Ещё

Не просто кино. Фестиваль «Кунаки» в Нальчике объединил режиссёров России 

Не просто кино. Фестиваль «Кунаки» в Нальчике объединил режиссёров России
Фото: АиФ Ставрополье
XIII Северокавказский открытый фестиваль кино и телевидения «Кунаки» прошёл в столице КБР. Он был посвящён памяти его основателя и первого президента, журналиста, просветителя Сулиеты Кусовой-Чухо. Чем удивили участники — в материале «АиФ-СК».
Соперники или друзья?
Ежегодно авторы представляют на суд жюри фильмы и передачи о своих регионах, о судьбах простых людей. Какой-то определённой тематики нет, говорят организаторы, главное — чтобы на экране был живой, настоящий человек.
Нынешний фестиваль «Кунаки» стал рекордным по количеству участников. Было прислано 368 документальных фильмов и телепрограмм из разных регионов России, а также Сербии, Казахстана, Киргизии, Эстонии, Абхазии. Куначество и кавказское гостеприимство не имеют границ, и организаторы стремятся, чтобы как можно больше режиссёров, операторов, журналистов, культурологов из разных уголков мира участвовали в кинофоруме.
В финал прошли 56 фильмов и телепрограмм. Их показывали в течение пяти дней на большом экране фестиваля и выбирали лучшие в пяти номинациях. В каждой были очень сильные картины наряду с работами менее опытных коллег. Организаторы изначально хотели собрать на фестивале авторов разного уровня.
«Если бы мы сухо подходили к отбору только с профессиональной точки зрения, отсекли бы ещё треть картин. Но фестиваль не только про «показывать кино». Мы хотим, чтобы происходил обмен мнениями между мэтрами и молодыми режиссёрами региональных студий. Это одно из отличий нашего кинофестиваля от других», — сказал директор фестиваля, военный журналист, режиссёр и кинодокументалист Ильяс Богатырёв.
Фестиваль «Кунаки» — это намного больше, чем конкурс профессионального мастерства. На нём царит атмосфера добра, творчества, дружбы, кавказского гостеприимства. Участники влюбляются в Кавказ, становятся друзьями.
«Это очень важно для изменения сложившегося негативного образа Кавказа, — считает Ильяс Богатырёв. — Мне каждый год приходится объяснять попавшим на конкурс, что приезжать на Кавказ не опасно. Люди звонят до последнего, спрашивают, кто их встретит, что может с ними случиться на Кавказе. Приехав, они поражаются, что здесь живут доброжелательные, простые, добродушные люди разных национальностей. В итоге отношение к региону меняется. Некоторые уезжают со слезами. Потом продолжают общаться, поддерживают контакты. Возникают общие творческие проекты. Мы три года проводили фестиваль в Абхазии. Участники потом возвращались туда и снимали фильмы по идеям, которые зарождались у них во время фестиваля. Может, и теперь кто-то, вдохновившись Кабардино-Балкарией, вернётся сюда, чтобы запечатлеть красоты этого региона», — говорит Ильяс Богатырёв.
Он добавил, что в дальнейшем планируется наладить творческий обмен: лучших режиссёров Кавказа отправлять, к примеру, в Новосибирск, Екатеринбург, а профессионалов оттуда приглашать в наш регион, чтобы они снимали здесь то, что увидят «незамыленным глазом». Этот эффект, кстати, хорошо заметен на примере Лермонтова и Толстого. Именно на Кавказе их талант раскрылся с новой силой.
«Они приезжали сюда как военные офицеры. И создавали здесь шедевры, показывающие тонкое понимание местного менталитета. Об этом феномене стоит сделать кино. И за это могла бы взяться интернациональная бригада из представителей кавказских народов и, например, Ставрополя или Москвы. Такие фильмы мы бы с удовольствием показывали на своих экранах», — говорит известный кинодокументалист.
«Доверчивые, как дети»
За мир и правду о Кавказе всегда выступала и основатель форума, как её называют, «великая Сулиета Кусова-Чухо».
Просветитель, журналист, культуролог, идеолог мира на Кавказе и в России. Поработав в Дагестане и Нальчике, Сулиета Аслановна переехала в Москву, где создала Центр этнопроблематики в СМИ и межконфессиональных исследований при Союзе журналистов России. 12 лет назад она основала кинофестиваль «Кунаки». Форумы проходили в Лазаревском районе Сочи, затем в Кабардино-Балкарии, Абхазии, в Дагестане.
