Ещё

Кинематографическая подлинность «белого ворона» 

Кинематографическая подлинность «белого ворона»
Фото: Ревизор.ru
Фильм ". Белый ворон" — не кино о творческом пути известного танцора и не о его поисках свободы, несмотря на то, что «побег на свободу» первым бросается в глаза.
Это фильм о человеке. О его мире и восприятии мира. О яркой, сложной личности Рудольфа Нуреева, каким его увидел режиссёр Рэйф Файнс, снявший эту картину по книге Джулии Кавана «Рудольф Нуреев: Биография».
На волне популярности жанра «байопик» в последние годы зритель уже привык к тому, что характер героя вовсе не обязательно должен прямо раскрываться через сюжет. Вместо этого мы видим меняющийся мир: разные условия, в которых раскрываются разные грани личности центрального персонажа. Именно так построен и «Белый ворон».
Фильм делится на три временных пласта: «настоящее время» для него — это Париж 1961 года; два «прошлых времени» — это детство героя в Уфе и все прочие события биографии Нуреева в Советском Союзе: в балетном училище, в театре, в Ленинграде и Москве. При этом весьма простой сюжет — известная история о том, как в 1961 году, будучи на гастролях в Париже, Рудольф Нуреев попросил политического убежища, — усложнен монтажом, так, что перипетии судьбы танцовщика проходят через многочисленные визуальные и даже звуковые ассоциации.
Также в течении картины можно выделить три основных пласта восприятия: Советский Союз, Европа и особая страна — Балет. Ее территории здесь много: это сцена, учебные залы и прочее «закулисье». Рудольф Нуреев в исполнении .
Есть и четвёртый пласт, все обрамляющий: разговор , наставника Рудольфа, с сотрудниками КГБ после побега Нуреева за границу.
Первый, советский пласт изображения, наиболее яркий, ибо вызывает самое сильное впечатление. Он противопоставлен второму. Если буржуазная Европа в фильме — это вершины искусства, это дружба и чувство свободы, то социалистический СССР в основном (но не всегда) — гулкая, душная, суровая тюрьма строгого режима, где обретаются фальшивые ценности, которые нарушаются только из похоти, слабости и потакания всем прочим порокам.
Балет как действие показан в фильме скупо: всего в нескольких местах возникает чувство, что смотришь настоящее выступление. Балетные сцены — кульминации в карьере Нуреева в те годы. В основном же балет в фильме — это тяжёлый труд, неразрывно связанный с творчеством. Рудольф Нуреев в жизни.
Если говорить о любви в фильме, то эта тема не так занимает режиссера, как могло бы показаться. Молодой Нуреев условно показан как бисексуал: он разом и близко дружит с партнёром по сцене, который учит его английскому языку, и платонически влюблен в богатую француженку Клару Сент. Есть и история адюльтера в семье его учителя, Александра Пушкина (в роли которого снялся сам режиссёр, Рэйф Файнс). При этом в фильм «вброшена» весьма красноречивая фраза: на прогулке Нуреев признаётся Кларе Сент, что хотел бы перенести женское начало на мужское в балете. Вот, пожалуй, и все о той стороне жизни, которую некоторые считают едва ли не основополагающей для личности Нуреева. Лента — о том, что основополагающим для него было творчество.
В фильме много экспериментов с изображением (искусный монтаж, характерные ракурсы), со звуком, цветом. Практически всегда эти эксперименты имеют символическое значение. Так, например, самые контрастные (почти чёрно-белые) сцены выпадают на детство героя: этим приемом показаны нищета и разруха. В Советском Союзе картинка всегда тусклая. Атмосфера подавляет. Даже русская речь воспринимается как иностранная — с трудом. Во Франции цвета более яркие, но в то же время — мягкие. Кадр из фильма «Белый ворон».
Наиболее запомнились мне звуковые решения: во время прогулки героя по Лувру слышно репетицию в балетном классе, а шум игрушечного поезда (поезд вообще — одна из метафор фильма) — превращается в аплодисменты.
Зритель выходит из зала несколько шокированным: кульминационные сцены психологически точны. При этом напряжение, подавляющая атмосфера, эмоциональные вспышки, неоднозначные отношения оставляют ощущение подлинности особого рода — кинематографической. На протяжении 127 минут трудно оторваться от экрана.
Следует отметить удачный кастинг и работу актёров. В главных ролях снялись , , , , Рафаэль Персонас. Роль самого Рудольфа Нуреева досталась Олегу Ивенко (танцовщику из Казани). Олег Ивенко внешне очень похож на . Фото: «АиФ-Казань» и из личного архива Ивенко. Считаю, что фильм «Нуреев. Белый ворон» обязателен к просмотру всем неравнодушным к хорошему кино. Это опыт, который следует пережить.
Видео дня. Актеры «Бригады», которых уже нет в живых
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео