Ещё
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Почему киностудии запретили показывать Ларионову
Актеры
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Лучшие сериалы прошедшего десятилетия
Сериалы
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Критики о "Буратино": "Безобразная картина"
Фильмы
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
Сколько зарабатывают самые богатые телеведущие
ТВ
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Проксима
Проксима
Боевик, Драма
Купить билет
Риф. Новые приключения
Риф. Новые приключения
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет

Алексей Федорченко: «Война Анны» — большая история в минимальном пространстве 

Алексей Федорченко: «Война Анны» — большая история в минимальном пространстве
Фото: Аргументы Недели
Российский режиссёр в этом году удивил всех, собрав за свою картину «Война Анны» все главные кинопремии страны — «Золотой Орёл», «Белого слона» и «Нику». Для справки — на соискание последней было подано 124 заявки, из них 53 полных метра.
Лично меня Федорченко потряс давно и сразу — своим дебютным фильмом-мистификацией «Первые на Луне». До титров я была уверена, что смотрю документальный фильм. Картина принесла массу призов, в том числе — на Венецианском кинофестивале 2004 года (лучший фильм в программе «Горизонты»), и на российском «Кинотавре» (лучший дебют). Кроме того, Алексею вручили медаль «За заслуги перед космонавтикой».
День космонавтики 12 апреля для режиссёра — вдвойне важная дата, так как накануне 11 апреля 1961 года поженились его родители — Станислав и Марианна Федорченко. К сожалению, отца уже нет в живых.
9 мая этого года в прокат выходит «Война Анны», но с момента съёмок Федорченко создал два новых больших кинопроекта, не считая короткометражек и пьес.
По словам успешного режиссёра, кино у него стоит на втором месте после… написания книг о репрессированных учёных.
Об этом и многом другом Алексей рассказал в интервью «Аргументам недели».
— Алексей, вы собрали все главные кинопремии страны за фильм «Война Анны». Вы ожидали такой успех?
— Я долго ждал премий за свои первые фильмы, крепко переживал. У меня портилось настроение, когда наши номинации не выигрывали. Ездил на все награждения, старался сохранять спокойствие, убеждал себя, что это — не главное. Конечно, приятно побеждать, но повод порадоваться находился всегда, так как обычно среди номинантов были мои друзья. С годами я научился ничего не ждать и ровно относиться к наградам. Нужно поощрять молодых, для них это важнее.
— Странно, что жюри «Кинотавра» картину не оценило.
— Да, на «Кинотавре» произошёл казус, но мнение моих друзей-коллег важнее оценки жюри, а им фильм понравился.
— Как избежать зависти и нездоровой конкуренции?
— Не сталкивался с завистью. Мы с моими друзьями (, , , ,  — авт.) идём вровень, ездим вместе на кинофестивали, радуемся друг за друга. У нас сложились хорошие отношения лет десять назад, с тех пор — дружим.
— Как вы считаете, тема войны, холокоста ещё долго не перестанет быть актуальной?
— Мой дебют в кино — документалья лента «Давид» (2002 год) была связана с холокостом. Я серьёзно изучал этот феномен с научной точки зрения. Думал тогда, что закрыл эту тему, но она такая острая и страшная, что возникает постоянно. Не буду зарекаться. Фильмов про холокост в мире делается очень много, а повторяться не хочется. Сложно найти нестандартный ход. Но если вдруг возникнет очень необычная история и придумка, тогда снова возьмусь.
— Марта Козлова получила «Нику» и «Белого слона» за лучшую женскую роль и ещё немало других наград. Желаете ей актерского будущего?
— Марта — сложившаяся личность. Она, конечно, любит получать призы, но смотрит на вещи здраво. Её привлекает биология, обожает возиться с животными. Не хотелось бы, чтобы её затаскали по сериалам, и она, к счастью, редко соглашается на такие проекты. Несколько раз снималась в эпизодах, клипах. Она ещё может измениться десять раз — и характер, и внешность.
— Как вы примиряли шестилетнего ребёнка с этой тяжелой темой?
— Ребёнок не снимается во всем фильме подряд, а только — в конкретной сцене, выполняет определенную задачу. Я не довожу актеров до критического состояния, хотя знаю, что есть режиссеры, которые практикуют такое. Всегда обхожусь щадящими средствами. Для Марты были созданы хорошие условия. В перерывах она играла с котиком, с которым снималась в картине.
— В Италии, где я живу, говорят, что Вторую мировую войну выиграли американцы. Есть смысл доказывать, что это не так?
— Доказывать нет, а рассказывать — да. Важно оценивать вклад в победу над фашизмом всех в отдельности: Америки, России, Европы. Плохо, когда перехлёст в одну сторону, мол, только мы победили. Нужно смотреть на историю с разных точек зрения, чем их больше, тем взгляд объективнее.
— Вы признались как-то, что страдаете клаустрофобией. Удалось справиться?
— По крайней мере, научился с ней бороться.
— В «Войне Анны» ваша героиня два года пряталась в камине, то есть жила в замкнутом пространстве.
— Это не связано с моей фобией, просто хотелось очень лаконично в закрытом минимальном пространстве рассказать большую историю. Есть фильм «Похороните меня заживо» (2009 г.), где действие происходит в гробу, немало фильмов снятых в лифте. Я нашёл подлинную историю девочки, которая два года пряталась в трубе камина в украинской школе на Полтавщине. Во время оккупации в ней размещалась комендатура нацистов.
— Украинский зритель увидит фильм?
— Фильм снимался в Екатеринбурге, но по сценарию действие происходит на Полтавщине — моей исторической родине, так как мой папа Станислав Федорченко родом оттуда. В детстве я проводил там каждое лето. Украину я очень люблю и буду рад показать землякам свою работу. Надеюсь, что позовут. Я был однажды в жюри Одесского кинофестиваля, так что не вижу преград. Я так устроен, что мне интереснее делать, чем показывать. Я уже в мыслях на Кавказе — в моём новом проекте «Большие змеи Улли-Кале».
— Судя по названию, картина будет большой и захватывающей!
— Да, это масштабное историческое полотно об отношениях России и Кавказа, о взаимном влиянии культур, основанное на документах. История, протяженностью сто лет, от язычества и кавказской войны до начала 20 века. Сценарий мы написали с Лидой Канашевой. Она — соавтор моих последних четырёх работ.
— Я много лет под впечатлением от вашего первого игрового фильма «Первые на луне». Позже вы собирались экранизировать повесть братьев Стругацких «Малыш».
— Да, сценарий под названием «Космический Маугли» был написан, но начался кризис. Проект дорогой, пришлось отложить на будущее, так как сложно найти столько денег.
— В этом году 16 июля исполнится 50 лет с момента высадки американцев на Луну. Верите, что они там были? Стоит ли россиянам отправляться на Спутник Земли?
— Думаю, что были. Нам стоит развивать свою науку во всех направлениях, в том числе и в деле освоения космоса.
— Дружите с космонавтами?
— Я был знаком с , хотя он сначала категорически не хотел приходить на обсуждение моего фильма «Первые на Луне» в программе «Закрытый показ» на Первом канале. Он бурно возмущался: «А как же Гагарин?!» Потом всё понял, пришёл, сказал своё мнение. Когда писал «Космического Маугли», я бывал дома у Георгия Михайловича, он охотно отвечал на мои вопросы.
— О Гагарине не думали снимать?
— Не было пока интересной идеи, о нём уже сняли столько «попсы»!
— Вам нравится модный ныне жанр «байопик»?
— Очень хороший жанр, сейчас через меня проходит много человеческих судеб.
— Знаменитых людей?
— Неизвестных. Собираю коллекцию книг о репрессированных ученых. Их тысячи! Их карали за профессию, многих мы не знаем даже по фамилии, среди них: востоковеды, археологи, астрономы, биологи, они сделали удивительные открытия, которые забыты. Мы с моим соавтором Лидой Канашевой пытаемся художественно осмыслить их судьбы и сочиняем о них сказки. Это гораздо интереснее, чем кино. Какая-то надлитературная вещь. Книжка уже практически готова к печати.
— Что вы думаете об истории с арестом вашего коллеги ?
— Думаю, что такое обвинение можно предъявить 99-ти из 100 российских фирм и организаций. А это значит, что несовершенен сам принцип бухучета и налоговая система. Дело «Седьмой студии» — это сведение чьих-то счётов и позор нашей страны.
— Расскажите о ваших новых фильмах.
— Фильм «Последняя милая Болгария» снят по малоизвестной книге «Перед восходом солнца». Мы почти закончили монтаж. Он получается очень зрелищным, за счёт необычного подхода художника и оператора, невероятный визуальный ряд — так еще никто не делал. Ещё одна работа -документальная комедия «Кино эпохи перемен» — о кинопроизводстве 90-х годов в России.
— Большинство своих фильмов вы делаете в Екатеринбурге. Неужели и Кавказ будете снимать на Урале?
— Что-то снимем в павильоне, но половину фильма точно — на Кавказе. Сейчас выбираю натуру в нескольких горных республиках России. Роли исполнять будут актёры кавказских театров и неактёры.
— Ваше место силы — Екатеринбург?
— Мне здесь хорошо. Редко выбираюсь куда-то, только если очень приспичит, в Москве бываю пару раз в год, за границей — чаще, по работе.
— Но климат у вас там не очень, да и экология…
— А у вас всё время потопы, высокая вода.
— Не любите Венецию?!
— Наоборот, Венеция и Турин — мои любимые города Италии.
— Где бы вы хотели снять новую картину?
— Врезалось мне в память одно волшебное место. Если ехать из Словении в Хорватию, то, минуя пограничный пункт, нужно, не въезжая на территорию Хорватии, свернуть направо, в камыши, на неприметную дорогу вдоль моря. Проехав несколько километров, вы увидите удивительный пейзаж: заброшенные солеварни, где итальянские рыбаки летом добывали морскую соль. (Когда-то Словения была территорией Италии — авт.). Очень хотелось бы снять здесь триллер или детектив.
Видео дня. Какой стала внучка Женечка из «Сватов»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео