Войти в почту

«Композитор» и «Тайна печати дракона»: один пояс – один кинематограф?

По словам продюсера «Тайны печати дракона» Алексея Петрухина, создание первого совместного российско-китайского фильма само по себе было настоящей приключенческой эпопеей. Российская кинокомпания «Русская Фильм Группа» и китайская China Film Group Corporation после сложнейших переговоров впервые в истории России и Китая пришли к решению о полноценном совместном проекте в области кинематографа. При чем речь шла о настоящем мировом блокбастере с участием признанных кинозвезд Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана. Масштаб проекта сразу показался грандиозным даже для легендарного «Терминатора»: Арнольд с удовольствием принял участие в съемках. Фильм с бюджетом в 50 миллионов долларов стал одним из самых дорогих российских кино-проектов. Великолепная семерка самых дорогих российских кинокартин выглядит следующим образом. «Тайна печати дракона» режиссера Олега Степченко. Бюджет 50 миллионов долларов. «Утомленные солнцем-2: Предстояние» режиссера Никиты Михалкова. Бюджет 40-55 миллионов долларов. «Утомленные солнцем-2: Цитадель» того же режиссера. Бюджет 45 миллионов долларов. «Викинг» режиссера Андрея Кравчука. Бюджет 20-40 миллионов долларов. «Обитаемый остров» режиссера Федора Бондарчука. Бюджет 37 миллионов долларов. «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука. Бюджет 30 миллионов долларов. «Вий» режиссера Олега Степченко. Бюджет 26 миллионов долларов. Но 50 миллионов долларов, Арнольд Шварценеггер с Джеки Чаном, самая влиятельная в Китае государственная кинокомпания и даже наследие Николая Васильевича Гоголя не уберегли «Тайну печати дракона» от провала в прокате и шквала критики в российских СМИ. Фильм собрал за три недели в китайских и российских кинотеатрах порядка 500 миллионов рублей при прогнозе Алексея Петрухина 2 миллиарда рублей для России и 200-400 миллионов долларов для Китая. По мнению Алексея Петрухина, провал в Китае был вызван судебными исками сопродюсеров проекта Глеба Фетисова и Сергея Беспалова, которые хотели установить контроль над доходами от проката кинокартины. Китайская сторона, понятное дело, таким поведением российских партнеров осталась недовольна, и фильм был снят с проката. Однако для Китая кинематограф не исчерпывается лишь вопросами кассовых сборов и получения прибыли. Очень даже возможно, что кино в этой стране является средством пропаганды. Если Алексей Петрухин прошел сложный и извилистый путь по выстраиванию деловых отношений с государственной кинокомпанией China Film Group Corporation, то для соседнего Казахстана все было гораздо проще и решалось на другом уровне. Создание китайско-казахстанской совместной кинокартины «Композитор» было запланировано на самом верху, по Соглашению о культурно-гуманитарном сотрудничестве от 31 августа 2015 года, с участием Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и Председателя КНР Си Цзиньпина. Далее казахстанский «Казахфильм» и китайская кинокомпания Shineworks Pictures подписали соглашение о сотрудничестве по совместной работе над фильмом «Композитор». Производство этого фильма стало возможным благодаря межправительственному соглашению о сотрудничестве по совместному кинопроизводству, которое подписали 8 июня 2017 года во время поездки Председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан. Мировая премьера кинокартины состоялась в 2019 году: в апреле в Китае и в мае в Казахстане. История фильма «Композитор» построена вокруг личности видного китайского композитора Си Синхая, который жил в советском городе Алма-Ата во время эвакуации и в этот период подружился с казахским композитором Бахытжаном Байкадамовым. Си Синхая командировала в СССР китайская компартия для изучения советской музыки, он умер в Москве в 1945 году. Основной посыл «Композитора» в этом – дружба между казахским и китайским композиторами. Если с фильмом Петрухина «Тайна печати дракона» на первом месте стоят огромные деньги, которые нужно было как-то «отбивать» в прокате, то в случае «Композитора» на ум приходит забытое советское слово «пропаганда». Причем пропаганда вполне в стиле СССР: дружба китайского и казахского народов на примере реальной дружбы двух композиторов. Это вполне укладывается в запланированную Китаем масштабную программу «Один пояс – один путь», в которой Казахстану отводится одна из ведущих ролей. Вот только в этой игре ставки намного выше, чем потери фильма «Тайна печати дракона».

«Композитор» и «Тайна печати дракона»: один пояс – один кинематограф?
© SM News