Войти в почту

«Битва за Севастополь», «Подвиг разведчика» и другие фильмы о реально существовавших героях войны

В наше время, когда на экранах мелькают герои комиксов и фэнтезийных книг, невозможно себе представить, что кто-то из них существует в реальности. Тем ценнее фильмы, которые рассказывают о настоящих людях, героях, которые не задумываясь о собственной жизни, спасали целую страну. «Подвиг разведчика» (1947) До времени, когда был снят этот легендарный фильм, советских разведчиков на экранах не существовало. Еще бы: шпионаж – дело подлое и им может баловаться только лишь прогнивший капитализм. А советский человек всегда открыт, догадлив и мудр. И ему совершенно не нужны все эти шпионские игры. Но с приходом этой картины все изменилось. Конечно, у капиталистов были «мерзкие шпионы», а у нас «героические разведчики», которые могли запросто выпить с врагом «За нашу победу!», но сути это не меняет: в кинотеатры ворвалась эра разведчиков, хоть воспроизведение истории выглядит несколько наивно. Однако лента вошла в золотой фонд советского кино. Режиссера Бориса Барнета вдохновил на создание фильма реальный подвиг реального человека. Знаменитый разведчик Николай Кузнецов глубокой осенью 1943 года дерзко выкрал и ликвидировал немецкого генерала фон Ильгена. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_Ra8cobtgD8I").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_Ra8cobtgD8I").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Повесть о настоящем человеке» (1948) Эта история известна всем. Летчика Алексея Маресьева (в фильме Алексей Мересьев) сбивает в бою немецкий ас. Самолет падает в глухие леса. Чудом спасшийся летчик оказывается один в мартовском лесу наедине с медведем. Ноги Алексея повреждены, каждый шаг дается с трудом. Когда сил идти не остается, Маресьев ползет. Его находят партизаны и переправляют на Большую землю. Но врачам не удается спасти ему ноги – приходится ампутировать ступни. Маресьев, оставшись инвалидом, сумел мобилизоваться и заставить всех поверить в то, что он сможет летать. Фильм почти в точности отображает все, что случилось с прототипом Мересьева. Павел Кадочников, который сыграл в фильме главную роль, познакомился с Маресьевым и в воспоминаниях очень удивлялся его стеснительности и силе духа. И напоследок хочется сказать… Это не хит-парад фильмов о супергероях. Это низкий поклон и вечная благодарность тем, кто ценой собственной жизни стоял за свою страну. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_bZBAVibaPg4").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_bZBAVibaPg4").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Отец солдата» (1964) Как-то грузинский сценарист Сулико Жгенти рассказал режиссеру Рено Чхеидзе о старике, который воевал вместе с Сулико в одной части. Чхеидзе решил снять о героическом деде кино. Роль предложили великолепному актеру Серго Закариадзе и, наверное, эта роль стала для него лучшей. В фильме рассказана реальная история мудрого старика, который дошел до Берлина, опекая солдат как своих сыновей. Он был безумно вынослив: когда солдаты выбивались из сил, мог взять на плечо пулемет и нести его несколько километров. Создатели даже сохранили герою имя его прототипа: Георгий Махарашвили. Фильм настолько силен, что однажды режиссеру пришло известие из Севастополя, где в милицию пришел с признанием вор. По его словам, он решил сдаться, потому что посмотрел фильм «Отец солдата» и хочет начать жить честно. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_nROdvnRQUtA").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_nROdvnRQUtA").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Это было в разведке» (1968) В основе фильма лежит реальная история разведчика Александра Колесникова, которого писатель Сергей Смирнов разыскал в рамках своего проекта о неизвестных героях Великой Отечественной войны, как когда-то разыскал юного защитника Брестской крепости Петю Клыпу. Главное в истории разведчика – это то, что в момент, когда он завоевал признание как незаменимый поставщик ценной информации, ему было всего 12 лет. По фильму мальчик Вася – сирота. В действительности же, Колесников удрал из семьи и пробирался на фронт. Его подобрал и пристроил в свою часть сержант Филиппов. Командир пытается отправить ребенка в тыл, но Вася обманывает провожатых и скрывается в лесу, где обнаруживает и помогает поймать немецкого диверсанта. Васю привлекают к разведоперациям, в фильме расскажут и историю его ранения, пленения и спасения. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_E_h75eb5vrY").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_E_h75eb5vrY").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Щит и меч» (1968) Когда этот фильм вышел на экраны страны, люди были готовы терять полдня, лишь бы его посмотреть. Почему полдня? Да потому что фильм четырехсерийный. Но ни это, ни то, что приходилось покупать целых четыре билета, не отпугивало публику. Нацисты знали персонажа под именем Йоганна Вайса. В Советском Союзе он был известен как Александр Белов. И пусть история, рассказанная в киноповести, собирательна, но прототипом главного героя стал все же реальный человек: разведчик Александр Святогоров. Станиславу Любшину пришлось играть этого разведчика. Его пригласили на роль отнюдь не за супергеройскую внешность, а за мудрость во взгляде. Ведь суперсила успешного разведчика в доскональном знании психологии и виртуозном манипулировании людьми. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_4f-9REDLyZE").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_4f-9REDLyZE").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Мы смерти смотрели в лицо» (1980) Аркадий Обрант – выдающийся балетмейстер, работавший во времена войны в Ленинграде. Именно он стал прототипом Бориса Корбута, которого блистательно сыграл Олег Даль. Роль в этом фильме стала одной из последних ролей этого замечательного актера. До войны Обрант работал балетмейстером во Дворце пионеров. Как только началась война – ушел в ополчение. Но политруководство вернуло его на место основной деятельности, чтобы он собрал агитбригаду. Людям в голодную блокадную зиму было совершенно не до танцев, но уже через месяц ансамбль Обранта дал первый концерт. Истощенные подростки выступили перед бойцами и жителями города более трех тысяч раз. 9 мая на Дворцовой площади ребята выступали с номером «Марш Победы». А в 1958 году ансамбль расформировали в рамках кампании по борьбе с буржуазным влиянием. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_8I5j4udJfy8").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_8I5j4udJfy8").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Брестская крепость» (2010) Этот российско-белорусский фильм Александра Котта вызвал немало споров. Но, несмотря на критику, это достаточно близкое изложение событий, происходивших в брестском гарнизоне в первые дни войны. Картина повествует о героической обороне крепости, которую плотным кольцом окружили немецкие захватчики. События представлены так, как видел их юный защитник крепости – Сашка Акимов, воспитанник музыкального взвода. Он оказался в числе немногих, кому посчастливилось выбраться из крепости и остаться в живых. Его прототипом был такой же отчаянный, как Сашка Петр Клыпа. Правда, Клыпа в жизни после войны стал бандитом и провел бы в тюрьме 10 лет, если бы не писатель Смирнов, который подключил все свои связи, чтобы вытащить из тюрьмы героического защитника Брестской крепости. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_isL62qzE1E4").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_isL62qzE1E4").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Матч» (2012) В оккупированном Киеве остались спортсмены киевского футбольного клуба «Динамо». Сначала в хаосе первых дней оккупации людям пришлось выживать, а потом, когда немцы обустроились, как им казалось, навсегда, новой власти захотелось культурной жизни. Тогда динамовцам выдали форму и возможность тренироваться. Команда «Старт», как спортсмены себя назвали, выиграли несколько матчей. 6:2 – с венграми, 7:1 – со сборной немецких артиллеристов, 6:0 – со сборной железнодорожников Германии, опять венгры потерпели поражение 5:1, еще венгры 3:2, немецкие офицеры ПВО и летчики проиграли «Стартовцам» 5:1, и терпение у немцев лопнуло. Они потребовали матч-реванша. Дело было 9 августа 1942 года. Перед матчем в раздевалке киевской команды появился некий офицер, который потребовал проиграть под угрозой расстрела. Счет игры был 5:3, естественно, в пользу «Старта». Дальнейшие игры немцев с бывшими динамовцами киевское начальство запретило. Через неделю членов команды стали арестовывать по обвинению в работе на НКВД. В истории этот футбольный матч окрестили матчем смерти. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_2kxsnDcQNZI").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_2kxsnDcQNZI").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Битва за Севастополь» (2015) Людмила Павличенко – легендарная женщина-снайпер. Ей не исполнилось еще и 25 лет, когда на ее счету оказалось три сотни гитлеровцев. Когда была проиграна битва за Севастополь, девушка восприняла это как личное поражение. На фоне душевной драмы разворачиваются события жесточайшего противостояния советских и германских войск. Людмила покидает свой пост только будучи тяжело раненой и происходит это буквально за пару дней до падения Севастополя. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_nR7Wdy-3-TA").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_nR7Wdy-3-TA").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery);

«Битва за Севастополь», «Подвиг разведчика» и другие фильмы о реально существовавших героях войны
© Teleprogramma.pro