«Кунаки» объединили тех, кто живёт проблемами современной России. И не важно, какой ты национальности. Важно взяться за руки и вместе решать эти проблемы, что мы стараемся делать все эти годы», — говорила сама Сулиета Аслановна.
Она искренне любила Кавказ и восхищалась им, болела за него и гордилась им.
«Кавказ — это особая культура, особая цивилизация и особая ментальность. Кавказ — это плечо России. Кавказ — это стык Востока и Запада. Кавказ — это потрясающий замес европейской интеллигентности и азиатской патриархальности. Здесь море исторического, культурного, познавательного материала на многие годы вперёд. Кавказцы — это очень пассионарный, яркий, патриотичный народ. Они как дети, доверчивые… В этом они сродни русским… Кавказцы не в один момент стали изгоями внутри Российского государства. Незнание и непонимание Кавказа в России делает нас изгоями», — говорила Сулиета Аслановна.
Её уход из жизни в ноябре прошлого года, сразу после завершения предыдущего фестиваля в Махачкале стал трагедией для всех, кто её знал.
«Несколько лет назад она с больным сердцем, на седьмом десятке побывала в 17 горных районах, чтобы собрать материал и рассказать о горцах, о тех, кто кормит не только Кавказ, но и всю Россию. Никто в новейшей истории журналистики этого не делал до неё, — говорит о Сулиете Кусовой врач Магомед Абдулхабиров. — Кто сталкивался с ней хоть раз, уже не мог забыть её: впечатляло редкостное богатство натуры, всегда так к месту умеющей быть сильной и заботливой, великодушной и бескомпромиссной, отважной и романтичной, гордой и принципиальной! И всегда потрясающе гостеприимной. Она была храбрым воином в извечном поле боя за правду и достоинство! Каждое её выступление — это надпись на скрижалях, это мощь ума и блеск ораторского мастерства. Богатейший русский язык, глубинные знания всемирной истории и литературы. Логика безупречная. Она вдохновляла и возвышала. Она звала людей к куначеству, единству, доброте. Она предостерегала всех от беспамятства и верхоглядства: «Разноязычие не повод для разногласия в России».
По итогам поездки по горным районам, в которой участвовал и Ильяс Богатырёв, вышло два фильма: «Кавказский хребет России» и «Три дагестанские новеллы на незаданную тему».
На посту президента «Кунаков» Сулиету Аслановну заменила её дочь — Элана Кусова, которая многие годы была рядом с мамой. Вручая специальный приз памяти основателя форума киргизскому режиссёру Ибадылу Аджибаеву за фильм об учителе в высокогорном селе, Элана Кусова сказала, что точно так же в своё время поступила её мама, уехав после окончания пединститута в отдалённое дагестанское село учить детей.
«Учитель» — это потрясающий фильм о киргизском учителе, который приехал в высокогорное село из города и учит учеников всех четырёх классов и арифметике, и киргизскому языку, и русскому. Бесподобное, очень трогательное кино. Моя мама тоже, окончив институт, поехала в Дагестан и преподавала сельским детям русский язык и литературу. С некоторыми учениками она общалась до конца своей жизни», — говорит Элана Кусова.
Тем временем
Гран-при фестиваля получил фильм «Отец и сыновья из Кротово», режиссёры — и  (Новосибирск). В номинации «Вера и надежда» лучшим признан фильм «Искусственное дыхание» (Москва). В номинации «Былое и грядущее» первое место разделили два фильма: «Наследие предков» Берика Жаханова (Казахстан) и «Сны о России» (Екатеринбург). Лучший фильм в номинации «Культура и искусство» — «Империя балета», режиссёр — (Москва); в номинации «Семья и общество» — картина «Далеко», режиссёр — Айназ Турдуматова (Кыргызстан). В номинации «Телевизионные фильмы и телепрограммы» победило «Хождение по мукам» и  (Хабаровск). Среди отмеченных дипломами фестиваля — автор программы «Поехали» из Черкесска и фильм «После Беслана» Тамерлана Васильева из Нальчика.
Видео дня. Чем напугал фильм Ромма атомную промышленность СССР
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео