Ещё
Назван самый популярный сериал HBO
Назван самый популярный сериал HBO
Сериалы
Музыкальный фестиваль объединят с реалити-шоу
Музыкальный фестиваль объединят с реалити-шоу
ТВ
Проложили дорогу грудью
Проложили дорогу грудью
Актеры
5 незабываемых фильмов с Анной-Софией Робб
5 незабываемых фильмов с Анной-Софией Робб
Фильмы
Война токов
Война токов
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Рождество на двоих
Рождество на двоих
Ромком
Купить билет
Ржев
Ржев
Драма, Военный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Сиротский Бруклин
Сиротский Бруклин
Драма, Криминальный
Купить билет
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Лев Яшин. Вратарь моей мечты
Биография, Драма, Семейный
Купить билет
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Давай разведемся!
Давай разведемся!
Комедия
Купить билет
Аванпост
Аванпост
Триллер, Фантастика
Купить билет
Решала. Нулевые
Решала. Нулевые
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Прекрасная эпоха
Прекрасная эпоха
Трагикомедия
Купить билет
21 мост
21 мост
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Аббатство Даунтон
Аббатство Даунтон
Мелодрама
Купить билет
Тварь
Тварь
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет

Марлен Хуциев: певец оттепели и кардиограф эпохи 

Марлен Хуциев: певец оттепели и кардиограф эпохи
Фото: Мир24
4 октября 1925 года родился  — гениальный советский и российский режиссер, сценарист, актер, педагог. Сегодня ему исполнилось бы 94 года. В день рождения художника, ставшего живым кардиографом советской эпохи, «МИР 24» рассказывает о его жизни и работе.
Названный в честь Маркса и Ленина
Будущий великий режиссер родился в городе Тбилиси, который тогда еще носил имя Тифлис. Родителями Марлена Хуциева были аристократка и красный комиссар. Отец Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) — коммунист с дореволюционным стажем. Дивизионный комиссар, он прошел гражданскую войну, а затем стал заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР. Мать — Нина Михайловна Утенелишвили, красавица, актриса, имела дворянские корни.
Необыкновенно нежное, словно иностранное, «мурлыкающее» имя Марлен мальчик получил благодаря убеждениям отца: это производная от сложения слов «Маркс» и «Ленин».
Когда Марлену было всего три года, его родители расстались, и мать уехала с маленьким сыном в Москву, где пыталась найти работу актрисы. Быт ее был не устроен, помочь было некому, и малышу часто приходилось оставаться дома одному: он засыпал, так и не дождавшись мать из театра. В какой-то момент в Москву приехал его отец и забрал сына назад в Грузию, где у него появилась новая семья. Однако в годы репрессий отец Марлена Хуциева был арестован и расстрелян. После этого опека над сыном снова перешла к маме, вернувшейся в Тбилиси.
В школьные годы все свободное время мальчик рисовал. От матери-аристократки Марлену передалась тяга к прекрасному, и он проводил за мольбертом выходные и каникулы, часами рассматривал репродукции полотен великих мастеров прошлого. 18 лет ему исполнилось в 1943 году. Но на фронт молодого человека не взяли по состоянию здоровья: у него была астма и очень плохое зрение.
Как художник в Хуциеве уступил место режиссеру
Марлен Хуциев мечтал стать художником, однако в Академию художеств он так и не поступил. Опечаленный этим, он устроился работать на Тбилисскую киностудию помощником декоратора и скоро обнаружил, что все происходящее на съемочной площадке его так увлекает и завораживает, что думает он теперь только о кинематографе.
Поэтому когда ему исполнилось 20 лет, он отправился в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет, который окончил в 1952 году. Послевоенные годы, на которые выпала учеба Марлена Хуциева во ВГИКе, навсегда отразились в его творчестве. Многие критики позже отмечали удивительную способность режиссера создавать в кинокартинах собственное поэтическое пространство, наполненное воздухом и светом, жаждой жизни. Как будто его художественный талант, не прорвавшийся в живописные полотна, создавал теперь иные, кинемотографические миры, в которых была жизнь и любовь.
Фото: /ТАСС
И в его личности, и в творчестве постоянно жила борьба противоположностей: южный темперамент, одержимость, максимализм с одной стороны, и мудрость, простодушие, осторожность, взвешенность каждого приема с другой. Между этими противоположностями чувствовалась наэлектризованность, заряженность его кинематографического пространства.
Кино, несущее воздух свободы
За более чем полвека своей деятельности в кино Марлен Хуциев снял гораздо меньше картин, чем многие его коллеги-режиссеры. На его счету всего девять фильмов, включая один короткометражный, один телевизионный и один неигровой. Но каждый из них становился настоящим событием в кинематографе!
Фото: Кавашкин Борис/ТАСС
Свой первый фильм «Весна на Заречной улице» с  и  в главных ролях он снял на Одесской киностудии, где проработал пять лет. Эта картина, ставшая своеобразной визитной карточкой мастера, мгновенно прославила молодого режиссера, сделала его знаменитым. В ней раскрываются характеры и мечты живых и прекрасных людей, без малейшей примеси идеологии. Той идеологии, которой были пропитаны все фильмы эпохи. Не зря картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей: им было необходимо осознать и прочувствовать, что и они сами — тоже не только борцы за коммунизм, но и живые, чувствующие люди.
Вся страна завороженно вдыхала этот воздух свободы, не понимая, чем же их так влечет история любви юной учительницы из школы рабочей молодежи и ее ученика, сталевара. Благодаря фильму «Весна на Заречной улице» в Советском Союзе впервые появилось такое явление, которое потом назвали «культовым кино».
Искусство отсроченного действия
Второй фильм Марлена Хуциева — это мелодрама «Два Федора», в которой дебютировал актер . И снова ни следа идеологии! В мире войны и послевоенной разрухи персонажи из народа, из самой его гущи переживают глубоко личные драмы и трагедии: любят, ревнуют, переживают, уходят навсегда, учатся жить вместе. В этой кинокартине зазвучала тема цены победы, которая в полной мере раскрылась гораздо позже, в пронзительном телефильме «Был месяц май».
Это удивительно, но каждому фильму Хуциева удавалось стать знаковым в биографии отечественного кино. Критики не раз отмечали, что мысли, образы, настроения, укорененные режиссером, годы спустя давали всходы в творчестве других мастеров. Так что работы Марлена Хуциева критики стали называть искусством пролонгированного действия
Мастер несоветского кино
Посреди пыльного советского застоя Марлен Хуциев снимал самое несоветское кино в стране. Нет, он не критиковал и не призывал ни к чему, кроме жизни. Просто по-прежнему не пускал в свои ленты советскую идеологию. Проблемы с властью начались с «Заставы Ильича» — лирической кинокартины о молодежи 1960-х, которая вышла в прокат под названием .
Дух эпохи, все юные чаяния шестидесятников отразились в этом фильме. В нем использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали поэты , , , , , , , и другие.
Этот фильм раскритиковал лично Никита Хрущев, поэтому большинство эпизодов пришлось переделывать. Но даже после того, как фильм был перекроен вдоль и поперек, режиссер сказал об этой картине: «Марлен, вы оправдали свою жизнь!».
Следующий фильм Хуциева «Июльский дождь» оказался еще более «несоветским». Режиссер говорил потом, что снимал это кино не о том, как рождаются чувства, а о том, как они угасают. Такой фильм мог быть снят во Франции или Италии, там ему бы рукоплескали, как, скажем, культовому фильму «Мужчина и женщина». Не даром фильмами Хуциева так интересовался великий Феллини, с творчеством которого у нашего режиссера было много неуловимо общего.
Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
После «Июльского дождя» Марлен Хуциев снял удивительную по чистоте и прозрачности киноленту «Был месяц май», экранизацию рассказа «Почем фунт лиха», который замешан на военных воспоминаниях. Над фильмом вместе с Хуциевым работали и  — оба отставные лейтенанты.
После этого Марлен Хуциев замолчал на целых 12 лет, в течение которых он работал над фильмом о Пушкине, который так и не был им снят. И когда все уже перестали ждать его новых работ, Хуциев выпустил два последних своих фильма: «Послесловие» с  и  и документальную ленту «Бесконечность».
Причем фильм «Послесловие» он окончил завораживающей и метафоричной сценой проявки фотографий уехавшего старика. На кадрах прошлое, каким его помнит старик, проявляется в ландшафте настоящего. Как итог и как эпитафия ушедшим шестидесятым и семидесятым годам, в которых творил великий Марлен Хуциев.
Видео дня. Что стало с актерами из фильма «ДМБ»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео