«Причал. Воздух детства». Кинопробы с привкусом ностальгии

В основе спектакля два киносценария Геннадия Шпаликова. Автора хорошо знает старшее поколение – именно по его сценарию Георгий Данелия в своё время снял фильм «Я шагаю по Москве». Кино в спектакле Зрители попадают на кинопробы. Съёмочный павильон, музыкальное и видеооборудование, актёры, статисты. Минимум декораций – всё условно, всё не по-настоящему. Помощник режиссёра выставляет мизансцены, для одной нужно радио – его изображает артист, актёры по сценарию плохо знают текст, поэтому приходится делать по несколько дублей... На первый взгляд происходящее на сцене кажется бессмыслицей, но потом начинаешь понимать, что главное там не действия, а текст, реплики, которыми обмениваются персонажи. Катя не просто так бродит по ночной Москве в поисках своего жениха, а Алексею на самом деле нужно было приехать в Киев на встречу выпускников суворовского училища, только они этого не могут объяснить прежде всего себе. Персонажи совершают спонтанные поступки, не думая о последствиях. Так, девушка с виолончелью сбегает из дома через окно, чтобы улететь в Новосибирск и играть в опере, а четверо демобилизованных солдат решают под видом помощи просто погулять с Катей, потому что она им понравилась. Герои на протяжении спектакля только и делают, что куда-то бесцельно передвигаются. На фоне такого бездействия в их душах происходят революции, строятся и рушатся вселенные, но этого никто не замечает, потому что каждый занят чем-то своим. По словам режиссёра-постановщика Бориса Павловича, главный герой Шпаликова – это личность, которая вдруг чувствует невозможность существовать в общей духоте, и начинает противопоставлять себя безликости. «Просто есть какой-то сминающий ветер истории и один человек, чувства которого ценнее, чем воля исторического процесса», - отметил режиссёр. Идея спектакля «Причал. Воздух детства» у Павловича родилась три года назад в Омске, на фестивале «Академия», и здесь же воплотилась в жизнь. Помог ему композитор Роман Цепелев, написавший для постановки музыку и песни. Кстати, на сцене звучит живая музыка в исполнении актёров театра. Морально устарел? Жанр кинопробы Борисом Павловичем был выбран неслучайно. «Фильмы по этим двум сценариям не сняты и никогда не будут сняты, потому что это стало невозможно в силу изменившегося мироощущения людей, уже нет тех Москвы и Киева 60-х и 70-х годов, в которых бывает герой Шпаликова; уже нет таких лиц, какие были раньше, – рассказал режиссёр. – Эти сценарии принадлежат тому времени. Если сейчас снять по ним кинофильм, то получится лишь постмодернистская интерпретация. Современные молодые актёры не смогут создать достоверные образы. Мы можем лишь вообразить себе те фильмы, которые могли бы быть сняты тогда, поэтому и возник жанр кинопробы». «Причал» - это дебютный сценарий Геннадия Шпаликова, написанный в студенческие годы, когда автору было 23 года. Это очень лёгкая, музыкальная история о том, что на свете не только всё может быть хорошо, но и непременно будет. «Воздух детства» - последний сценарий, завершённый автором за несколько дней до смерти. Между пьесами 14 лет, но за эти годы с человеком происходит колоссальная перемена. «Для меня поставленный спектакль – это большой внутренний эксперимент. Фактически на сцене два спектакля в одном, и зрители видят, как может измениться человек за 14 лет», – резюмировал Павлович. Почему на омской сцене появился Шпаликов? Это напоминание нам, живущим в эпоху глобализации и развития инновационных технологий, о то, что в жизни важны не только макроэкономические процессы, но и то, что дождь пошёл. В спектакле заняты Иван Курамов, Ольга Беликова, Александр Гончарук, Ирина Бабаян, Руслан Шапорин, Анна Ходюн, Игорь Костин, Алина Егоршина, Михаил Окунев и другие.

«Причал. Воздух детства». Кинопробы с привкусом ностальгии
© АиФ-Омск