Войти в почту

Война и мир в семье Бондарчук

В этом знаменитом киноклане есть место всем проявлениям, на которые только способен человек. Любовь и расставания, предательства и ссоры, взлеты и падения. Семейное древо семьи Бондарчук Сергей Федорович хипповал в знак протеста Исторический (а кто-то называл его истерическим) V съезд кинематографистов, который состоялся в Кремле в мае 1986 года, для народного артиста СССР, кинорежиссера Сергея Бондарчука стал настоящим ударом. Люди, у которых с началом перестройки в стране проснулся революционный дух, решили припомнить былые лавры обладателю американской кинопремии «Оскар». «Кинематографический генерал», – с презрением бросали ему в лицо те, кто еще вчера перед ним пресмыкался. Тогда Бондарчука (и других советских киномэтров – Юрия Озерова, Станислава Ростоцкого, Евгения Матвеева) выгнали из управления Союзом кинематографистов. Обвинили в застойных традициях, в устаревших методах работы. Говорят, во время заседания в Кремле Сергею Федоровичу вызывали скорую помощь – стало плохо с сердцем. В тот вечер, закрывшись дома в своем кабинете, Бондарчук в отчаянии записал в дневнике: «Я не видел, как выросли мои дети, я не сумел похоронить свою матушку, я всю жизнь работал, работал во имя этой иллюзии кинематографа». – Однажды Федерико Феллини пригласил Бондарчука на просмотр своего, как потом оказалось, последнего фильма «Голос луны». Это проходило в итальянском кинотеатре «Колизей», – рассказывает «Собеседнику+» режиссер Сергей Соловьев. – Когда они вошли, то увидели почти пустой зал. На недоуменный взгляд Бондарчука Феллини сказал: «Все мои зрители умерли». «И что же теперь делать?» – спросил Сергей Федорович. Феллини ответил: «Умереть самому. Тогда все вернется на место». Когда Бондарчука убрали из союза, он вошел в состав правления киностудии «Мосфильм». Помню, первые месяца три приходил на заседания и молчал. В то время он почему-то стал собирать свои пышные волосы в маленькую косичку сзади. Как-то спросил его, мол, зачем вам косичка. Он ответил: «А хиппую!» Бондарчук был настоящим фанатом своего дела, порой забывая о семье. В работе всегда стремился создать что-то новое, сделать лучше, чем другие. Киноэпопея «Война и мир» давно уже внесена в мировые энциклопедии как одна из самых масштабных работ в кино. В кадре – 800 всадников, 120 тысяч человек массовки, более 9 тысяч исторических костюмов. Бондарчук добился, чтобы 38 музеев Советского Союза предоставляли для съемок свои экспонаты. Например, для эпизода «Совет в Филях» сотрудники музея Кремля специально привозили настоящую табакерку наполеоновской эпохи, усыпанную бриллиантами. Во время напряженной работы над кинокартиной у режиссера случилась клиническая смерть. Он упал прямо в коридоре «Мосфильма». Сердце остановилось на 4 минуты. Но тогда откачали, подлечили. На фильме Сергей Федорович был не только режиссером, но и играл одну из главных ролей – Пьера Безухова. – У Толстого этот герой был описан как толстый мужчина, а Сергей внешне никак не подходил под это описание. Но он так вжился в роль, что к окончанию съемок действительно потолстел, весил 120 килограммов! – вспоминает вдова режиссера, актриса Ирина Скобцева. – Со стороны кому-то казалось, что все в работе у Бондарчука получалось гладко. Но сколько ему пришлось перебороть! Например, когда он, уже известный киноактер, в конце 1950-х решил снять в качестве режиссера фильм «Судьба человека» по Шолохову, многие его осудили. Но он сделал прекрасную работу. Помню, после выхода фильма мы пришли с мужем на празднование Нового года в Дом кино. Там за отдельным столиком сидели известные режиссеры во главе с Иваном Пырьевым. Мы подошли поздороваться. Вдруг Пырьев выругался и сказал Сергею: «Тебе мало своей профессии? Куда ты лезешь?» Мы отошли от этого президиума, поникли и отправились домой. Фильм «Судьба человека» стал не только режиссерским кинодебютом Бондарчука, но и некой итоговой чертой в отношениях с тогдашней супругой, актрисой Инной Макаровой. Инна Макарова: «Он рыдал, когда предложила расстаться» Это был второй брак Бондарчука. Первый можно назвать ошибкой молодости. Евгения Белоусова, с которой будущий режиссер учился в театральном училище, родила ему сына Алексея. С ним Сергей Федорович на протяжении жизни виделся редко. С Инной Макаровой фронтовик Бондарчук познакомился после войны во время учебы во ВГИКе. Затем они вместе снимались в фильме «Молодая гвардия», где он исполнял роль Валько, она – Любки Шевцовой. – Сергей провожал меня домой из института. Путь был долгим: я снимала угол рядом с заводом «Серп и Молот». Первое, что делал при виде меня Сергей – доставал черный карандаш. Дело в том, что для роли Шевцовой мне выщипали брови. Ему это не нравилось, и при встрече он немедленно их подрисовывал. На прощание целовал меня в щечку, смотрел, как вхожу в подъезд, и шел домой, – вспоминает Инна Владимировна. Вместе они прожили 12 лет. Расставание молодых людей стало трагедией для обоих. Макарова до сих пор считает разлучницей Ирину Скобцеву, с которой Бондарчук познакомился на съемках фильма «Отелло». Он играл главную роль, она – Дездемону. Сергей Федорович потом так и шутил: «Я сначала ее задушил, а потом женился». Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук с детьми Алёной и Федором – Я уехала на съемки в Болгарию, а Сергей в Ялту работать над «Отелло». Там Скобцева хвост распушила: устраивала застолья, доставала хорошее вино, приглашала всех и демонстрировала свои якобы очень личные отношения с Бондарчуком. Чтобы пошли слухи, – высказывается Макарова. – Мужиков после войны было мало. Женщины рвались к мужчинам, особенно к таким красивым, успешным, – считает Наталья Сергеевна Бондарчук, дочь Макаровой. До Инны Владимировны доносились слухи о начавшемся романе мужа на стороне. Но она либо не верила, либо терпеливо ждала, что это увлечение быстро пройдет. По мнению друзей семьи, если бы Макарова ездила с мужем на съемки и забыла о своей карьере, брак спасла бы. Но... – Расходиться он не хотел. У него, по-моему, даже этой четкой мысли никогда не было. Однажды утром Сережа читал в постели вслух сценарий фильма «Судьба человека», я собирала чемодан – мне надо было уезжать в Ленинград на съемки фильма «Дорогой мой человек». И вдруг выпалила, как будто это не я говорю: «Мы должны расстаться». И упала на тахту. Мне кажется, что сознание потеряла. Открываю через какое-то время глаза и вижу Сергея. Он рыдал, – вспоминает Инна Владимировна. Она и сейчас уверена, что Бондарчук всю жизнь любил только ее, а Скобцеву просто терпел рядом. Наталья Сергеевна травлю отца ощутила на себе Наталья Бондарчук тоже стала актрисой и режиссером. Причем о ее выборе отец узнал только после того, как она уже поступила учиться во ВГИК. Хотя многие думали, что именно он замолвил за дочь словечко. Наталья пошла в первый класс, когда родители расстались. Для нее разрыв стал настоящей трагедией. – Папа меня очень любил. Помню, как терпеливо он раскрашивал акварелью мои черно-белые фотографии из детского сада, – вспоминает Наталья Сергеевна. – В школе многие учителя, зная о разводе моих родителей, как будто издевались надо мной. Постоянно спрашивали: «Как мама?», «Как папа?» Требовали писать сочинения на тему «Я и моя семья». Некоторые «добрые люди» подходили и говорили: «А ты знаешь, что твой отец ушел к другой тете?» Однажды в школьном кинозале показали фильм моего отца «Судьба человека». Там есть сцена, когда герой Бондарчука говорит мальчику: «Я твой отец!» В этот момент все повернулись ко мне. А я заплакала. После развода родителей мы с папой не встречались пять лет. Думала, он не приходит, потому что не хочет меня видеть. Потом оказалось, он приходил, рвался ко мне, но мама, решив, что это будет тяжело для ребенка, не разрешала наши свидания. Памятуя об этом, Наталья Сергеевна, расставшись с актером Николаем Бурляевым, с которым прожила 17 лет, наоборот, сделала все, чтобы ее бывший муж общался с сыном Иваном и дочкой Марией. Травлю Сергея Бондарчука в 1980-х Наталья почувствовала на себе. В те годы она захотела снять два фильма по сказке Зальтена об олененке Бемби. Но пробивать идею пришлось долго. Ей смеялись прямо в глаза, мол, «эта выскочка, женщина, хочет снимать сказку про какого-то зарубежного оленя!» Годами раньше, зная, кто ее отец, они бы не рискнули не только возразить, но даже подумать подобное. В 1970-х, когда возникли трудности с выходом на экраны фильма Тарковского «Солярис», где Наталья Бондарчук сыграла Хари, жену главного героя, хватило одного слова Сергея Федоровича, чтобы решить проблему. А после пресловутого V съезда Бондарчука, который только что снял свой фильм «Борис Годунов», обвинили в семейственности за то, что задействовал в постановке свою жену Ирину Скобцеву, дочку Алёну и сына Федора. Наталью в эту картину он не пригласил. Говорят, не позволила супруга. Алёна рано ушла из-за онкологии Перед смертью Сергея Бондарчука, который мучился от болей и видений (он рассказывал, что умершие коллеги приходят к нему в кошмарах), исповедовал и причащал выпускник ВГИКа, иеромонах (сейчас митрополит) Тихон (Шевкунов), которого называют «духовником Путина». После смерти Бондарчука в 1994 году и до сих пор в доме в Барвихе, который он сам построил, Ирина Скобцева не разрешает даже его любимое кресло переставить на другое место. Хранит все в том виде, как было при нем. – В начале нашей совместной жизни он сразу сказал: «Я буду снимать, а ты – все остальное!» – улыбается Ирина Константиновна. «Остальное» – это дети, дом, семья. В доме Ирины Скобцевой слово «бабушка» почти не услышишь. Так ее называет, пожалуй, только один внук – Сергей Бондарчук (играет в кино и сам снял 3 фильма), сын Федора. – Когда я однажды так ее назвал, она возмутилась: «Разве я похожа на бабушку?» С тех пор обращаемся к ней ласково по имени – Ириша, – рассказывает актер и ювелир Константин Крюков, сын Алёны Бондарчук. – Мне кажется, что если бы рядом с папой не было такой женщины, как моя мама, то его режиссерские киноработы... Может быть, и состоялись бы, но получились бы совсем другие, – рассуждает Федор Бондарчук. Кроме сына, у Сергея Федоровича и Ирины Константиновны была и дочь-актриса. По документам ее звали Елена, но сама она всегда просила называть себя Алёной. В 2009 году в семье произошла трагедия – 47-летняя Алёна Бондарчук умерла от онкологии. – Родители часто брали с собой в поездки – на съемки или за границу – мою старшую сестру, – вспоминает Федор Бондарчук. – А я, если честно, обижался. Рассматривал фотокадры: Алёна с родителями в Лондоне, Алёна с родителями в Италии. Меня же оставляли дома, как будто в залог. Федор предпочел отцу невесту В детстве маленький Федор редко видел папу – тот был постоянно на работе. Часто с ребенком оставалась бабушка – мама Ирины Скобцевой. Бывало, что Федю сдавали на семидневку в детский сад. Наверное, поэтому парень рос отъявленным хулиганом. Например, однажды исцарапал гвоздем статуэтку «Оскар», которая хранилась в кабинете отца. Хотел проверить, золотая ли она. Да и в школе с поведением было неважно. – Конечно, в подростковом возрасте хулиганили, – смеется друг Федора Егор Кончаловский. – Однажды народный артист СССР Всеволод Санаев написал письмо в Союз кинематографистов с просьбой нашу компанию больше не пускать в дом отдыха подмосковного Болшево. Тогда, празднуя Новый год, мы выкинули из окна второго этажа всю мебель. Нам казалось, это весело. В армию Федор Бондарчук пошел, отучившись год во ВГИКе. Сергей Федорович приложил все усилия, чтобы сына не отправили в Афганистан. Кстати, спустя годы, чувствуя вину перед теми, кому все-таки довелось оказаться в Афгане, Бондарчук-младший снял фильм «9 рота». Был 8-летний период, когда Федор не разговаривал со своим отцом. А получилось это из-за девушки Светланы, которую 20-летний молодой человек привел в дом к родителям. Тогда отец сказал ему: «Выбирай: или мы, или она». Светлана (тогда еще – Рудская), по профессии – модель, не понравилась главе семейства. Федор ушел из дома. И хотя у обоих Бондарчуков было желание все-таки помириться, первым шаг навстречу никто не смог сделать. Примирение случилось в 1993 году на вручении премии «Овация» – Сергея Бондарчука пригласили вручить приз за лучший музыкальный клип режиссеру Федору Бондарчуку. Сын и отец обнялись на сцене. Это было за год до смерти Сергея Федоровича. – В последний год мы много общались, – вспоминает Федор. – Было впечатление, что мы наверстывали то, что когда-то упустили. А Светлана и Федор Бондарчук после 25 лет брака развелись. Федор теперь встречается с актрисой Паулиной Андреевой, которая младше его на 21 год. Говорят, глава семьи Ирина Скобцева одобрила эти отношения. Федор свадьбу с Паулиной Андреевой пока откладывает * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №07-2019 под заголовком «Война и мир в семье Бондарчук».

Война и мир в семье Бондарчук
© ИД "Собеседник"