Ещё
Лучшие фильмы, в которых снялся Дональд Трамп
Лучшие фильмы, в которых снялся Дональд Трамп
Фильмы
Том Круз поможет Меган Маркл вернуться в кино
Том Круз поможет Меган Маркл вернуться в кино
Актеры
Почему Малахов на самом деле ушел с «Первого»
Почему Малахов на самом деле ушел с «Первого»
ТВ
Чем зрителей возмутил Миронов в "Мусульманине"
Чем зрителей возмутил Миронов в "Мусульманине"
Фильмы

Догнать и перегнать: что мешает российскому кино конкурировать с Голливудом 

Догнать и перегнать: что мешает российскому кино конкурировать с Голливудом
Фото: Вечерняя Москва
Сколько бы  ни говорил о рекордных кассовых сборах и об увеличении притока зрителей, у нас на самом деле не так уж много явных кинематографических побед.
И хотя тот же  считает важным, что рекордные показатели наше кино демонстрирует «в условиях беспрецедентно жесткой рыночной конкуренции с глобальным Голливудом», которой не было в советские времена», ясно, что до самого Голливуда нашей индустрии — пока еще, как до звезды небесной.
Стоит сравнить хотя бы кассовые сборы фильма «Т-34» (в прокате с 1 января), которые составляют 2,3 миллиарда рублей за пять месяцев, и сборы американского фильма «Мстители. Финал», который собрал 2,7 миллиарда рублей за первые две недели (!) проката. Так что же такое происходит с нашим кино?
— Самым коммерческим у нас является , — комментирует ситуацию , продюсер фильма . — Фильм «Т-34» на втором месте. Но все успехи этого российского кинопродукта — результат усилий 1 и 2-го телеканалов и беспрецедентного объема рекламы. Если сегодня сопродюсером фильма является телеканал, то фильму грозит успех (с точки зрения выручки). Исключением тут, пожалуй, является разве что картина . И если проанализировать топ-10 самых успешных российских фильмов, то все они имели эту поддержку.
Вывод очевиден: без поддержки ТВ-каналов, причем громадной, а не номинальной, ни один фильм сегодня не может стать успешным по большому счету.
— Причем, как правило, — продолжает педагог школы-студии «Останкино», телеведущий и кинокритик Давид Шнейдеров, — когда подсчитываются сборы фильмов, все очень ловко забывают вычесть эту рекламную составляющую из общих затрат, что, разумеется, искажает картину.
Вот и получается, что если бы у нас были рыночные, а не бартерные отношения с телеканалами, то в топе самых кассовых российских фильмов осталось бы всего с десяток окупившихся.
— Но самое печальное даже не это, — продолжает Давид Шнейдеров. — Самое печальное, что, преподавая, я вижу, что молодежь, на которых ориентирована большая часть отечественного коммерческого кино, нашего российского кино вообще не знает. И не любит.
С этим мнением не согласна режиссер и продюсер , художественный руководитель центра «Премьера», вице-препрезидент Культурного фонда Валерия Золотухина.
— Сегодня, — говорит Анна Генриховна, — модно ругать российское кино, но как же все мы от этого устали. Я думаю, что с нашем кино все будет нормально — это вопрос времени. Тем более что я много работаю с детьми, снимала для них и знаю о чем говорю: подростки снова начинают интересоваться нашим кино.
Среди участников круглого стола оказался популярный артист , продюсер артхаусной картины «Я вернусь». Макар снимался в популярном у юного поколения сериале «Молодежка» и одно время работал в Голливуде, может «изнутри» сравнить разницу особенностей съемочного процесса. К тому же он оказался ближе всего из участников круглого стола по возрасту к поколению попкорна и имеет свой ответ на вопрос, почему девочки и мальчики стремятся попасть не на наше кино, а на «Мсители: Финал».
— Зритель ведь всегда тянулся к сфере развлечений, — говорит Макар Запорожский. — И в советское время больше стремился на фильмы Гайдая, нежели на картины Тарковского, на развлекательное, а не на познавательное кино. Сегодня ниша развлекательного кино полностью забрана американцами. Почему? Там действуют другие механизмы, чем у нас. Я имел опыт съемок в Голливуде. В России был озвучен бюджет страны — 250 миллиардов долларов на все. В США 750 миллиардов тратятся только на оборону. Так и цифры, связанные с индустриями российского и голливудского кино, — они несоизмеримы. У нас выходит 150 картин в год, у них — 1500. У нас — 30 хороших, там соответственно — 300. Пропорционально. Когда я как продюсер снимал фильм «Я вернусь», мне совсем не интересны были деньги, более того — меня пугают большие сборы и бюджеты. Я просто хотел рассказать камерную историю, сделать свой фильм хорошо, так как я его вижу. У меня нет амбиций сделать «нетленку». Но я вижу очень много хорошего авторского кино, которое, увы, не доходит до широкого экрана. И оно мне интересно, у нас оно есть. А что касается моего опыта работы в Голливуде — ну да, у них техники столько, что она не помещается на площадке. И народу на площадке — тьма тьмущая. У них световик один отвинчивает крышку прибора, другой подхватывает ее, третий относит. Они снимают по одной сцене в день на тучу оптики, и из любой сцены могут смонтировать хоть 20 секунд, хоть 6 минут. Но в моей профессии я там не увидел ничего нового — та же подчас бедность и скудоумие. Но там это играет меньшую роль, потому что там включены другие механизмы. Они кино потом «склеют», как захотят, — материала-то вон сколько, и хорошо, и качественно его продвинут.
Проблемы продвижения и проката затронул и генеральный директор продюсерского центра «ВГИКДебют», преподаватель , только что выпустивший на экраны фильм . Продюсер не доволен тем, как складывается прокатная судьба его очень, кстати, приличного фильма.
— Наши успешные картины, — размышляет над ситуацией он, — сегодня отвечают двум требованиям. Это или ремейки фильмов прошлого, эксплуатирующие их достижения, что привлекает на сеансы даже не киноходящую аудиторию. Или это фильмы, снятые по шаблону американской продукции. Я хорошо отношусь, например, к фильму , в отличие от многих коллег: схема Голливуда там сработала идеально, народ на картину пошел. Что же в этом плохого? Но вкусы-то у всех разные. Мы должны видеть на экране и «Лед», и «Т-34», и , и «Аритмию». И каждый из этих фильмов должен отработать! А у нас если картина выходит, если сумела расчистить себе один-два weekend, то потом на нее давит поток следующих премьер, часто американских. Думаю, что нам нужно очень внимательно подумать над внесением изменений в закон о кино.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
, режиссер, художественный руководитель премии «Ника»:
— Не просто оценить успехи российского кино в цифрах — это же не удои молока! На сегодня мы имеем замечательную русскую актерскую школу — здесь все нормально. У нас есть много пишущих людей, которые хотят работать в кино, но, к сожалению, уже ушли из жизни те великие сценаристы — педагоги, которые учили еще нас и которые были способны создавать свой мир, отличный от Голливуда и Болливуда, при этом волшебный и профессионально сделанный. У нас появилась новая проблема — наличие блокбастеров, тяготеющих к комиксам. Вот здесь мы серьезно отстаем. Чтобы выйти на мировой рынок, надо делать продукцию мирового уровня. Пока мы это не очень можем. И в основном у нас хорошо получается фестивальное кино.
Топ-5 кассовых российских фильмов
— Движение вверх — 3044 миллиона рублей.
На Олимпиаде 1972 года советские баскетболисты за три секунды до сирены вырывают победу у американцев. Режиссер . В ролях: , , .
— Т-34 — 2189 миллионов рублей.
В 1941 году вчерашний курсант Ивушкин вступает в неравный бой против танкового аса Ягера. Мало кто верит, что у него есть шанс. Режиссер В ролях: ,