Какими были киноафиши начала XX века

Slide 1 of 8
Киноафиша к драме 1917 года "Побег Лизы Басовой" о сочувствовавшей революционерам москвичке, которая становится политзаключенной.
1/6
Киноафиша к драме 1917 года "Побег Лизы Басовой" о сочувствовавшей революционерам москвичке, которая становится политзаключенной. 
© Открытые источники
Афиша для киноленты «Туман», похожая на кадр из фильма, создавалась вручную. Драму выпустили на кинофабрике Александра Ханжонкова в 1917 году.
2/6
Афиша для киноленты «Туман», похожая на кадр из фильма, создавалась вручную. Драму выпустили на кинофабрике Александра Ханжонкова в 1917 году. 
© Открытые источники
Драма «Зеленый паук» 1916 года режиссера Александра Волкова. Киноплакат создал Михаил Кальмансон.
3/6
Драма «Зеленый паук» 1916 года режиссера Александра Волкова. Киноплакат создал Михаил Кальмансон.  
© Открытые источники
Афиша авторства Г. Алексеева к кинофильму "Под вечер осенью ненастной". Завязка сюжета взята из романса на стихи Александра Пушкина.
4/6
Афиша авторства Г. Алексеева к кинофильму "Под вечер осенью ненастной". Завязка сюжета взята из романса на стихи Александра Пушкина. 
© Открытые источники

Листайте дальше, чтобы пропустить рекламу

«Как они лгут» - афиша к немому фильму Вячеслава Висковского 1917 года. Кинолента не сохранилась.
5/6
«Как они лгут» - афиша к немому фильму Вячеслава Висковского 1917 года. Кинолента не сохранилась.  
© Открытые источники
Киноафиша к картине «Мечта убита» 1910-х годов, не сохранившейся до наших дней. Плакат авторства художника Георгия Александрова.
6/6
Киноафиша к картине «Мечта убита» 1910-х годов, не сохранившейся до наших дней. Плакат авторства художника Георгия Александрова. 
© Открытые источники

Искусство киноафиши появилось одновременно с художественным кинематографом. До революции киноплакат был основной рекламой для фильма. Афиши издавали небольшими тиражами за счет кинотеатров. На первых киноплакатах в основном довольно условно изображали основные сцены из фильмов. Позже сцены из кинолент стали изображать более детально, желая передать характеры героев, пытались сделать афишу более выразительной. При создании плакатов использовали живопись, графику и фотомонтаж. Постепенно к созданию киноафиш присоединились и профессиональные художники, среди которых Поль Ассатуров, Петр Житков, Михаил Кальмансон, Георгий Алексеев и другие.

История отечественного киноплаката началась в 1908 году, когда был показан игровой фильм «Стенька Разин». Афишу к нему создал художник Поль Ассатуров из Санкт-Петербурга. Это была экранизация одноименной пьесы Василия Гончарова.

Поскольку художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений были важной частью оформления улиц, киноафиши должны были как-то выделяться на том фоне и привлекать зрителя. В СССР киноплакат также нес функцию агитации за коммунистическое общество и служил индикатором социокультурных перемен и ценностей. В нашем обзоре – афиши к фильмам дореволюционной России и зарубежных стран.