Ещё

Легенд футбола много. Лев Яшин — один 

Легенд футбола много. Лев Яшин — один
Фото: Советский спорт
Черный паук, Черная пантера и даже Черный осьминог — такими прозвищами награждали за гибкость, молниеносное перемещение и гениальное видение поля. Он был хозяином в своей штрафной, неизменно в черном свитере с буквой Д на груди.
Пик его славы приходится на 50-60-е годы, когда сборная СССР, во многом благодаря его блестящей игре, завоевала самые значимые трофеи в футболе. А потом будет осечка на Чемпионате Мира в Чили, где Яшина одного обвинят в поражении, от него отвернутся даже болельщики… И ему придется уйти, чтобы позже с триумфом вернуться и снова стать лучшим не только в своей стране, но и во всем мире единственным вратарём за всю историю футбола, получившим Золотой мяч.
Встал Вопрос о том, кто будет снимать этот фильм, желающих было много. Рекомендацию увековечить память о знаменитом вратаре кинематографисты получили от самого Президента. Фильм о таком человеке был бы востребован, сказал во время прямой линии. К работе над тёплым и душевным сценарием были привлечены несколько человек. Первостепенная задача была получить одобрение на съёмки от вдовы голкипера .
Я читала шесть или семь других сценариев, но это была такая белиберда! Одного автора даже спросила Это вы о себе писали? Лев не считал себя звездой, тогда и понятия то такого не было Но вот я прочитала этот сценарий, пересмотрела старые кадры и подумала Если не звезда, то около того.
Продюсер ленты не скрывает, уговорили не сразу: он познакомился с Валентиной Тимофеевной на премьере фильма Гагарин. Первый в космосе. Мы вместе с динамовцами убедили семью, что этот фильм необходим и востребован именно сегодня, современному молодому поколению нужны правильные ориентиры и яркие примеры честного служения спорту, стране и народу! Так кто, если не Яшин или Гагарин, может таковым являться!? Они никогда не заигрывали с властью, не ждали наград и знаков отличия, по-настоящему великими их сделала народная любовь.
В итоге эмоционального тендера победил сценарий Владимира Валуцкого. Настоящий мастер подарил советским и российским зрителям любимые многими картины: Начальник Чукотки, Приключения и доктора Ватсона, Зимняя вишня, Благословите женщину и Адмирал. В силу возраста и понимания эпохи у них было доверие и общий взгляд на историю, комментирует ситуацию Капанец, — Собирались за чашечкой чая, где Валентина Тимофеевна делилась секретами семейного счастья. Главной задачей было не упустить важные биографические эпизоды и тонкости характера будущего киногероя. А внук Льва Яшина, профессиональный голкипер , уже в ходе подготовки и во время съемок тренировал артиста. Он же выступил дублёром исполнителя главной роли во время особенно динамичных, сложнопостановочных спортивных сцен. Получилось настоящее семейное кино.
Кстати, в вопросе выбора актрисы на роль самой себя Валентина Тимофеевна была менее категорична. Она сказала, что пусть будет курносенькая, а вся ответственность на мне, поделился продюсер. Так была определена исполнительница второй главной роли, .
Режиссёром проекта выступил , на счету которого работа над фильмами Первый после Бога, Москва, я люблю тебя и другими.
Я футбольный болельщик почти тридцать пять лет, больше даже. Это стало определяющим, когда я взялся за проект. Хотя, в первую очередь, конечно, персона такого масштаба, уровня, как Яшин. Первая ассоциация, когда слышишь Лев Яшин — лучший вратарь всех времен и народов. Он входит символическую сборную мира всех времен и народов, и он туда неизменно входил по разным рейтингам ФИФА, , различных независимых футбольных организаций и так далее, то есть это лучший вратарь. И этот человек — футбольная легенда нашей страны. В общем, на самом деле это просто глыба и хотелось как-то прикоснуться к этой эпохе и узнать побольше об этом человеке, комментирует Чигинский свою работу.
Работа над фильмом началась в 2016 году. Кропотливая, осторожная. Это было очень важно, чтобы Валентина Тимофеевна одобрила сценарий. Нельзя идти наперекор истории, выдумывать какие-то вещи. Самое главное, что Валентина Тимофеевна здравомыслящий человек, и с ней была достигнута договоренность. Она прекрасно понимала, что для фильма были необходимы какие-то сцены, которых не было в жизни. Место свидания могли изменить, но не историю. Мы договорились о том, что если это было в характере Льва Ивановича, и такое могло теоретически произойти, то она соглашалась со сценой, а если это было не в его характере, то мы от этого отказывались. То есть она допускала отступления от документального образа Яшина, что для художественного кино очень важно поясняет режиссёр.
Пожалуй, единственным спорным эпизодом в фильме остаётся демонстрация вредной привычки вратаря курения. Эта привычка одновременно показатель и человечности этой легенды, и его недосягаемости. Все знают, что это практически единственный вратарь, которому разрешалось курить. Доказанный факт, что Яшин — один из уникальных футболистов, который мог курить и добиваться высочайших результатов. Конечно, это мы показываем, но дозированно и к месту. Не показать Яшина курящим — нонсенс. Это был бы не Яшин защищает своё решение продюсер картины.
Лев Яшин. Вратарь моей мечты снят в форме классического байопика. Все ключевые события в жизни: от детства до прощального матча, будут описаны в достаточной мере. Ведь каждое такое событие сформировало именно того Яшина, которого знает весь мир, а в России его имя знакомо даже тем, кто не интересуется футболом.
Острые сюжетные повороты обеспечивает сама жизненная история спортсмена. Как он, такой спокойный, неконфликтный, деликатный в жизни, на поле преображался в знаменитого Чёрного Паука. А каждый матч, отобранный для реконструкции спортивный триллер сам по себе. Футбола в картине будет много, потому что отделить Яшина от его ворот, кепки, чёрного свитера с буквой Д на груди невозможно. Но вместе с тем это полноценная человеческая история: о противостоянии внешним обстоятельствам, невероятной любви и о конкретной эпохе с её подводными камнями. Яшин не боролся с системой, он лишь хотел играть в футбол по единым для всех правилам. А после неудачной игры с Чили от футболиста отвернулись даже самые преданные болельщики. Вот где место для яркой актёрской игры: глубокое переживание конфликта, надлом и триумфальное возвращение, в первую очередь личности. Нашему кинематографическому Яшину выпала удача получить такую роль, при этом огромная ответственность перевоплотиться в кумира миллионов, со всеми его жизненными перипетиями. На мой взгляд, у него получилось, окончательную оценку поставят зрители, которые давно ждут этот фильм.
Это такое послание ещё и современному болельщику, что своих кумиров надо любить и в дни побед, и в дни поражений, назидательно резюмирует продюсер.
Первое, наверное, и основное, что я узнал, это что Яшин был удивительно скромный человек. Вот это, пожалуй, та черта, которая меня поразила. То есть это легенда, герой, при этом он был очень простой в общении и очень скромный человек. Вот это, пожалуй, самая большая новость, которая меня удивила и повлияла на дальнейшие какие-то творческие решения, делится открытием Чигинский.
При этом, подчёркивают создатели, документальная хроника будет использоваться в минимальном количестве. Скрупулёзную работу по воссозданию атмосферы времени проделала целая группа художников: найдены даже подлинные афиши и билеты на матчи того времени. Съёмки проходили в России: Москве и Крыму, Франции и Чили.
Но самая сложная и первостепенная задача для создателей была найти исполнителя главной роли. Из множества кандидатов, среди которых были и подлинные звёзды российского кино, выбрали молодого театрального актёра . Обладателя так называемой ретро-внешности, высокого роста, длинных рук, да и просто хорошей физической формы.
Выбор оказался непростым. Помимо актерского таланта необходимым ориентиром являлись физическая форма актера, умение играть в футбол, двигаться по-вратарски, чтобы выглядеть убедительно и достойно. Это же лучший вратарь мира, а не мешок с картошкой. А то, что Александр не засвечен в кино, даже хорошо: он не будет отвлекать зрителя своими прошлыми образами, аргументирует выбор Олег Капанец.
Фокин долгое время не давал интервью о работе над ролью: как Яшин готовился выполнить задачу по максимуму, а потом уже комментировать. Но признаётся, что его отказ был связан ещё и с волнением.
На тот момент ещё месяц не прошел, как я выпустился из института, и меня уже готовы утвердить на главную роль в полнометражный художественный фильм играть такую незаурядную личность и знаменитого советского вратаря в одном лице.
Своего героя Фокин определяет тремя словами: улыбка, надёжность, гордость. Я старался не отделять человека и футболиста в своей роли. Для меня советские люди — добрые, открытые и мужественные, с яшинской улыбкой отчитывается актёр. В первую очередь хотелось, чтобы мой персонаж был убедителен на футбольном поле, поэтому старался копировать его пластику, жесты, манеру поведения на поле. Здесь я старался быть максимально на него похожим. В бытовых сценах уже больше фантазировал. Как его мироощущение проецируется на моё, в чем оно схоже, в чем нет. Это непростой, но очень интересный процесс.
Яшин был новатором, пионером, одним из тех вратарей, которые начали играть не так, как играли до него. Он мечтал быть нападающим, а стал Черным Пауком. Его желание играть в поле и породило этот растиражированный сейчас стиль, с восторгом описывает главного героя постановщик.
Ответственной за душевную, драматическую часть картины назначили Юлию Хлынину. О личной жизни Льва Яшина практически ничего не написано и не снято. Это, с одной стороны, давало актрисе свободу в отдельных сценах, с другой накладывало великую ответственность: показать на экране женщину, которая была неотъемлемой частью величия этого вратаря. Хрупкая, но сильная, нежная, но категоричная.
Я думаю, что её любовь была очень созидательной по отношению ко Льву Ивановичу. Что она способствовала его победам. Понятно, что Валентина Тимофеевна не ловила вместе с ним мячи и не выходила на поле, но психологически будучи человеком более критичным, чем Яшин, она вела его в нужном направлении, мне так кажется. Как говорили их внуки и дети, Валентина Тимофеевна всегда была женщиной серьезной и крепкой. И умела вовремя подставить ему плечо рассуждает Хлынина.
Юлии повезло больше остальных участников съёмок: она смогла лично поговорить с прототипом своей героини и понять её натуру, просто находясь рядом. Дело в том, что Валентина Тимофеевна немногословна. Она не тот человек, кто готов каждую секунду делиться деталями своей личной жизни. При этом на конкретные вопросы она отвечала искренне и спокойно, вспоминает Юлия. Ей предстояло пройти длинный ментальный и эмоциональный путь, как молодая девушка Валя выбрала в мужья такого человека, как Яшин, как отреагировала на известный всем факт: после регистрации брака футболист уехал на сборы. Как верила в него, формировалась как личность рядом с ним и как решала бытовые вопросы, не рассчитывая на его помощь.
Мне как человеку, сложившемуся в XXI веке, кажется, что людям, родившимся и сформировавшимся в XX веке, свойственен другой взгляд на отношения между женщиной и мужчиной. Другой подход. Ее вера в любимого человека всегда была крепка и непоколебима, поэтому она, не задумываясь, шла ради него на жертвы. Но при этом она всегда верила в то, что именно с этим человеком проживет всю жизнь. Как раз эта вера меня восхищает и удивляет. Валентина Тимофеевна радовалась самой возможности совместного пути. В этом столько силы. Это и есть настоящее партнерство. Предмет моего исследования в этой роли как раз это партнерство и взаимодействие сильной женщины с сильным мужчиной, восхищается актриса.
Легендарный художник по гриму Людмила Раужина при создании внешнего облика Юлии в фильме ориентировалась не только на фотографии, но и на личное восприятие Валентины Тимофеевны. Светленькая, кудрявенькая и курносая так супруга Льва Яшина описала себя. Именно такой актриса предстала перед главным цензором картины. И получила одобрение. Ну а потом, как мне кажется, мы с ней совпали энергетически, резюмирует своё преображение Хлынина. Других пожеланий, по игре, Валентина Тимофеевна не высказывала.
Зато поделилась с Юлией важной деталью, которая помогла актрисе понять, как прочно супруги были связаны. Яшин никогда не возвращался домой без цветов. Где бы она его ни встречала в аэропорту ли, дома, он всегда дарил ей букет. Осенью и зимой он умудрялся найти их для нее! А еще он всегда возвращался с огромной сумкой, полной подарков для семьи и друзей.
Хлынина открыла секрет будущей картины, о которой продюсеры умалчивают: в ней будет немало понятного каждому зрителю юмора. Её героиня остроумный интеллигент, который не привык выставлять напоказ эмоции, но вот за словом в карман не полезет. И, конечно, удивительная, причудливая мода 50-60-х годов, в первую очередь, будет показана в костюмах Валентины Яшиной.
Вратарь моей мечты второе название фильма и прямая цитата тренера . Мудрого и прозорливого наставника сыграл . Родителей Яшина на экране воплотили и . Роль другого знаменитого вратаря, , исполнил . в роли знаменитого спортивного комментатора . А вот  досталась роль проводника антагониста. Он исполнил роль безымянного журналиста, неосторожное слово которого чуть не разрушило карьеру и жизнь голкипера, с чем он так и не смог смириться, и что привело его к публичному покаянию.
Я не знаю, был ли на самом деле реальный прототип у моего героя, рассуждает Ян Цапник. Наверное, был ведь разгромная статья о Льве Яшине вышла, и кто-то её написал. Персонаж этот не самый приятный, хотя выбора у него и не было: либо пиши, что говорят, либо увольняйся. Но я люблю любых своих героев и всегда стараюсь их оправдать. Тем более что он и сам искренне переживает за Яшина, понимает, что после тяжелого матча с Уругваем надо было дать вратарю отдохнуть, что его вполне мог заменить Серго Котрикадзе, вратаря тбилисского . А после публикации статьи мой герой нашел в себе мужество подойти к Яшину и попросить прощения.
Чиновника, отдавшего приказ о публикации, функционера спорткомитета, сыграл обычно положительный в своих образах . Появится на экране и Сантьяго Бернабеу, президент мадридского Реала, который сделал Льву Яшину щедрое предложение. На его роль пригласили Франциско Ольмо.
Вопросы общечеловеческие остаются неизменными во все времена, говорят создатели картины. А вот футбол со времён триумфа Льва Яшина немало изменился, в том числе благодаря ему самому. Воссоздать матчи 50-60-х годов на экране, реконструировать развитие игры посекундно, со всеми забитыми и пропущенными мячами эта задача стояла перед режиссёром, актёрами и профессиональными спортивными консультантами.
Условия, правила и тактическая схема игры изменились, тогда скорости были помедленней, но самоотдача на квадратный метр была повыше, со знанием дела рассуждает Олег Капанец. В съёмочный период его чаще можно было увидеть на площадке, чем в кабинете.
Футбол живой, как говорит тренер Якушин у нас в фильме. Он растет и меняется. Раньше люди получали страшные травмы, но, превозмогая боль, они играли дальше, и в этом серьезное отличие от сегодняшней игры. Это был реально суровый вид спорта, очень контактный, с драками какими-то серьезными сейчас это немыслимо представить, чтобы такое происходило на поле, много жесткой мужской силовой борьбы. Не было желтых карточек, к примеру, в начале карьеры Льва Ивановича, немножко по-другому судьи располагались, немного были другие правила можно было нападать на вратаря, владеющего мячом, что делало футбол тогда более контактным и более опасным. Собственно говоря, Лев Иванович мучился потом от травм, полученных за игровую карьеру, потому что как раз 1960-й год — финал Кубка Европы, первый, где сборная СССР выиграла первый Кубок Европы у сборной Югославии, там как раз мы показываем жесткую бескомпромиссную борьбу. Сейчас за такую игру можно сразу красную карточку схлопотать и быть удаленным с поля, а тогда спорили, тогда это было в порядке правил, поделился Чигинский впечатлениями от просмотра многочисленной хроники.
Разумеется, в картине нет бессмысленной жестокости. Сцена, после которой Яшин получает сотрясение мозга, снята реалистично, насколько это возможно: чтобы не нарушить правду, но и сохранить статус семейного и вдохновляющего кино.
Исполнитель главной роли, Александр Фокин, нашёл для сравнения стилей игры более кинематографичную метафору. Современный футбол динамичный, быстрый, практичный. Футбол того времени более наивный, отчаянный, местами наотмашь. В футболе 50-60х есть свое обаяние. Если переходить в плоскость кино, то современный футбол — это Marvel, а футбол Яшина и его современников это ранние фильмы : на первый взгляд так просто, а оторваться не можешь.
Актёр обратил внимание, что многие современники легендарного голкипера произносили его имя не только для того, чтобы обратиться к нему, но и чтобы описать его подход к каждой игре. Он всегда бился как лев, говорили они. На что Яшин по-доброму отвечал: Если вы вышли на поле, значит здесь все по-настоящему. С таким подходом своего героя, у актёра не оставалось другого выбора, кроме того как ловить в кадре все мячи.
Конечно, футбол нужно любить, чтобы снимать такое кино, потому что на самом деле это были серьезные условия съемок вместе с профессиональными футболистами. И в первую очередь, конечно, нам надо поблагодарить тех актеров, которые снимались у нас в фильме, потому что им не сладко пришлось: играли при низких температурах, под дождём, все промокшие, со скорой помощью. То есть реально это было совсем непросто. Но это всё то, что футболисты и испытывают в реальности на поле, поэтому тут мы честны, рассказывает о съёмках матчей режиссёр.
За динамичные и эффектные съемки игры создатели называют свою картину футбольным Аватаром. Но не устают подчёркивать: это фильм не о спорте, а о человеке и характере. А значит, и интересен он будет не только ценителями футбола.
Понятно, что спортсмены целевая аудитория. Уникальные кадры живого футбола в сочетании с комбинированными съемками и качественной компьютерной графикой привлекут в кинотеатры молодого зрителя. В фильме будет не только футбол: там и любовь, и юмор, и драма. Это семейное кино, которое старшее поколение пойдет смотреть с детьми и внуками. Все предусмотрено для зрительского успеха, в том числе среди женской аудитории. Ей, конечно, будут интересны жизненные перипетии вне футбольного поля, — говорит продюсер фильма Олег Капанец.
Любая легенда, оживая на большом экране, будь это спортсмен, музыкант, политик или учёный, кроме личной истории всегда говорит со зрителем о главном. На личном примере кинематографическое воплощение Льва Яшина покажет, как надо идти к цели до конца, пока ты можешь, любишь и веришь.
Он герой в общем-то на все времена. Тем и интересен Лев Иванович, что он герой для нас, но останется им, я думаю, и для следующих поколений. Поэтому, я считаю, что это большая честь всем нам выпала увековечить это имя в кино и в истории, подводит итог своей работы Василий Чигинский.
Слоган картины На пьедестале народной любви. Льва Яшина на этот пьедестал заслуженно поставили болельщики, коллеги и соперники со всех концов света. С такой же любовью снимали и фильм о нём. Фильм, который ждут миллионы любителей футбола, да и просто хорошего кино. Фильм, который благодаря своему герою имеет все шансы стать народным!
Видео дня. Как Семен Фердман превратился в Семена Фараду
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео