12 лучших фильмов для знакомства с киберпанком 

12 лучших фильмов для знакомства с киберпанком
Фото: maximonline.ru
Многие мальчики входят в киберпанк через мультики или даже — страшно сказать — книги. В кино выбор скромнее, зато впечатляет даже взрослых мальчиков. Киберпанковские фильмы — это, как правило, научно-фантастические антиутопии в специфическом электротехническом антураже, где царит декаданс, а то и полная разруха. Разруха хоть и полная, но выглядит, как правило, живописно и завораживающе. В жанре приветствуется безысходность а-ля нуар, шизофреничность а-ля , а также демонстрация экспериментов по внедрению неорганических материалов в мозг или тело человека. Под это описание попадают многие привычные и сравнительно безобидные картины — «Чаппи», к примеру. А то и  или . Мы рассмотрим максимально хардкорный жанровый список, пусть даже часть его ты посмотрел еще в детстве.
МАТРИЦА (The Matrix, 1999) Архиважное для экранного киберпанка произведение, слегка рафинированное и подразукрашенное, но системообразующее.  — очень верный порт для входа в киберпанк. Хотя бы потому, что кино братосестер Вачовски вдохновлено романом «Нейромант», который по сей день не экранизирован, хотя испокон веков числится каноном жанра.
БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ (Blade Runner, 1982) Фильм  — исходник, первообраз всей киберпанковой киноэстетики. Экранизация культового романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» основана на все более популярной в наше время спекуляции, что реальность, данная нам в ощущениях, — злонамеренная иллюзия. И эта неуютная псевдовселенная пригодна для обитания героев почти всех перечисляемых ниже картин.
ГАЛАКТИКА ТНХ-1138 (THX 1138, 1971) Первый полнометражный фильм , снятый за 777 тысяч долларов. И очень незаурядная антиутопия, потому что в те времена Лукас еще был хорошим режиссером (понимаю, что в это трудно поверить, но придется). Кино о восстании против системы, о том, каковы шансы одиночки против замкнутого, абсурдного и непонятного мира. Фильм сродни «Бегству Логана» или «Острову» Майкла Бэя, только гораздо дешевле, минималистичнее и сильнее. Снят «THX» в строго выверенном стиле, который послужил вехой для грядущих киберпанков.
БРАЗИЛИЯ (Brazil, 1985) Киберпанки благодарны Терри Гиллиаму, как минимум, за два фильма — «Бразилию» и . Ты сам волен выбрать, какой из них главнее, но «Бразилию» явно интереснее препарировать с точки зрения визуального стиля, так как здесь на экране царит стимпанк, причем экстра-класса. А вот идея трагедии, вызванной компьютерным сбоем, и бегства человека от реальности в подсознание — это все мотивы киберпанка, как ни крути.
ТЭЦУО, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Tetsuo, 1989) Я бы никому и никогда не рекомендовал это кино к просмотру, если бы не фанатичные киберпанки, внесшие его в золотой фонд. «Тэцуо» — японский киберхоррор от режиссера Синья Цукамото. Тебя ждет беспрерывный поток черно-белого сознания, более похожий на видеоклип индустриальной группы. Сюжет весьма условен, но его цель — показать физиологически тошнотворный процесс слияния человека с железными механизмами. Зрителю понадобится не столько внимание и понимание, сколько антидепрессанты. И все же, если ты хочешь познать киберпанк в его наиболее хардкорной форме, то «Тэцуо» тебе не избежать.
ПИ (Pi, 1998) Еще один киберпанк с монохромной картинкой. Дебютный сюрреалистический триллер Даррена Аронофски, за который режиссер получил приз фестиваля в Сандэнсе. Тебя ждут довольно странные, почти наркотические 80 минут, за которые придется разобраться, каким образом кибернетика, математика и кабалистика могли смешаться с Филипом Диком и Кафкой.
КОДЕР (Cypher, 2002) В «Кодере» нам показывают шпионскую историю о вездесущих корпорациях, явно навеянную Филипом Диком, но снятую уже во времена «Матрицы». Это вторая полнометражная лента от создателя легендарного фильма . Почему-то гораздо менее популярная, но при этом ничуть не менее мощная.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (eXistenZ, 1999) Мало кто может похвастаться таким внушительным вкладом в дело киберпанка, как . Возможно, его мозг вывернут не просто наизнанку, а ровно через ту самую дырку, куда втыкаются штепсели оптоволокна. Кроненберговская эстетика пропитала ткань жанра насквозь и питает даже таких сумасшедших, как Синья Цукамото. «Экзистенция» — самый из кронеберговских кинопанков, промежуточный пункт от «Матрицы» к нолановскому «Началу», но пункт где-то в стороне, в совсем заброшенном, страшном и аномальном мире.
СТРАННЫЕ ДНИ (Strange Days, 1995) Довольно наивный, но смертельно серьезный фильм по сценарию ее супруга . Образец того, как надо было снимать «Джонни Мнемоник», чтобы не сидеть потом зрителям перед экраном с фейспалмом на лице. По сюжету к 2000 году Лос-Анджелес превратился в пылающий и смердящий город, где, кажется, никого не осталось, кроме молодежных банд и полиции. И на фоне подготовки к встрече миллениума разворачиваются события, связанные с нелегальной торговлей чужими воспоминаниями и эмоциями. Основной недостаток ленты — ее труднопереносимый хронометраж в почти два с половиной часа. Простенький сюжет явно не заслуживал такого размаха. Но все окупается неуклюжими драками в исполнении Рэйфа Файнса и сценой стриптиза Джульетт Льюис.
ТРИНАДЦАТЫЙ ЭТАЖ (Thirteenth Floor, 1999) , как и , был незаслуженно пропущен массами из-за ажиотажа вокруг «Матрицы». Идея триллера очень жестко замешена на компьютерах и на искусственно смоделированном ими мире. Да, и тебя ждут пистолеты, кровь, роковые блондинки и даже путешествие в 30-е годы. То есть нуарная часть киберпанка отыграна как нигде с лихвой.
РОБОКОП (Robocop, 1987) Действие «Робокопа» разворачивается в антиутопическом и запущенном Детройте, и это забавно, так как на тот момент этот город еще вполне себе процветал и ничто не предвещало, что он действительно станет темным пятном на карте Америки. нам дал сюжет, который кажется простым и прямолинейным, но, если задуматься, он стал казаться простым уже после этого фильма, когда его принялись копировать и тиражировать в каждом втором фильме о войне полицейских, роботов, простых людей и мегакорпораций. Отдельным бонусом идет жестокость, которая в 1987 году считалась почти рекордной для большого экрана. И, кстати, ремейк 2014 года совсем не так уж и плох!
ХАРДКОР (Hardcore Henry, 2015) Гордость российского киберпанкостроения — неистовая полнометражка о похождениях людей и киборгов средь бела дня в Москве. Об очень кровавых похождениях, да еще снятых от первого лица. Многих зрителей на этом кино укачало, а это признак того, что им пора заменить свои вестибулярные аппараты на встроенные кибернетические имплантаты.
Видео дня. Актрисы, которых все ненавидят
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео