Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Чужие снова на районе: рецензия на фильм «Битва за Землю»

Межвидовая антиутопия от режиссёра "Восстания планеты обезьян", будто бы не осознающая свои самые сильные стороны.
Чужие снова на районе: рецензия на фильм «Битва за Землю»
Фото: Фильм.РуФильм.Ру
Битва за Землю
Несколько лет назад на Землю вероломно напали превосходящие силы пришельцев: теперь вся планета порабощена, а крупные города постепенно перерабатывают в жилища для инопланетных интервентов. В одном из таких городов, Чикаго, живёт Гэбриел () парень, чьих родителей убили ещё при первом вторжении и чей брат позже погиб в первых рядах человеческого Сопротивления. Чтобы Гэбриел не пошёл по стопам родственников, за ним следит полицейский Уильям (), некогда напарник его отца, а сейчас главный противник возродившегося Сопротивления. Гэбриел, впрочем, и сам воевать не спешит он хочет всего-то навсего уплыть из города куда-нибудь, где нет военного положения и власти пришельцев. Но для этого ему нужны деньги, и в погоне за ними он случайно натыкается на закрытую сеть Сопротивления.
Кадр из фильма «Битва за Землю»
С тех пор как два Уэллса последовательно довели людей до полупаники возможной "Войной миров" сначала Герберт в форме романа, затем его однофамилец Орсон в виде радиопостановки, тема кровной вражды человечества и инопланетных агрессоров стала одной из ведущих в попсовой фантастике. А в период холодной войны, прямо на старте которой эту же "Войну миров" экранизировал Байрон Хэскин, знакомый сюжет обрёл ещё и политическое измерение: ни один бульварный нарратив так не передавал страх перед вторжением условных "чужаков", как война с чем-то неземным и непонятным, чем-то с совершенно другим мышлением, сознанием и ценностями. У зеленоголовых пришельцев до этого, в общем, довольно амбивалентных в их отношениях с землянами прочно закрепился статус враждебных монстров. Чтобы его разрушить, понадобилось почти тридцать лет и ровно один .
Кадр из фильма «Битва за Землю»
Сейчас снимать о кино об инопланетянах как об однобокой угрозе можно, только если ты какой-нибудь и способен повествовательную простоту закрыть визуальной бомбастикой (хотя, судя по второму "Дню независимости", уже и так нельзя). В других случаях приходится изворачиваться: вносить социальную критику ("Район 9") или, может, сводить историю до эстетических "низов" ("Чужие на районе"), уходя с открытых пространств межгалактических баталий в тесные каморки и хитросплетения серых панелек. "Битва за Землю" режиссёра, который после вполне успешного "Восстания планеты обезьян" снял аж целый один фильм (не слишком успешный "Игрок" с ), как раз находится где-то между этими двумя ориентирами.
Кадр из фильма «Битва за Землю»
Уайатт показывает инопланетную интервенцию завершённой, а новый деспотичный режим оседлой дистопией, не сильно отличающейся от, допустим, оруэлловской. Тот же вездесущий глаз Большого брата, та же навязчивая идеология, рупором кричащая со стадионов и ангажированных телепередач. В общем, стандартный набор тоталитарной тирании, никак здесь не осмысленный и обыгранный совершенно безыдейно: на месте инопланетян могла бы быть любая другая властная структура, и ничего бы в фильме толком не поменялось.
Кадр из фильма «Битва за Землю»
Перенос антиутопии в межгалактическое пространство остался лишь в экстерьерных деталях чего-то ждущих на пирсе огромных роботах, странных коричневых звездолётах и "муравейниках" размером с целый район. В остальном пришельцы в "Битве за Землю" настолько неинтересны, что даже сражаются главные герои тут, в общем-то, с такими же людьми копами-аппаратчиками с Джоном Гудманом во главе. Не считая открывающей сцены, гуманоиды с удивительно непоследовательным дизайном (сначала пришельцы выглядят как ожившая металлическая щётка для посуды, а потом вдруг переодеваются чуть ли не в броню Хищника) преграждают путь Сопротивлению лишь дважды, и оба раза представляют угрозу не идеологическую, а исключительно физическую.
С идеологией у "Битвы за Землю" вообще всё очень грустно, как, впрочем, невесело тут со всеми попытками рассказать хоть что-то связное. Основная сюжетная линия о парне-ренегате Гэбриеле, чей брат когда-то погиб в борьбе против инопланетной угрозы, быстро затмевается повстанческими многоходовочками. В один момент Гэбриел и вовсе пропадает из фильма где-то на полчаса и это лучшие полчаса "Битвы за Землю". Отойдя наконец от скучной семейной сюжетики, Уайатт делает то, что у него и в "Планете обезьян" выходило лучше всего: рисует обезличенную анархистскую стихию, ритмично существующую в шифрах и знаках, кода к которым зрителю предусмотрительно не дают.
Но Уайатту не хватает то ли смелости, то ли здоровой доли нонконформизма, чтобы так и оставить фильм обезличенным к финалу возвращается и Гэбриел, и не очень-то стройная интрига. А вся история заканчивается занудным и без меры затянутым твистом, который "Битва за Землю" выставляет как величайшее откровение, хотя читается он минуте эдак на нулевой.
С 27 июня в кино.