Войти в почту

"Одесса" по-московски: драматургия с перчинкой в новом фильме Тодоровского

Новый фильм «Одесса» Валерия Тодоровского – в основном о трудностях семейной жизни, а еще о советских нравах, регулируемых властью, и совсем немножко о... педофилии. Время нынче все меньше отличается от 1970 года (год действия фильма), желающих покарать художника за пропаганду чего-нибудь хоть отбавляй, поэтому сразу поясню: педофилия – не обвинение в адрес Тодоровского, воспринимать все следует с юмором. Режиссер, видимо, пытался разнообразить повествовательный фильм драматургией с перчинкой, и кого-то отдельные эпизоды смутят, а кое-что покажется нелогичным. Подробнее не поведаешь – скажете, спойлеры. Большая еврейская семья переживает всевозможные перипетии – от эпидемии холеры в городе до желания некоторых членов семейства эмигрировать в Израиль. Все, что может произойти в таком коллективе – от страсти до предательства, – происходит. Типичный для несвободного общества конфликт старых, напуганных еще сталинским временем «патриотов» и более молодого, свободолюбивого поколения, выросшего на шестидесятниках, – пожалуйте, но это все не основная линия, это фон, который, впрочем, определяет многое. Этот фон формирует жизнь в режиме не то чтобы безысходности, скорее скованности, в котором обычные вроде бы вещи оказываются дерзкими, а дерзкие, напротив, как будто обычными. Фильм неторопливый, как нетороплива в принципе жизнь еврейской семьи и ее родни, но вполне себе атмосферный, дающий представление скорее о времени, чем о месте. Сюжет вытягивают топовые актеры – нарочито состаренная для роли бабушки Ирина Розанова и Леонид Ярмольник в роли ее мужа, как будто специально потолстевший для этих съемок. Ну и кому, как не Евгению Цыганову, играть героя-любовника? Тодоровский признался в интервью «Собеседнику», что хотел снимать в Одессе. Но политических трудностей пока много (даже Ярмольник в черном списке), пришлось ехать в Таганрог. Однако эпопея взаимозапретов с Украиной как раз подогревает интерес к фильму. Кино призвано отчасти утолить тоску-печаль тех россиян, кто когда-то бывал в Одессе, но пока не может или не решается поехать туда снова. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2019 под заголовком «"Одесса" по-московски».

"Одесса" по-московски: драматургия с перчинкой в новом фильме Тодоровского
© ИД "Собеседник"