Войти в почту

«Сторож» Юрия Быкова – попытка загладить вину после «Завода»

После того, как «Завод» показал не лучшие результаты в прокате по сборам и отзывам, Юрий Быков прибегнул к тактике: лучшая защита – это нападение. Он опубликовал длинный пост самобичевания и попыток оправдаться на Facebook, чем привлек к себе и своему фильму дополнительное внимание. Вообще, Юрий Быков – любитель внимания, чего он и не отрицает, называя в интервью свою персону тщеславной. Однако, лишний приток людей на «Завод» никак не помог фильму, и тот провалился. Но, если «Завод» не был полностью создан и пропитан Быковым, что играло ему на руку в посте на Facebook, то новый фильм «Сторож» – это картина от первой и до последней секунды принадлежит тщеславному режиссеру. Здесь-то ему не на кого будет перекладывать груз ответственности. Что же у него получилось и что не получилось? Давайте разбираться. Размеренную жизнь сторожа заброшенного санатория нарушает приезд странной пары, которая просит остановиться в одном из номеров. Всем троим есть что скрывать и от чего прятаться в снежной глуши. Хронометраж и динамика Хронометраж фильма относительно небольшой и составляет 106 минут. Тем не менее, Быков позволяет себе множество неприлично долгих, повторяющихся общих планов на санаторий и заснеженное пространство вокруг него. Конечно же, это влияет на динамику, которая стремится к абсолютному нулю и заставляет нетерпеливо ерзать в кресле кинотеатра. Развитие истории идет слишком медленно, а в какой-то момент приходит понимание, что она ни к чему особому и не стремится. Сюжет Сюжет не способен удивить, да и не стремится к этому. Вполне обычные две сюжетные линии. Развязка точно так же не претендует на оригинальность и вызывание интереса. Однако, есть масса примеров в кинематографе, когда обычная история поставлена режиссером и сыграна актерами так, что оторваться от экрана просто невозможно. "Пленницы" Дени Вильнева, как пример. Плюс ко всему - два рояля в кустах и несколько моментов, в которых умирает логика. Персонажи Сторож – главный герой, которого Быков по непонятным причинам сыграл сам. Да, его актерские навыки неплохи, но данный персонаж требует более опытного актера, способного одной микромимикой и взглядом в немой сцене передать все, что необходимо получить зрителю. К сожалению, у Быкова не получилось. Что касается самого персонажа, то он остался нераскрытым, а его предыстория была рассказана им же самим на 84 минуте другому персонажу - Вере. То есть, по факту, за 20 минут до окончания фильма, зритель узнает кратенько предысторию главного героя, а все время до этого можно лишь догадываться, почему сторож себя ведет так или иначе. Учитывая среднюю актерскую игру Быкова и его не особо прописанного персонажа, несколько сложно понимать сторожа, следить за ним и не заскучать. Вера (жена Стаса) - сыграла ее Алла Юганова. К актерской игре вопросов нет, но персонаж вызывает одно лишь раздражение, и не совсем ясно, так ли это должно быть. Свою предысторию (по совместительству и Стаса) она излагает, как и сторож, драматичным монологом почти на 5 минут, однако, сопереживания не вызывает, так как до этого момента она 40 минут фильма вызывала то самое раздражение. Стас в исполнении Владислава Абашина - единственный светлый лучик в фильме. Во-первых, персонаж хорошо прописан и раскрыт. Во-вторых, он отлично сыгран. У Абашина отлично получилось вызвать сострадание и жалость к его персонажу, ему действительно веришь, и он пробивает на эмоции. Но в целом фильму это не особо помогает. Музыка Музыка, которая должна нагнетать обстановку, подобрана неудачно, так как она уж слишком нагнетающая и подходит для напряженных триллеров/хорроров, например, для «Сияния» Стэнли Кубрика. И да, на протяжении всего фильма невольно у меня возникали ассоциации с «Сиянием» как раз из-за этих долгих общих планов и музыки. Но, если хронометраж, жанр и стиль Кубрика позволяли ему все это делать, то для Быкова в данном фильме - это непозволительная роскошь. Общее впечатление Юрий Быков, к сожалению, не сдвинулся с места после отличного «Майора» в 2013 году. Вместо того, чтобы развиваться и преображать свои фильмы, он снимает идентичные картины с одними и теми же мыслями, идеями, актерами, временами года, цветами... Операторская работа, монтаж и различные приемы - точно так же топчутся на месте. «Сторож» - не плохой фильм, но не вызывает особых эмоций и не может донести вроде бы правильные мысли, потому что их подача избита, не интересна и завернута в очередной снежный мрак и безысходность от Быкова, которые уже не работают. В итоге получилась вторая подряд неудачная картина, хоть и была надежда, что, оказавшись у руля, Юрий Быков сможет реабилитироваться. Увы, не смог.

«Сторож» Юрия Быкова – попытка загладить вину после «Завода»
© SM News