировой войны с необычного ракурса: режиссёр рассказывает о военнопленных, решивших покинуть концлагерь. Сюжет фильма отчасти похож на «Побег из Шоушенка», но разница между ними колоссальная: если у Стёрджиса военнопленные сотнями бегут от ужасов фашистского режима, то у Фрэнка Дарабонта главный герой борется с несправедливым решением суда. «Я вырос на этом фильме», — говорит Тарантино в интервью. «Кэрри» Carrie Год: 1976 Режиссёр: Брайан де Пальма Мистический фильм о том, как девочка Кэрри с помощью телекинеза мстит своим обидчикам — злым одноклассникам и фанатичке-матери — легко назвать одним из самых странных в фильмографии Брайана де Пальмы (да и восьмой декады, надо сказать, тоже). Фильм примечателен тем, что там сыграла Сисси Спейсек — пожалуй, самая недооценённая актриса прошлого столетия (Спейсек номинировалась на «Оскар» шесть раз, но выиграла только однажды!). А ещё в длинноволосом Билли Нолане легко узнать Джона Траволту: это одна из его первых крупных ролей. «Хороший, плохой, злой» Il buono, il brutto, il cattivo Год: 1966 Режиссёр: Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой» стоит посмотреть хотя бы ради Клинта Иствуда в главной роли. Влияние режиссёра Серджо Леоне на творчество Квентина Тарантино бесспорно и очевидно. Для сравнения можно взять «Омерзительную восьмёрку». Тарантино явно вдохновлялся эстетикой фильма Леоне: к примеру, он использовал похожий шрифт в начальных титрах. «Восьмёрка» начинается и заканчивается разбрызгиванием крови по экрану, и эта самая кровь — почти так же, как и в начале «Хорошего, плохого и злого». Музыку Эннио Морриконе Il Tramonto, написанное им для фильма Леоне, также можно услышать в фильме «Убить Билла 2». Да, у Тарантино определённо есть вкус к хорошим боевикам и триллерам.