Войти в почту

Азовское побережье. Классовая борьба с элементами цирка и буффонады

В 1956 году на экраны Советского Союза вышла кинолента «Приключения Артёмки». Прекрасно помню её по своему детству. В картине было многое из того, что тянуло меня к телевизору: старинная жизнь, смелые революционеры, борьба. Не только борьба за счастье трудящихся всего мира, а нормальная такая, спортивная борьба. О том, что события 1912 года (дата мелькает в фильме единожды и вскользь, но дает привязку ко времени) в южном приморском городе Российской империи снимались в Жданове (нынешнем Мариуполе), я, разумеется, не знал. В детстве такие подробности как-то не занимают. А вот героев — сапожника-сироту Артемку (Боря Александров) и чернокожего борца Чемберса Пепса (ленинградский актер бразильского происхождения Тито Ромалио) — запомнил накрепко. Участники съемок, даже голопузые пацаны, учинявшие на морском песочке собственный борцовский чемпионат, сегодня уже пожилые люди. Кто дотянул до наших дней, понятно. Тем не менее знатоки мариупольской старины нашли и сохранили воспоминания очевидцев. Они свидетельствуют о том, что съемочная группа «Ленфильма» усердно трудилась на улицах Торговой, Кафайской и Подгорной, в поселке Песчаном, в объектив попал старый вокзал и много-много Азовского моря. Как водится, местные жители участвовали в массовке. Протекал творческий акт жарким летом 1955 года. Подлинное провинциальное обаяние старого города, которого в те времена еще хватало в Жданове, усугубили декорациями. Базар и кафешку, где общались Пепс и Артемка, ловко встроили в естественную среду, и в кадре все это смотрится вполне убедительно. Целый ряд исторических зданий Мариуполя, доживших до современности, фигурируют в «Приключениях», делая фильм еще и архиважным материалом для краеведов. Артемка в кино добродушен и исключительно позитивен. Хотя временами демонстрирует простоту, которая хуже воровства. Сами судите. Надумал девочке-циркачке цветы подарить, спер их у полицмейстера из палисадника. Девочку с отцом, престарелым клоуном, за это поперли с работы. Забыл книжку с подстрекательской листовкой за столиком Пепса, того в кутузку упекли. Нашел шрифт подпольной типографии, перепрятал, причем используя дружка своего негра втемную. Конечно, молодец — от охранки полиграфический свинец спас, но и революционеры с ног сбились, разыскивая, куда их добро подевалось. Небось, половину организации успели перестрелять в поисках провокатора… Короче, хороший, полезный мальчик. Но главное в фильме, конечно, не это. А постоянное противопоставление добра злу и наоборот. Причем добро хронически побеждает, пусть и на локальных площадках, но с намеком на будущий глобальный успех. Пепса гнобят в цирке, заставляя поддаваться бесчестному мерзавцу. Ему, чернокожему-то, противно, он же честный спортсмен, но деньги надо зарабатывать, вот и приходится идти на компромисс с совестью. Не то чтобы громко, но все же в картине говорится и о том, что черному всегда сложнее, чем белому. Собственно, антирасистские традиции-то у нас всегда были сильными. Негры советского кино непременно хорошие, но жутко угнетенные. И мы всегда на их стороне… Забавен момент с бычком. В смысле с рыбой. Пепс рассматривает азовского обитателя и говорит, мол, какой черный, это же рыбий негр. У нас, если память меня не подводит, черных бычков называют «кочегарами». Показателен эпизод, когда борец купил юному сапожнику билет в цирк, причем на хорошее место, сейчас бы мы сказали — VIP. Кругом чистая публика, офицер, чванливая барышня, и среди них неумытый оборванец. Дамочка морщит носик, брезгует, стало быть. Некий господин предлагает Артемке 20 копеек, чтобы тот скрылся с глаз долой. И что вы думаете? Парень гордо и безапелляционно затребовал полтинник. Получил его от офицера и с чувством собственного достоинства убрался на галерку, к социально близким элементам. Революционеры-подпольщики в этом, да, собственно, и в любом другом советском фильме чудо как хороши. Прекрасные открытые лица, сильные торсы, изобретательные головы. Листовки печатали прямо на шхуне «Красотка», перевозя пассажиров и грузы. А по городу подрывные листики хитро носили в арбузах. Полицию, филеров разных, недалекость которых прямо-таки у них на лбах написана, обводили вокруг пальца за милую душу. Стоит ли удивляться, что в конце концов революция победила. Не в этом фильме, нет. Но в других — точно, а главное, в жизни. Уж мы-то с вами знаем! «Приключения Артемки» сняты режиссером Андреем Апсолоном, который кроме всего прочего был прекрасным актером и поэтом-песенником. Во всяком случае его творение «Лейся, песня, на просторе!» известно любому, рожденному в СССР. Сценарий же фильма создан Леонидом Соловьевым, автором «Повести о Ходже Насреддине». Талантливые и незаурядные люди трудились над картиной, как видите.

Азовское побережье. Классовая борьба с элементами цирка и буффонады
© Украина.ру