Воспоминания Данелии. История об отце, работавшем в «почтовом ящике» 

Воспоминания Данелии. История об отце, работавшем в «почтовом ящике»
Фото: Вечерняя Москва
9 апреля состоится прощание с режиссером, народным артистом СССР . АО «Мосметрострой» по просьбе «Вечерней Москвы» предоставил уникальную запись беседы Георгия Данелии, где он рассказывал о своем отце. Николай Данелия посвятил всю свою жизнь строительству.
Георгий Данелия вспоминал, что его отец начинал трудовой путь инженером-путейцем, позже дорос до главного инженера Метростроя Москвы, а после и СССР.
— Мой отец ни в первой половине жизни, ни во второй, когда работал в «почтовом ящике» (на засекреченном предприятии. — «ВМ»), не рассказывал о своей работе. Я знаю, что он трудился инженером на строительстве станции «Мясницкая», которая потом стала «Кировской» (в настоящее время это станция «Чистые пруды». — «ВМ»). Где сейчас проспект Сахарова, там стоял барак метростроевцев. Мы жили в нем, как раз недалеко от места работы отца. Иногда я подходил к этой шахте, но внутрь не рисковал заглядывать. Потом, где-то в 1937–1938 году построили дом для метростроевцев. Мы получили две комнаты в хорошей квартире, — рассказывал Данелия.
Режиссер признавался, что тогда его впечатляла роскошь станций. Метростроевцы гордились, что создавали лучшее в мире метро.
— У отца телефон был возле подушки: часто возникали такие проблемы, которые ему приходилось срочно решать, — вспоминал Данелия. — Мы жили не очень богато. И я помню, у него была единственная ценность — ботинки. Когда были бомбежки во время войны, он сам не уходил в подвал прятаться, а домработницу отправлял туда с ботинками. Если бомба попадет, то хотя бы ботинки не пропадут.
После войны генералам выделили участки и дали субсидии на строительство дачи. И Николаю Данелии тоже дали надел. Все деньги, что были в семье, он пустил на это и даже продал ботинки — главную ценность. Потом в одной газете напечатали, что хорошо бы эти дачи генералов отдать под детские сады. И Николай Данелия на следующий день написал заявление, что просит принять дачу под сады.
— Моя мать тогда сказала, что он будет единственным, кто так поступит. Она была права. Но при этом мать его полностью поддержала, — рассказывал Георгий Данелия.
Вспоминал режиссер и другой случай: его отца ночью вызвали на объект, где он начал командовать спасательными работами. Туда же приехал и тоже стал руководить.
— Отец одно говорит, Косыгин другое. И отец на него наорал: «Ты можешь замолчать? Ты мешаешь, а ну уходи отсюда!» Косыгин тогда сказал, что отец прав. Командовать должен один. Но все-таки отцу это не простили и при первом удобном случае его сняли, — говорил Георгий Николаевич. — Он тогда купил много деревянных досок и сделал из них полки, накупил книг и расставил. У Николая Данелии было много наград, в том числе два ордена Ленина.
— Метростроевцы — особые люди, — считал Георгий Николаевич. — Когда они построили первое метро, они были как космонавты. В то время это было самое большое и красивое достижение советского государства. Метростроевцами гордилась вся страна.
Самому режиссеру нравилась станция «Дворец Советов» — нынешняя «Кропоткинская».
Фильмы Данелии тоже увековечили метро. «Осенний марафон» снимали в ленинградской подземке, а «Кин-дзадзу!» — в московской.
— Мои картины отец видел. В фильме «Я шагаю по Москве» герой  — метростроевец. Он мог бы работать где угодно, но я решил, что отцу будет приятно, если я сделаю его проходчиком метро, — вспоминал Данелия. — Отец смотрел картину и говорил — ну, ничего.
Потом мне мама рассказала, что ему нравится, просто у него характер такой. Он меня ни разу даже не погладил рукой, но он меня очень любил. Я его уважал и слушался его до последнего дня.
СПРАВКА
Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия), но уже через год его семья переехала в Москву. Выдающийся режиссер, горячо любимый зрителями, известен миллионам по фильмам: «Сережа», «Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон». Эти ленты давно стали классикой советского кинематографа.
Видео дня. Куда исчезла героиня самого яркого эпизода «Афони»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео