Войти в почту

Канны-2019: День 3. Новый Кен Лоуч, неоднозначный Балагов и мультфильм про военный Афганистан

Третий день Каннского кинофестиваля у нас откровенно не задался: мы посмотрели три фильма один от молодой надежды российского кино, один от пожилой легенды британского, а на третий вообще сходили случайно и однозначно хорошим из них оказался только один. Догадайтесь, какой. Ласточки Кабула Нагло проспав утренний показ "Дылды" Балагова, решили успокоить себя показом "вслепую". Ничего не читая, не зная о чём, кто и зачем, даже названия толком не запомнив, мы пошли на фильм "Ласточки Кабула" из секции "Особый взгляд" а там внезапно буря, искры, в общем, полный восторг. Кадр из анимационного фильма Ласточки Кабула Фильм оказался и не фильмом вовсе, а мультфильмом про тяжёлую жизнь в Афганистане времён войны и людей, которые страдают от гнёта шариата, но не могут из него выбраться (а то и способствуют ему). Такой французский Breadwinner, жёсткое антиклерикальное и антимилитаристское кино, орудующее классическими, но удивительно актуальными модернистскими конфликтами. Человек против общества, человек против бога, весь набор с уроков школьной литературы, собранный в трогательной истории молодой прогрессивной пары и другой пары постарше, которую странным образом объединяет ужасная трагедия и общее желание начать новую жизнь. "Ласточки" вообще очень простые, даже грубые, как и неровные карандашные силуэты их пейзажей. Здесь много очевидных "грустных" триггеров, которые легко могли сделать фильм невыносимо манипулятивным вспоминают тут и про рак, и про бедных детей, и про что только не. Будь это кино не анимационное, оно наверняка бы воспринималось слишком слащаво и мелодраматично, но в этом и чудо анимации она даже простые истории заставляет работать совершенно иначе. Думается, дело в том, что, работая с живыми актёрами и окружением, режиссёры по умолчанию ими "манипулируют", перекраивают ради красивых кадров и ярких образов. А анимация изначально существует как реальность вторичная и ручная, куда более гибкая к авторскому в неё включению. И очевидные визуальные метафоры (те самые ласточки), и без остановки льющиеся слёзы пополам с кровью, всё становится как-то ближе и резонирует больнее, и вот уже тривиальная история о злой системе превращается в общепонятный гимн свободе и, как ни странно, патриотизму. Дылда После этого, уже вполне осознанно, мы пошли на повторный показ "Дылды" нового фильма Кантемира Балагова, чью "Тесноту" показывали здесь же, в Каннах, в секции "Особый взгляд". На следующий год Кантемир уже был в жюри "Особого взгляда", и ожидалось, что вторая его работа таки доберётся до основной программы. Но нет, опять "Особый взгляд". Перед показом под бурные овации на сцену вышел сам режиссёр, ведущие актрисы и продюсер Александр Роднянский. Балагов поблагодарил всех причастных к фильму и, конечно, своего учителя Александра Сокурова, после чего кажется, больше иронично поблагодарил отборщиков за то, что его взяли в "Особый взгляд". Кадр из фильма Дылда Второй фильм стал огромным скачком вперед для Балагова-режиссера и маленьким шагом назад для балаговской режиссуры он увереннее работает со сложной мизансценой, внушительной массовкой и декорациями отлично воссозданного Ленинграда, однако почти не полагается на визуальный сторителлинг и метафоры, как раньше (сцена дискотеки в "Тесноте", потерянный голос героини, финальный кадр с курткой). "Дылда" лишилась сырости и неопытности дебютного фильма, но вместе с ними потеряла особую искренность. Возможно, дело в том, что превратить балаговскую идею в полноценный сценарий помогал писатель Александр Терехов из-за этого "Дылда" выглядит как неплохая экранизация книги, чересчур близкая к источнику и с сильным акцентом на вербальную силу диалогов. Полная рецензия на фильм. Прости, мы скучали Единственный конкурсный фильм, который мы посмотрели за день (показывали ещё французский Atlantique, но двери в зал закрыли прямо перед нашим носом) новая картина Кена Лоуча "Прости, мы скучали" (в оригинальном названии интересная игра со словом missed, так что это ещё и "Прости, мы тебя потеряли"). Его организаторы дальновидно поставили на самый вечер чтобы, конечно, спалось лучше и не прогадали: мирно посапывающих зрителей действительно было немало. Кадр из фильма Прости, мы скучали Ладно, на самом деле всё далеко не так грустно. Да, Кен Лоуч, пожилой критик капитализма и один из немногих режиссёров с двумя Пальмовыми ветвями (если каким-то чудом выиграет в этом году, то станет единственным с тремя), снова снимает кино о трудностях жизни рабочего класса, злобной системе и плохих бизнесменах. Да, вновь статичная камера в унылых интерьерах технических помещений и тесных провинциальных домиков. Да, ничего нового Кен нам не расскажет (да он, в общем, и не сильно собирается). Но его упорство или даже упрямство, с которым он уже несколько десяток лет возвращается к тем же проблемам, тем же героям, тем же тихим и громким разговорам, действительно восхищает тем более, что делает он это с немалым талантом. Среди программных сцен страдальческих страданий иногда вспыхивают очаги неподдельной эмоциональности, сцены, как говорится, на разрыв, с прозвучавшими уже тысячи раз, но всё столь же искренними взрывами недовольства. Среди всего старческого ворчания Лоуч умудряется не терять чувство меры и, ещё важнее, чувство юмора "Прости, мы скучали" с его ярким кокни-колоритом порой удивительно смешное кино.

Канны-2019: День 3. Новый Кен Лоуч, неоднозначный Балагов и мультфильм про военный Афганистан
© Фильм.Ру