Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Комната желаний
Комната желаний
Детектив, Фантастика, Драма
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Между нами музыка
Между нами музыка
Мелодрама, Музыкальный
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Вся правда о Денев и пьяная Луизиана: открылся Венецианский кинофестиваль 

Не ври, Катрин: открылся кинофестиваль в Венеции
Фото: Кадр из фильма «Правда»
76-й Венецианский фестиваль стартовал премьерой нового фильма Хирокадзу Корэ-эды «Правда»: прошлогодний победитель Канн впервые в карьере снял кино за пределами Японии — причем с такими звездами, как  и . Но куда больше удалось удивить 20-летнему Филипу Юмансу с драмой о пьяной черной жизни.
«Кажется, я переела лазаньи», — произносит на десятой минуте «Правды» (La Verite), фильма открытия Венецианского фестиваля, его главная звезда Катрин Денев, и эти слова, конечно, звучат иронично: несколько лет назад во французской прессе всерьез обсуждалось некоторое укрупнение габаритов легендарной актрисой (на издевательскую обложку ей даже пришлось отреагировать). Что ж, фильм японца Хирокадзу Корэ-эды еще не раз даст Денев возможность подшутить как над самой собой, так и над многочисленными элементами ее публичного образа (лучшей будет острота-междометие в адрес Брижит Бардо, с которой Денев, как известно, связывают не самые теплые отношения) — икона французского кино здесь играет икону французского кино по имени Фабьенн, и конечно, в этой одновременно едко и влюбленно написанной и сыгранной героине трудно то и дело не разглядывать черточки играющей ее актрисы.
Словом «Правда» в пространстве фильма Корэ-эды при этом, вообще-то, называются мемуары Фабьенн — по случаю празднований релиза которых в ее парижский дом прибывает из Нью-Йорка дочь-сценаристка Люмир (Жюльетт Бинош) с собственным ребенком и тоже подвизавшимся на актерском ремесле мужем (). И именно что правды в злосчастной книге — ни слова. По этому поводу Люмир начинает вести со звездной матерью многодневные дебаты — другие фигуранты книги, как например агент актрисы Люк, работавший с ней всю жизнь, предпочитают от обиды и вовсе уволиться. Что, конечно, не очень удобно: у Фабьенн как раз идут съемки фильма «Воспоминания о моей матери», сентиментальной научной фантастики, где она сама парадоксальным образом играет дочь. Хотя не таким уж и парадоксальным — Фабьенн, перманентно источающую презрение ко всем вокруг от коллег до близких, и саму необходимо постоянно нянчить, подпаивая чаем и теша ее самолюбие. Так что в отсутствие агента эти обязанности ложатся на несчастную Люмир — только обостряя ее собственные воспоминания о матери.
Похоже, прошлогоднюю «Золотую пальмовую ветвь» за «Магазинных воришек» японец Хирокадзу Корэ-эда счел для себя более-менее индульгенцией — разрешением не только в очередной раз за карьеру, теперь на французской почве, погрузиться в любимую тему парадоксов, обид и утешений семейной жизни, но и натурально раствориться в игре пары актрис с мировой репутацией. Такое режиссерское доверие, к слову, не сильно идет на пользу Бинош, природный эротизм игры которой здесь низведен до не очень естественной жалобной интонации. Другое дело — Денев, которая не просто подминает под себя этот фильм, но и в сущности собой его подменяет. Корэ-эда своей звезде в этом, конечно, только потворствует — именно Денев здесь, например, достаются почти все крупные планы (причем чаще всего на них японец снимает актрису в профиль). Но при этом — даже с учетом десятка удачных острот и свободного владения Корэ-эдой жанром семейной драмы — невозможно не заметить, как в отрыве от родных языка и страны его режиссура лишается и своего обычно скромного, неброского благородства, укорененного в следовании традициям Микио Нарусэ и Ясудзиро Одзу. А значит — ощущается и выглядит разочаровывающе безликой. «Правда», может быть, и снята недавним лауреатом Канн — правда же, впрочем, в том, что так снять ее мог бы кто угодно.
Если ветеран фестивального кино Корэ-эда и удивляет, то лишь временной потерей своего и без того не самого яркого авторского стиля, то открывший венецианскую программу «Дни режиссеров» дебют 20-летнего афроамериканца Филипа Юманса «Горящий тростник» (Burning Cane), напротив, свидетельствует о нового стиля появлении. Прежде чем доехать до Венеции, «Тростник» успел взять три основных приза на престижном нью-йоркском фестивале Трайбека (за лучший игровой фильм, операторскую и актерскую работы) — и нетрудно рассмотреть, почему. В центре картины, разворачивающейся посреди навсегда сохранивших на себе кровавую печать рабства пейзажей Луизианы, — обманчиво простой треугольник черных героев. Респектабельный пастор (Венделл Пирс из «Прослушки») с собственной церковью и винтажным BMW — в его уста здесь вложены проповеди о борьбе добра и зла в душе человеческой. Одна из его прихожанок, грузная, но еще вполне молодая и одиноко живущая вдова — ей принадлежит закадровый голос, спокойно, без истерики озвучивающий стоические монологи-свидетельства. И ее взрослый сын — у него есть жена и ребенок, но нет работы, и чем дольше, тем сильнее и жестче мечется душа. Все трое беспощадно пьют.
Юманс, к его чести, удерживается от соблазна драматургией взвинчивать происходящее с этими персонажами (и играющими их актерами, каждый из которых выступает также и продюсером этого фильма) — предпочитая просто проводить с ними время и внимательнее в них всматриваться: так, сцены с пастором по сдержанности и внутреннему, не напускному трагизму напоминают как «Дневник сельского священника» , так и  . Всматриваться — чтобы обнаружить застывшие, обреченные на ступор жизни. Из этого наблюдения рождается стиль фильма — кадры, которые, приближаясь к монтажной склейке, стремятся к неподвижной выразительности снимков великих черных женщин-фотографов Кэрри Мэй Уимс и ЛаТойи Руби Фрэйзер.
Но эта застывающая черная жизнь нестабильна — и поэтому к финалу «Горящий тростник» уже обернется живописностью, прямо цитирующей работы художницы Кары Уокер, доводящей черный цвет кожи героев своих картин до жестокого, абсурдистского насилия. Так же, напоминая о близости черной жизни не только к богу и его пастырям, но и к смерти, и здесь — причем Юманс не ограничивается цитированием изобразительных искусств, но и интересно работает с инструментами кинематографа. «Тростник» снят на цифровую камеру — как и почти все современные фильмы, но в отличие от них, не стремится к сверхчеткому изображению, напротив, подчеркивая его неустойчивость и загрязняя при этом звук. Это кино все время грозит словно рассыпаться на пиксели, останавливаясь от этого краха самой материи кинематографа в паре шагов — и напоминая и таким небанальным, поэтичным образом о хрупкости жизни черной Америки, принимая это качество на себя.
Посмотреть фотографии с церемонии открытия 76-го Венецианского фестиваля можно здесь. «Правда» выйдет в российский прокат 6 февраля 2020-го. Дата выхода в России фильма «Горящий тростник» неизвестна
Кем была Зина из «Диалога у телевизора»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео