Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Николай Караченцов: харизма и темперамент, помноженные на невероятное обаяние

27 октября исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося актера театра и кино, народного артиста России . Николай Караченцов – актер той эпохи, когда среди пыльного советского застоя вдруг начали появляться спектакли без официоза, без штампов и лобовых решений: яркие, как вспышка молнии. Стали прорастать удивительно живые постановки, обращенные в самую душу зрителя. На сцене молодой Караченцов чувствовал себя как рыба в воде, обладал невероятной энергией и пластикой, приковывал к себе внимание благодаря страстному темпераменту, который так и рвался наружу. Он был весь – жизнь, движение, азарт! К 75-летию со дню рождения актера «МИР 24» рассказывает про его жизнь и самые запоминающиеся роли.

Николай Караченцов: харизма и темперамент, помноженные на невероятное обаяние
Фото: Мир24Мир24

Детство в готическом особняке

Видео дня

Актер вырос в творческой семье – его отец был художником-иллюстратором в . А мама, балетмейстер, работала в крупнейших театрах СССР, в том числе и в Большом. Она все время находилась в разъездах: организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне. Поэтому жил и учился Коля в интернате при Министерстве внешней торговли, который располагался на улице Большая Пироговская в здании готического стиля, сейчас дом 9А, строение 1. В этом историческом здании с изображением на фасаде Георгия Победоносца до 1912 года размещался дом Городских начальных училищ. В интернате МВТ жили дети, чьи родители работали за рубежом. В 50-е годы партийным и дипломатическим работникам нельзя было взять детей с собой за рубеж. Но образование им давали самое лучшее: этот интернат считался весьма престижным учебным заведением.

Юность на сцене

С самого детства театр стал главным делом жизни будущего артиста. Сперва он увлекся балетом, потом выступал в составе детской творческой группы «Актив» при центральном детском театре.

Его талант оценили по достоинству: Николай Караченцов с первого захода поступил в Школу-студию МХАТ (руководитель курса – профессор ). Ему не помешал даже явный недостаток внешности: неповторимая нахальная расщелинка между крупными передними зубами. Впрочем Караченцов так обезоруживающе широко улыбался, предъявляя публике все свои зубы, что скоро этот недостаток стал считаться изюминкой, частью индивидуального образа актера.

В 1967 году Караченцов окончил Школу-студию МХАТ. За студенческую работу – роль Дахно в спектакле «Метелица» – он был удостоен приза «за лучшую мужскую роль». Поскольку он считался одним из лучших выпускников, Караченцов по распределению был направлен в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года – «Ленком»).

Ленком: жизнь и судьба

Ленком стал для молодого актера тем театром, в котором Караченцов проработал всю свою жизнь. В котором он создал свои лучшие сценические образы и которому остался верен до самого конца. Хотя, кроме театральной, в жизни актера была еще и успешная карьера в кинематографе. В одном из интервью Караченцов упомянул, что какие бы контракты он ни подписывал в кинематографе, обязательно вставлял фразу: «В свободное от работы в театре время».

Вот что рассказывал об этом он сам: «И если великий режиссер говорит: ребята, я прошу вас – несколько месяцев, когда мы выпускаем новый спектакль, ничем себя не занимать, кроме своего театра. А все мы четверо – Збруев, Янковский, Абдулов, Караченцов – актеры снимающиеся. Но мы сказали: да! И это не просто ради театра жертва – ради себя же самих, если мы выбрали такого бога».

Театр он называл своим богом. Может быть поэтому судьба послала ему такого прекрасного, главного в его жизни режиссера, как Марк Захаров. Когда тот в 1973 году возглавил «Ленком», он сразу отметил талант молодого Караченцова, который до этого момента играл лишь небольшие динамические роли. Они встретились – великий режиссер и великий актер – и вместе создали такие спектакли, которым зрители добрых 30 лет рукоплескали стоя!

Фото: /ТАСС

Граф Резанов и другие

В первом же своем ленкомовском спектакле Марк Захаров отдал Николаю Караченцову главную роль. Это был музыкальный спектакль по пьесе «Тиль» о Тиле Уленшпигеле. Музыку к спектаклю написал . Именно с легкой руки Гладкова Караченцов в этом спектакле впервые запел. Он также значительно раскрыл и расширил свои сценические возможности и скоро заслужил репутацию универсального артиста, который не только обладает драматическим талантом, но и прекрасно танцует, поет, даже выполняет акробатические трюки.

Караченцов в «Тиле» – бунтарь, остряк, хулиган – невероятно обаятельный. Зрители валом шли на спектакль. Это был успех: зал всегда был полон, билетов не достать, в ответ на многие реплики актера зал взрывался аплодисментами. Таким же успехом пользовался и следующий спектакль с Караченцовым: рок-опера композитора «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Актер играл там сразу две роли: Смерти и Главы рейнджеров.

И все же вершиной его сценического успеха стала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», поставленной в 1981 году. Мало кто знает, что Николаю Караченцову поначалу не хватало вокальных данных для исполнения сложной партии графа Резанова, поэтому самые высокие ноты за него брал актер , который также был задействован в спектакле. Но Караченцов не сдавался и упорно занимался, чтобы спеть всю партию самостоятельно.

Зато драматического таланта ему было не занимать. Он жил, любил и страдал на сцене, каждый раз потрясая своей игрой, поднимая зрителя на недосягаемую высоту накала чувств. В момент исполнения арии «Я тебя никогда не забуду» слезы блестели не только на глазах зрителей, он и на глазах самого актера.

«Юнона и Авось» стала визитной карточной театра «Ленком», и Караченцов целых 25 лет без дублеров исполнял в этом спектакле главную роль. Образ, созданный актером, сохранился в видеоспектакле, записанном в 1983 году. В том же году французский кутюрье представил этот спектакль французской публике, а затем последовали триумфальные гастроли по всему миру.

О том, насколько серьезным явлением в мировом искусстве оказалась актерская игра Караченцова, свидетельствует то, что спустя много лет его портрет был изображен на монете, посвященной рок-опере «Юнона и Авось» достоинством в 1 новозеландский доллар.

Фото: Иванов Олег/ТАСС

Многослойные киногерои Караченцова

Задолго до того, как Николай Караченцов стал получать главные роли в «Ленкоме», он стал сниматься в кино. Первой крупной работой в кино стала роль в фильме , в котором он играл вместе с и .

Много позже кинокритики отмечали, что Караченцов так и не раскрыл в кино в полной мере свой драматический талант. Так и не встретил своего гениального кинорежиссера, который снял бы Караченцова в таких же звездных ролях, которые ему посчастливилось играть в театре.

Тем не менее в кино Караченцов сыграл более сотни ролей. Он играл в комедиях, драмах, детективах, исторических и детских фильмах. Причем исполнял все трюки самостоятельно, без каскадеров. На его счету множество героев второго плана, которых кинозрители запомнили часто даже лучше, чем главных героев.

Взрослые помнят его роли в фильмах , , «Трест, который лопнул», «Человек с бульвара Капуцинов» и многих других. Детям всегда нравился незадачливый гангстер Урри из «Приключений Электроника». Любопытно, что Караченцову никогда не удавалось сыграть по-настоящему отрицательную роль. Все его злодеи кажутся многослойными, у всех на подтексте угадывается тонкая душевная организация.

Он озвучивал на отечественном экране практически все роли французского актера Жана-Поля Бельмондо. Отчего тот стал восприниматься не менее обаятельным и харизматичным, чем сам Николай Караченцов.

Отдельная песня – его песни. Впервые Караченцов запел в фильме «Собака на сене». Это был прорыв, поскольку в то время было не принято, чтобы актеры сами пели в кино. Для этого приглашали профессиональных артистов оперы и оперетты. После «Собаки на сене» Караченцов где только ни пел! Он озвучил 13 аудио-спектаклей и записал более 200 песен.

О том, насколько значительным явлением в кинематографе и тем более в театре был и остается талант Николая Караченцова, говорит тот факт, что накануне его 75-летия все отечественные телеканалы показали фильмы и спектакли с его участием. Лучшего способа отметить день его рождения не придумал бы, вероятно, и сам актер.