Войти в почту

Мама может, мама может: рецензия на фильм «Материнский инстинкт»

Крепкий французский триллер о семейной травме, без особой фантазии, но вполне умело орудующий знакомыми жанровыми тропами. Материнский инстинкт Две семьи живут по соседству в любви и полной гармонии матери семейства, Элиз и Селин, называют друг друга лучшими подругами, их дети-одногодки Тео и Максим весело играют во дворе, а отцы вместе работают. Их пригородную идиллию ломает смерть Максима тот выпал из окна, а Элиз не смогла ни спасти его, ни докричаться до его матери Селин. Та теперь винит Элиз, а последняя впадает в тяжёлую паранойю, думая, что бедная мать захочет отобрать у неё сына взамен своего. Отношения накаляются, страхи прогрессируют, и уже непонятно, то ли Селин действительно готовит сложный план по уничтожению соседней семьи, то ли Элиз постепенно сходит с ума на почве необоснованных фобий. Кадр из фильма «Материнский инстинкт» Если вы хоть немного следите за киномаркетинговой модой, то наверняка знаете, что в наше время каждый второй хоррор кинговский, а каждый первый триллер хичкоковский. Сами режиссёры часто об этом даже не подозревают: жанровые и именные ярлыки навешивают без их ведома, не задумываясь, что они, может, вообще снимали добрую мелодраму о любви. Впрочем, у каждой закономерности есть свои исключения, и автор "Материнского инстинкта" Оливье Массе-Депасс кажется первым за долгое время автором (не считая сошедшего с ума Брайана Де Пальмы), который к наследию короля саспенса обращается вполне намеренно и открыто. Кадр из фильма «Материнский инстинкт» Он, например, без стеснений помещает свой фильм бульварную историю со стандартным набором параноидальных страхов и прочих психозов в солнечные шестидесятые, под бок героям "Психо" и "Марни". Эта временная перспектива в "Материнском инстинкте" едва ли оправданна и работает исключительно данью уважения впрочем, догадаться, что на экране шестидесятые, проще по текстовому синопсису, чем непосредственно из фильма. Уж очень абстрактно выглядят его интерьеры и декорации, существующие как бы вне времени и, что уж там, пространства с одинаковым успехом это может быть Брюссель 60-х и, допустим, Подмосковье нулевых. Кадр из фильма «Материнский инстинкт» Что не обязательно плохо "Материнский инстинкт", в принципе, работает с универсальными страхами и архетипами, семейными травмами и раздорами, понятными более-менее в любом уголке мира. И работает вполне умело да, местное противостояние паранойи и реальности вторично, но оформлено в жизнеспособный сценарий (не считая разве что скомканной экспозиции, слишком резво пытающейся добраться до "интересного"), где интриги не кажутся наигранными, а сомнения героев удачно передаются зрителю. Массе-Депасс действует и правда довольно по-хичкоковски берёт сложную тему (потери ни много ни мало родного ребёнка) и, особо по ней не рефлексируя, оборачивает в жанровый переплёт из знакомых, но всё ещё не устаревших тропов. Кадр из фильма «Материнский инстинкт» Но всё это касается текста, а как только "Материнский инстинкт" уходит от сухих сценарных перипетий к какой-никакой визуальной выразительности, того самого "хичкока" ему начинает остро недоставать. На каждый удачный кадр здесь пять сцен, снятых предельно скучными "восьмёрками" с монтажными склейками в духе худших сцен "Богемской рапсодии" такой типичный коммерческий глянец, больше бы подошедший той самой доброй мелодраме о любви, чем суровому семейному триллеру. С другой стороны, может, именно из-за этого контраста мрачной истории с тёплыми декорациями удушающей "обычности" и рождается бытовой ужас "Материнского инстинкта". Насколько намеренно другой вопрос. В общем, не сильно и важный. С 25 июля в кино.

Мама может, мама может: рецензия на фильм «Материнский инстинкт»
© Фильм.Ру