Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент

О будущем документального кино

«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент
Фото: Forbes.ruForbes.ru

Когда мы создавали ЦДК, я была абсолютно уверена, что Москве нужен кинотеатр документальных фильмов. Все говорили: «Ты сумасшедшая, никто это смотреть не будет, кому вообще это надо?». Но, с другой стороны, чем мы хуже Сингапура? В двенадцатимиллионном городе можно найти 90 человек, которые будут приходить в ЦДК. Или 10 000 по стране, которые подпишутся на платформу Nonfiction.film, и она станет финансово окупаемой.

Видео дня

Мы смотрим на мировой рынок и видим, что такие гиганты, как , имея аудиторию и деньги, инвестируют в создание документального контента. Они не бросили документальное кино просто потому, что сериалы — это классно. Эффективность можно оценивать по-разному: например, проиграть короткую битву, но выиграть большую войну. Здесь то же самое. Любой рынок, если его начинать раскачивать и делать качественный продукт, приведет аудиторию, на хороший контент всегда находится свой зритель.

Как живут вместе ЦДК и Nonfiction

У нас получился очень удачный тандем. Два бренда, ЦДК и Nonfiction.film, отлично дополняют друг друга.

Этот тандем живет так: мы стараемся запускать премьеры, чтобы привлекать к ним зрителя, в офлайне, в ЦДК, а потом выпускать релизы в онлайне. Параллельно увеличивается и онлайн-библиотека. Мы изучаем, что смотрит наш зритель. Когда мы первоначально выбирали фильмы, то обращали внимание на те из них, что получили какие-то награды, имели успех в прокате и высокие оценки экспертного совета. Кроме того, мы очень четко понимаем, что мы работаем для зрителя: какие-то фильмы ему могут быть не интересны.

Nonfiction.film работает как магазин: чтобы фильм появился на нашей платформе, мы берем его у прокатчика. И прокатчик точно так же заинтересован, чтобы его фильм продавался. Он кладет нам его на полку, и если с нашей полки его не покупают, то и прокатчик не будет заинтересован. Какие-то фильмы постоянно добавляются, и это приводит к тому, что коллекция продолжает меняться.

Про аудиторию

Два дня назад я как зритель смотрела в ЦДК фильм «Паразиты» на корейском с русскими субтитрами. Зал был полный, хотя кто-то из знакомых писал о пустом зале на том же фильме, но в другом кинотеатре. А у нас все места были проданы. Мне было особенно интересно смотреть, кто эти люди.

«Когда мы открывали ЦДК, я наткнулась на исследование о том, что взрослое население, особенно женщины, не ходят в кинотеатры, потому что не чувствуют это место своим»

С одной стороны, это была наша целевая аудитория — продвинутая умная молодежь, которая знает, что это за режиссер, что получил главную награду в Каннах. С другой стороны, в зале были люди, что называется, с улицы, которые просто знают, что в ЦДК идет хорошее кино. И была возрастная группа 60+, больше десяти человек. Никто из них не ушел, все были очень довольны. Каждый раз, когда меня спрашивают про нашу целевую аудиторию, я объясняю, что ее можно охарактеризовать только так: умный зритель. Пол, гендер, возраст не имеют значения.

Когда мы открывали ЦДК, я наткнулась на исследование о том, что взрослое население, особенно женщины, не ходят в кинотеатры, потому что не чувствуют это место своим, им там некомфортно. Помню, когда мы показывали фильм про , вдруг выстроилась огромная очередь, из очень возрастной аудитории. Как эти люди узнали про нас? Они же не пользуются теми ресурсами, где мы рассказываем о своих релизах. Но так работает сарафанное радио: посетители бассейна «Чайка», как оказалось, к нам заходят регулярно.

О специфике нишевого бизнеса

Мы чувствуем себя нишей. Мы немножко бизнес на коленке, чуть-чуть напоминающий магазин народного творчества, который нельзя масштабировать. И когда ты занимаешься таким проектом, то очень важна личная вовлеченность. К нам в ЦДК до открытия Nonfiction.film поступало много предложений из регионов, и некоторые из них даже всерьез обсуждались. Я поняла, что такая схема работать не будет: у нас — ручной труд, мы, можно сказать, вышиваем крестиком, и так, как только мы умеем вышивать. Другая команда с большим риском может создать совсем не то, что задумывалось изначально. И мы решили, что вместо регионов пойдем сначала в онлайн, и за счет этого уже будем расширяться. С дружественными площадками, впрочем, мы в регионах и так продолжаем сотрудничать: у нас в активе Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Новосибирск и так далее.

Мы по-прежнему являемся продуктом полного цикла и делаем все сами. И команда у нас пока не очень большая: по сравнению с прошлым годом (после открытия Nonfiction.film — прим.ред) вообще ничего не поменялось глобально, на нас по-прежнему работает десять человек, включая бухгалтерию, плюс администраторы и техники.

Мы в своем роде уникальны. В мире нет тысячи онлайн-кинотеатров с экраном и с преимущественно документальным контентом. А то, что существует, сильно зависит от страны: как и с открытием салона красоты, в нашей стране все чуть сложнее, чем в других.

Рынка онлайн-кинотеатров в России нет, но, с другой стороны, в этом рынке, которого нет, все равно есть конкуренция. И мы в этой конкуренции всегда будем проигрывать, потому что самые маленькие и незаметные. Исходя из этого соображения мы и решили сформулировать свою концепцию и концентрироваться на документальном кино, которого нет ни у кого.

Как это работает? Иногда мы работаем как продюсерская компания, вместе с которой участвуем в создании фильма — например, о , который выйдет в сентябре. На этот фильм у нас есть большие планы и надежды. Он создан при поддержке нашей онлайн-платформы, и соответственно, появится сначала у нас в онлайн-кинотеатре, а только потом у конкурентов.

Как происходит поддержка молодых режиссеров

Довольно часто к нам приходят такие талантливые ребята и говорят: «Вот, мы задумали такую идею». А мы стараемся их поддерживать. Модель фильма про Сорокина в этом смысле очень понятна: это фильм о человеке, который всем интересен (как правило, фильмы, посвященные личностям, собирают больше). Для нас важно, чтобы в итоге получилось хорошее кино, которое зрители потом оценят.

Помогаем молодым документалистам мы не только с созданием, но и с продвижением фильма. У нас сейчас идет в прокате фильм Busy inside (о множественном расстройстве личности — прим.ред). Сняла его молодой документалист Ольга Львова, которая живет в Нью-Йорке. Она нашла финансы на съемки, а мы теперь вкладываемся в продвижение, занимаемся росписью, то есть являемся прокатной компанией. И это тоже является финансовой поддержкой. Не стоит недооценивать post production: можно снять фильм, но положить его на полку. Тогда никто о нем не узнает. Огромную роль в этом продвижении играет ручное управление: нужно знать, какие залы для фильма подходят, как про него рассказать, сделать так, чтобы о нем узнали.

Недавно мы показывали работы выпускников ВГИКа. Правило у нас такое: если картина собирает зал, то мы оставляем ее у себя. Если говорить, опять же, про монетизацию, то для нас очень важно продвижение бренда: ребята пишут о показе, а, поскольку фильм классный, то они отмечают нас. А через Интернет-сарафанное радио мы расширяем аудиторию, которая понимает, во-первых, что здесь вот кино можно посмотреть. Вторая часть понимает, что здесь такое можно показать.

Как расходуется бюджет

Наш общий бюджет составляет порядка 25-30 миллионов рублей. Это не так много. Из этого общего кармана мы распределяем средства на разные цели: одну его часть тратим на закупку фильмов, другую — на поддержку. Мы инвестируем часть нашего бюджета в новые фильмы и являемся продюсерской компанией.

У нас есть генеральный спонсор, последние три года это , раньше был Mastercard. Мы также продаем билеты и не являемся убыточным продуктом, прокат нам приносит прибыль. По статистике любой документальный релиз собирает больше всего именно на нашей площадке. Прошлый год у нас был успешным за счет двух релизов: «Знаешь, мама, где я был» и «Дело Собчака». Те деньги, что мы зарабатываем, мы вкладываем в примерно то же самое, только оставляем их на следующий год. И, если мы сейчас с Сорокиным хорошо заработаем, то в следующем году поддержим не один, а два фильма. А если провалится — то уж извините, молодые документалисты.

На запуск Nonfiction.film мы потратили порядка 5 миллионов рублей. Это небольшой бюджет по сравнению с другими онлайн-кинотеатрами. В 2019 году мы планируем релизы 2020 года: понимаем, что, возможно, сможем поддержать один фильм (то есть поучаствовать в его создании), купить пару релизов.

Как живет пространство ЦДК сегодня

Как мне кажется, люди к нам приходят за ощущением жизни. Им нравится быть среди своих, ощущение братства. Это пространство живет как public space: посмотрите, даже сейчас здесь много маленьких детей. Закроются ли в будущем кинотеатры? Я думаю, что они трансформируются. Это будет не просто место, в которое люди приходят посмотреть кино. Люди отмечают здесь дни рождения, делают предложения своим возлюбленным. Раньше в кинотеатрах никто не отмечал дни рождения, по крайней мере, я такого не помню. Люди чувствуют себя здесь комфортно. Мир вообще очень агрессивный, и я думаю, что побеждают те места, где люди чувствуют, что их любят.

Как работает подписка

Годовая статистика по Nonfiction.film будет в октябре, а пока могу сказать только то, что наша аудитория растет (сейчас это 3500 человек), пусть и маленькими шажками. Сначала, когда мы открылись, фильм можно было только купить. Потом мы добавили подписки, потому что все говорили, что главное — это рынок подписок. Интересно, что при этом у нас сейчас больше прибыли приходит не от подписки, а от покупки. Когда новый человек заходит к нам на сайт, он может либо оформить подписку за 299 рублей, либо за ту же сумму купить фильм. И, как ни странно, многие заходят и покупают именно фильмы. Это к слову о том, готовы ли люди платить на контент.

Когда ЦДК открывался, мы думали, что он будет работать сначала всего 4 дня в неделю, потом мы добавим по одному сеансу в будни. Сейчас пространство работает 24/7 по пять сеансов в день. Так и библиотека Nonfiction.film каждую неделю пополняется новым фильмом, сейчас в ней их около 450. Мы хотим максимально часто пополнять коллекцию новыми документальными лентами. Чтобы зритель приходил за новым, за тем, что он нигде не видел, или еще не видел.