Войти в почту

«Окно в Европу – 2019»: Выборг одобряет

Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Рад поделиться с вами своими комментариями к итогам основного конкурса «Осенние премьеры» 27-го фестиваля российского кино «Окно в Европу». Высокое жюри под председательством Александра Бородянского распределило свои призы, на мой взгляд, в целом справедливо. ПРАВДА, несколько удивило «единогласное», со слов председателя, решение отдать главный приз фильму «Смерть нам к лицу» (реж. Борис Гуц). В прошлом выпуске «АН» (№30 (674), 7–13 августа) я уже писал об этом фильме. По всей видимости, жюри подкупило в том числе и то, что фильм снят на мобильный телефон, а прогресс надо поощрять. Добавлю, что этот фильм удостоился и приза Гильдии продюсеров (целых 200 тыс. рэ), что является фестивальным новшеством. Что касается Гильдии киноведов и кинокритиков, то фильм у коллег энтузиазма не вызвал. В распоряжении основного жюри было и несколько специальных призов. Один из них достался фильму «Простой карандаш» (реж. Наталья Назарова). Этот фильм рассказывает историю петербургской художницы, которая едет в тьмутаракань и устраивается в местную школу учительницей черчения и рисования. Делает это она не «по распределению», а потому что чуть дальше чем за 10 км от посёлка, застроенного одинаковыми деревянными зловещими прокопчёнными домишками, находится колония, в которой отбывает срок её муж-художник. Поселившись в съёмной убогой комнате без электричества, героиня постепенно налаживает свой быт, но главное – она погружается в атмосферу медвежьего угла, где весь посёлок находится под контролем бандитской семейки. Причём сидящий на зоне старший брат скоро выйдет, а младший – старшеклассник пока на воле и снимает дань с учеников и даже учениц. Он бросает вызов новой училке, не желая ей подчиняться. Она с изумлением обнаруживает, что и директриса, и полиция умывают руки, не желая связываться с криминалом. Так героиня обаятельной актрисы Надежды Гореловой попадает в непростую ситуацию. А потом события будут развиваться по нарастающей. Главное «посёлкообразующее» предприятие этого медвежьего угла – карандашная фабрика. Мы видим всю процедуру превращения подвозимых брёвен в карандаши. Зрелище в контексте фильма приобретает довольно метафорический смысл. Обращаться с простым карандашом с серым грифелем учит молодая училка своих воспитанников. Первое, что делает юный бандит, – ломает пополам карандаш, пущенный по рядам. А когда всё будет кончено, хозяйка комнаты, которую снимала молодая преподавательница, будет стоять у конвейера и машинально фасовать всё новые и новые карандаши со взглядом, безнадёжно устремлённым в беспросветную даль. Гильдия киноведов и кинокритиков при моём соучастии решила наградить этот фильм почётным дипломом. Другой специальный приз достался фильму «Седьмой пробег по контуру земного шара» (реж. Виталий Суслин). Действие этого фильма тоже происходит в современной провинции, но только зло в нём не персонифицировано, а скорее является кармой главного героя – 59‑летнего художника, работающего охранником на запущенном предприятии, где кроме директрисы и кладовщицы больше живых людей не наблюдается. Актёр Александр Карнаушкин вызывает сочувствие к своему герою не только благодаря самой ситуации, в которую попадает, но и виртуозной игре. Поддавшись на уговоры уходящей на пенсию кладовщицы, герой, взяв у неё ключи, собирает в цехах и помещениях предприятия бесхозные металлические изделия и везёт в пункт сдачи металлолома. Прикрепив их к крыше своих «жигулей» и даже не подумав о маскировке, попадается на глаза местным полицейским и теряет работу и вместе с ней жильё – мастерскую, так как свою квартиру подарил беременной дочери. И сразу становится и бездомным, и безработным. И вот герой пытается устроиться на работу, так как картины у него на улице никто не покупает. Но как только на собеседованиях речь заходит о возрасте, ему вежливо отказывают. А пенсия-то у тех, кому сегодня 59 и младше, как известно, тю-тю… Помимо приза гильдии фильму достался и традиционный «фирменный» приз фестиваля имени Саввы Кулиша. А свой диплом основное жюри решило выдать новой картине Юсупа Разыкова «Танец с саблями». Его новый фильм посвящён на этот раз легендарному человеку – композитору Араму Хачатуряну. Действие происходит во время эвакуации Ленинградского театра оперы и балета в 1942 году в г. Молотов (так перед войной переименовали Пермь). Хачатурян (актёр Амбарцум Кабанян) делает всё новые и новые редакции партитуры балета «Гаянэ». Но партноменклатура не дремлет. Партийный куратор театра, вовлечённый в любовный четырёхугольник, в котором, не ведая того, участвует и Хачатурян, инспирирует партийное решение создать ещё один победоносный танец в финале балета. А до премьеры остаются считаные дни. И композитор за 8 часов пишет «Танец с саблями». Триумф Хачатуряна режиссёр в финале иллюстрирует нарезкой кадров из фотоархивов и видеохроникой. Этот один из редких костюмных исторических фильмов фестиваля запечатлел замечательного актёра А. Кузнецова в его последней роли (партработника), и жюри сочло своим долгом посмертно наградить его дипломом «За вклад в отечественный кинематограф». Подводя итоги фестиваля, скажу, что его отборочная и призовая политика вполне органична, отражает текущий кинопроцесс не в его индустриальном, а авторском измерении. А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!