Войти в почту

Адреналиновая зависимость: секреты успеха хорроров

«Я не трус, но я боюсь» – часто ли приходится произносить эту фразу? Чего боитесь – пауков, привидений или маньяков? Чаще всего главный страх кроется в нас самих. Именно таким приемом воспользовался режиссер Джордан Пил и не прогадал. Его новый ужастик «Мы» в первый уик-энд собрал рекордную кассу в США – более 70 млн долларов. Это – третий результат за всю историю жанра, а среди оригинальных сценариев «Мы» почти догнал легендарного «Аватара».

Адреналиновая зависимость: секреты успеха хорроров
© Mir24.tv / Татьяна Константинова

Российский зритель принял триллер с восторгом, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Валентина Бекшаева. Фильм с небольшим бюджетом – всего 20 млн долларов – уже собрал больше 170 млн во всем мире. Похвастаться такими высокими показателями пока не могут создатели хоррора-ремейка «Кладбище домашних животных» по Стивену Кингу. При том же бюджете за первый уик-энд фильм еле себя окупил и собрал всего 25 млн долларов.

Без компьютерной графики, используя только кетчуп и картонный топор, можно ввести в ступор самого смелого зрителя. Сценарии хорроров давно избиты, и создателям приходится искать новые инструменты для эффектов. Триллер «Мы» – один из последних удачных примеров.

«Наш худший враг – это мы» – так звучит слоган голливудского ужастика. Рядом с героями селятся их злые двойники и начинают творить зверства. Зритель понимает – бояться нужно не монстров, а себя. Подливает масла в огонь куча совсем не милых белых кроликов.

Знаковым хоррором прошлого столетия стал «Психо» Альфреда Хичкока. Знаменитую сцену убийства в ванной снимали почти неделю. Пронзительный звук создавали с помощью скрипки и ножа, который втыкали в дыню.

Очевидно, что звук – важный инструмент, который используют создатели хорроров. Пр этом необязательно должна звучать нагнетающая музыка. Для панического страха достаточно мертвой тишины. Именно ожидание события, а не его развязка приводит к саспенсу – то есть тревожному состоянию. Предвкушение ужаса заставляет зрителя попотеть. Вот-вот зло себя проявит, но режиссер сознательно оттягивает этот момент. В этом, например, Стенли Кубрику помогла непрерывная съемка, как в «Сиянии», где камера следует по пятам за маленьким Дэнни, который разъезжает на велосипеде по коридорам отеля.

Психологи уверяют, просмотр ужасов помогает человеку выплеснуть накопленный негатив. Да и после такого кино становится понятно – не стоит жаловаться на жизнь, у кого-то похуже будет.

«Если же человек смотрит фильмы ужасов, где главный персонаж пытается бороться с силами зла, с какими-то внутренними проблемами, или они приближены к реальности, это говорит о том, что человеку хочется сбросить эти эмоции. Но, если же он получает от этого эстетическое удовольствие, видит кровь, разрезанные части тела – это уже серьезные проблемы с психикой»,

– подчеркнул психолог Сергей Ланг.

В руках героя камера, и все происходящее он снимает сам – этот прием стал тенденцией в мире ужасов: «Ведьма из Блэр», «Репортаж», «Паранормальное явление». Российские создатели хорроров пользоваться избитыми методами не спешат. Уверяют, нашего зрителя таким сценарием в кинотеатр уже не заманишь.

«Успешный фильм ужасов – это успешный сценарий. Все всегда начинается со сценария и с интересного концепта. На Западе есть много фильмов, где семья приезжает в дом и начинаются сверхъестественные штуки. В России ты не можешь этого повторить. Если выйдет фильм, где семья приезжает в дом, а на нее нападает приведение, зритель скажет, что видел такое уже восемь раз»,

– объяснил режиссер Святослав Подгаевский.

Поэтому Подгаевский решил добавлять в фильмы ужасов элементы мелодрамы или фэнтези. «Русалка» – это его уже четвертая работа в этом жанре. Сегодня зрителю предлагают по пять-шесть отечественных ужастиков в год. Хотелось бы больше и страшнее.

«Не было такого жанра в советском и постсоветском кино и в новейшем российском. Он появился в 2015 году вместе с выходом фильма «Пиковая дама», до этого были отдельные картины, но не было системной работы жанра. Должна быть какая-то идея: либо монстры, либо классная история, либо классный герой»,

– уверен генеральный продюсер Иван Капитонов.

Кстати, если переборщить с просмотром ужасов, то можно обрести адреналиновую зависимость. Серьезные страхи приводят к проблемам с сердцем и даже сокращают продолжительность жизни. Поэтому психологи советуют дозировать просмотр хорроров и больше заниматься спортом. Это полезно, не страшно и адреналина хватит сполна.