Ещё
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Игра
Триллер
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет

Кино Победы. Как снимали фильмы в годы войны 

Фото: Mos.ru
В годы Великой Отечественной войны кино было необходимо людям как никогда. Фильмы вдохновляли, возвращали надежду и веру. Киностудии, как и заводы, ехали в эвакуацию, а сценаристы писали в перерывах между работой военными корреспондентами.
Отложенная премьера
Романтическая комедия «Сердца четырех» Константина Юдина, монтаж которой закончили в самый канун войны, вышла на экраны на четыре года позже, чем должна была. Премьеру притормозили, посчитав картину, в которой командир Красной армии выглядел почти водевильным персонажем, неуместной в тяжелейшее для страны время. Зрители увидели ее впервые 5 января 1945 года, когда было ясно, что победа уже дело времени. На экране — довоенная жизнь, лето, дача, любовь… В кинотеатры на «Сердца четырех» ходили по нескольку раз.
Актерские работы сделали фильм настоящим шедевром своего времени. Валентина Серова сыграла доцента математики, серьезную девушку Галину. Ее сестра Шурочка (Людмила Целиковская) — полная противоположность: веселая, кокетливая и открытая. Мужские персонажи не менее яркие. Одного из них, военного, организовавшего на даче подготовку личного состава по математике, Петра Никитича Колчина, играет Евгений Самойлов, другого — интеллигентного ученого-биолога Глеба Заварцева — Павел Шпрингфельд.
События происходят в летней предвоенной Москве и за городом. В картине можно увидеть новостройки на Большой Калужской улице (тогдашнее название Ленинского проспекта), Ленинские горы, площадь Революции. Сцену у телефона-автомата снимали на проспекте Маркса (сейчас — Театральный проезд). С набережной, где Колчин покупает цветы, открывается прекрасный вид на Кремль.
Кино в эвакуации
На время войны Алма-Ата стала киностолицей СССР. Центральная объединенная киностудия (ЦОКС), созданная на базе Алма-Атинской студии кинохроники и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма», сняла 80 процентов всех картин, выпущенных в стране в военные годы. В коридорах ЦОКС можно было встретить Дзигу Вертова, Михаила Роома, Сергея Эйзенштейна, Юлия Райзмана, Ивана Пырьева, Леонида Трауберга и многих других известных людей из мира кино. Первым директором новой киностудии стал Михаил Тихонов. По его воспоминаниям, ЦОКС очень быстро приступила к делу. В августе 1941-го из Москвы туда выехала первая съемочная группа, а в сентябре уже доснимали картины, которые начали до войны.
На ЦОКСе доснимали биографическую ленту Александра Файнциммера «Котовский». Приключенческий фильм о легендарном комбриге времен Гражданской войны насыщен невероятными событиями, как и жизнь прототипа главного героя. Григорий Котовский много раз бежал из тюрьмы, был приговорен к смерти и снова бежал. Знаменитая конная бригада под его предводительством участвовала во многих важных сражениях и не знала поражений. Такой вдохновляющий герой был нужен в тяжелые военные времена, и картину закончили в кратчайшие сроки. Главную роль исполнил Николай Мордвинов.
Также одним из первых фильмов, доснятых на ЦОКСе, стала «Машенька» Юлия Райзмана. Мелодрама о милой и скромной телеграфистке Маше Степановой (Валентина Караваева), которая влюбляется и не находит взаимности, стала одним из главных советских военных фильмов. Любовные перипетии главной героини развиваются во время войны, но не Великой Отечественной, а финской. На фронте, куда Машенька уйдет санитаркой, она снова встретится с тем самым парнем, и он посмотрит на нее другими глазами.
Заканчивали в эвакуации и замечательную музыкальную комедию Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным. Начинали снимать фильм в Москве в первые дни войны. Актерам и съемочной группе периодически приходилось прятаться в бомбоубежищах. Их герои свинарка Глаша и пастух Мусаиб встречают друг друга на ВСХВ (сейчас — ВДНХ) и договариваются встретиться здесь же через год. Премьера состоялась 17 ноября 1941 года. Легкая романтическая комедия, герои которой поют, танцуют и попадают в забавные ситуации, стала глотком воздуха и была воспринята зрителями на ура. Впоследствии ЦОКС выпустила еще несколько фильмов легкого жанра — «Антошу Рыбкина», «Актрису», «Беспокойное хозяйство».
Главной темой большинства фильмов военного времени, конечно, был героизм русского народа в борьбе против фашизма. Об этом фильмы «Зоя», «Секретарь райкома», «Во имя Родины», «Непобедимые», «Нашествие», «Жди меня». Всего Центральная объединенная киностудия выпустила 23 полнометражных и 10 короткометражных фильмов.
Киноэпопея во время войны
На Центральной объединенной киностудии снял свой последний фильм Сергей Эйзенштейн. Великая киноэпопея об Иване Грозном состояла из двух частей: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая же пролежала до 1958-го. Дилогия создавалась по личному заказу Сталина, он утверждал сценарий и следил за работой. Первая серия Верховному главнокомандующему понравилась, а вторая подверглась жесткой критике.
Лента начинается с венчания на царство великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича и охватывает большой период жизни Грозного и всей страны. Создание фильма стоило баснословных денег, но Сталин считал, что он необходим для укрепления веры в победу.
В первой части, получившей Сталинскую премию, жестокость и авторитаризм царя оправдывались объективностью исторического момента. Все жертвы — ради страны. Вторая же получила лишь критический отзыв в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 сентября 1946 года: «Режиссер Сергей Эйзенштейн во 2-й серии фильма „Иван Грозный“ обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов…»). Сталин лично встречался с режиссером и исполнителем главной роли Николаем Черкасовым в феврале 1947 года. Были планы по доработке картины, но Эйзенштейн не успел приступить к их выполнению: вскоре он умер от инфаркта.
А картина — обе ее части — навсегда осталась в числе мировых шедевров. «Это величайший исторический фильм, когда-либо созданный. Его атмосфера великолепна, а красота превосходит все, что до сих пор видено в кино», — писал Чарли Чаплин после просмотра.
«Съемки шли густо, как сельдь в океане»: Сергей Эйзенштейн — о своих фильмах
Москва как символ надежды
Одним из главных символов веры в победу и в жизни, и в кино была Москва. Не имея возможности снимать в столице, кинематографисты создавали в павильонах ЦОКСа декорации в виде узнаваемых московских объектов. Кремлевские башни со звездами служили напоминанием: есть вещи, которые останутся незыблемыми, несмотря ни на что.
В фильме «В шесть часов вечера после войны» героиня Марины Ладыниной, как и в «Свинарке и пастухе», также снятых Иваном Пырьевым, договаривается встретиться с возлюбленным в Москве. Но не через год, а неизвестно когда — в первый день после победы, в шесть часов вечера, они должны ждать друг друга на Каменном мосту. Фильм вышел в 1944 году. Миллионы зрителей увидели на экране свою мечту: война позади, победа наша и можно наконец вернуться к нормальной жизни.
Финальная сцена получилась очень напряженной: она долго не приходит, он почти теряет надежду, но все же под всеобщее ликование и всполохи салюта герои замечают друг друга. По замыслу сценариста Виктора Гусева, Варя погибала во время одной из бомбежек и сцена встречи возникала только в ее воображении перед самой смертью. Но Пырьев не мог забрать у зрителей надежду в угоду поэтике. Не смогли создатели фильма и позволить себе сэкономить, вычеркнув из сценария Москву. Для финальной сцены в павильоне выстроили большую декорацию с бутафорским Кремлем.
Константин Симонов, работавший военным корреспондентом, тоже некоторое время работал на ЦОКСе. Здесь в 1943 году он написал сценарий фильма «Жди меня» по мотивам своей пьесы. Центральный мотив здесь, как и в фильме Пырьева, — встреча в Москве после войны. Об этом договариваются трое друзей. Одного из них ждет жена — ее сыграла Валентина Серова, в том же году ставшая женой Симонова. Как в одноименном симоновском стихотворении, написанном в 1941-м и посвященном Серовой, героиня фильма ждет мужа с фронта даже тогда, когда все вокруг уверены в гибели героя. До самого финала зритель находится в напряжении: выжил или нет? Дождется или нет? Получит письмо или нет?
Слова героини в финальной сцене фильма стали крылатыми. Простая фраза, сказанная Серовой, выразила всю боль и всю тоску женщины, долгие годы не знавшей, увидит ли она самого близкого человека еще хотя бы один раз. «Как долго я тебя ждала!» — будто говорит Москва, Родина солдату, вернувшемуся с Победой.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео