Ещё

Юрий Норштейн: «Искусство — это и есть способность переживать чужую боль» 

Юрий Норштейн: «Искусство — это и есть способность переживать чужую боль»
Фото: Ревизор.ru
 — это встреча с мировой анимацией и аниматорами, пытающимися в своих мультфильмах ответить на простые житейские и вселенские вопросы. Какой должна быть семья? Как достичь личностной самореализации? Какая идея могла бы объединить человечество? Пожалуй, впервые и именно в этом, юбилейном для «Крока» году, произошло чудо единомыслия. Режиссеры — аниматоры из разных стран говорили о супружеских отношениях во всем их разнообразии, о привязанности матери к ребенку, к дому, к родной земле. В топе этого года — мультфильмы про космос и пуповину. На эту тему «Пуповина» (патологическая материнская любовь, привязавшая пуповиной сына к своей юбке), «Он не может жить без космоса» (мальчик, став космонавтом, пуповиной привязан к станции), «Mowb» Кадзуки Юхара (дочь связана с матерью пуповиной, через которую впитывает жизненную энергию, название фильма символизирует «зеркальное отражение матери и дочери»), «Мать и молоко» Ани Линдхольм (фильм— катастрофа, о сложном процессе принятия новой жизни с новорожденным ребенком, требующем молока). Сюжетов о связи родителей с детьми от фестиваля к фестивалю становится все больше. Видно, актуальная тема, да и наболевшая. «Он не может жить без космоса». Кадр. Фото: пресс-служба фестиваля «Крок» Режиссеры изучают человеческую природу почти как семейные психологи и даже психоаналитики, используя для препарирования души и тела все, что в голову придет: разнообразные неодушевленные предметы, животных, рыб, птиц и даже продукты человеческой жизнедеятельности. Анимация — это не только умение сочинять, рисовать и анализировать, но и способность к перевоплощению. Режиссер-аниматор — он еще и артист, проживающий вместе со своим персонажем его жизнь. Будь то слон в мультфильме Василия Ефремова «Жук в муравейнике» (Россия), птичка — в «Гнезде» (Германия), медведь — «Как медведь друга искал» (Беларусь), динозавр и даже его внутренние органы в фильме «Ам Ням Ням» группы японских аниматоров. «Mowb». Кадр. Фото: пресс-служба фестиваля «Крок» Авторская анимация за последние пару лет заметно подобрела. Особенно заметно это стало на нынешнем «Кроке». Додумались до того, что даже герои мультфильмов протестуют, что их сделали злыми, агрессивным. Корнелиус Кох в кукольном мультфильме «Смерть режиссера» показал страдающего Фределиуса (добряка по природе), которого режиссер сделал суперзлодеем. А он не хочет убивать, не хочет… Как переписать сценарий? Зачем столько зла? Неужели только так можно заинтересовать зрителей? Как уговорить режиссера изменить свое отношение к марионеткам? Протестовать поздно. Экранный режиссер умер во время съемок фильма. Мультфильм «Рамули» (режиссер Янн Ле Бот) — о человеке, которого третируют окружающие. Автор к герою относится и с юмором, и сарказмом, впрочем, как и к самому себе. Янн Ле Бот озадачивает: «Как вырваться из собственных комплексов? Как понравиться себе? Что надо делать?». Мультфильм Василия Ефремова «Жук в муравейнике» не имеет никакого отношения к роману Стругацких, но атмосфера вполне в духе фантастов. Будущее, «очищенное» человечеством от всего цветущего, пугает своей небоскребной серостью, преступностью и нищетой. Зоопарк уничтожен. Звери не знают, как использовать такую свободу. Несчастный слон не находит себе пристанища. Неожиданная дружба с безработным сварщиком из того-же зоопарка дает ему шанс поверить в жизнь. Обменявшись самыми дорогими вещицами, человек и слон вынуждены расстаться. У каждого — своя дорога. Один из самых завораживающих фестивальных фильмов «Люби меня, бойся меня» Вероники Соломон. «Люби меня, бойся меня» — это метафора о ролях, которые принимает на себя человек. Режиссер сотворила своими руками пластилиновые преображения забавного человечка, и все новоявленные персонажи, переплетаясь и споря между собой, к финалу становятся одним целым. «Люби меня, бойся меня». Кадр. Фото: пресс-служба фестиваля «Крок» «Слушай, Папа!» (режиссеры и ) — мультфильм о сыне пловца, совершившего рекордный заплыв из Батуми в Поти. Но горожане не поверили, что такое возможно и своим недоверием «заразили» мальчика, за это возненавидевшего отца. И только после его смерти сын узнал, что отец говорил правду. Сценарий написал , и вся эта история в мини формате и с другим акцентом перекликается с его фильмом . Очаровательный мультфильм для детей «Бамбышка» Эмили Пижар погружает зрителей в кошачью жизнь. После стерилизации кошечка стремительно набирает вес. Но мало есть не может. Бамбышка борется с лишним весом, бегает в тренажерный зал, но ничего не помогает. Счастлива ли она, несмотря на вес. Да! Важен ли вес? Нет! Вот только хозяева вместо «Бамбуковой тростинки» переименовали ее в «Бамбышку»… Один из ярких, наполненных неспешным эстонским юмором мультфильмов, — «Тоомас в долине диких волков» режиссера Чинтис Лундгрен поднимает тему харрасмента, вот только жертвой становится мускулистый мужчина— волк Тоомас, потерявший работу. Женщины требуют от него сексуальных услуг, а у Тоомаса нет денег, чтобы прокормить семью. В то время как он ублажает дам, его жена берет уроки феминизма. Гендерный баланс нарушен. «Незабываемое». Кадр. Фото: пресс-служба фестиваля «Крок» Пожалуй, самый запоминаемый и тревожный фильм конкурсной программы «Крока» — «Незабываемое» Брюно Колле. Куклы — как живые люди, лицо главного героя художника Луиса «изрезано» глубокими морщинами. Он счастлив с женой. Сколько они вместе — 50-60 лет? Но в  пришел и задержался Альцгеймер, и он украл память у Луиса. Тот теперь не узнает предметы, к которым прикасается, он не узнает свои картины, да и самого себя в зеркале. Луис теряет связь со временем, и единственное, что еще реально, что еще есть — его жена Мишель. Фильм заканчивается танцем: Луис обнимает Мишель, выхватывая ее из призрачного прошлого, и она «тает» в его руках, становясь прозрачной. Реальности больше нет. Но Любовь жива. Мультфильм «Незабываемое» взволновал всех, кто был в зрительном зале. Как точно сказал : «Искусство — это и есть способность переживать чужую боль». Призы «КРОК — 2019» Специальные призы — ЛЮБИ МЕНЯ, БОЙСЯ МЕНЯ (Германия, режиссер Вероника Соломон) — ОН НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ КОСМОСА (Россия, режиссер Константин Бронзит) Специальный приз за лучший детский фильм БАМБЫШКА (Франция, Бельгия, режиссер Эмили Пижар) Особый приз имени  — «За высший пилотаж»: ТООМАС В ДОЛИНЕ ДИКИХ ВОЛКОВ (Эстония, Хорватия, Франция, режиссер Чинтис Лундгрен) Приз жюри ПОЙДУ ЗА СИГАРЕТАМИ (Франция, режиссер Осман Серфон) Приз имени Тонино Гуэрра «СЛУШАЙ, ПАПА!» (Россия, режиссеры Татьяна Полиектова и Ольга Полиектова). Приз зрительских симпатий «НЫРЯЛЬЩИЦА» (Франция, режиссер Юлия Войтова). Гран-при НЕЗАБЫВАЕМОЕ (Франция, режиссер Брюно Колле)
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео