Ещё

40 лет «Месту встречи…». Как создавался шедевр Одесской киностудии 

«Место встречи изменить нельзя»: как создавался шедевр
Фото: Украина.ру
Летом 1977 года (известного режиссёра нашумевших фильмов «Вертикаль» и «Белый взрыв») везли на машине в Херсон. Там шли съёмки его нового фильма «Маршал революции», посвящённый советскому военачальнику . Чтобы скоротать время, он взял с собой в машину два номера журнала «Смена» за 1975 год
В них был опубликован новый роман крайне популярных в то время авторов детективного жанра и . На самом деле произведение называлось «Эра милосердия», но редакция журнала почему-то решила опубликовать его именно под таким названием.
В романе описывались события победного 1945 года, который Говорухин хорошо помнил, ему тогда было 9 лет. Сыщики Московского уголовного розыска (МУР) ловили банду убийц-налётчиков, которая в качестве своего фирменного знака использовала изображение чёрной кошки.
В послевоенной Москве о банде «Чёрная кошка» ходили легенды. Правда это была не банда налётчиков, а шайка подростков-хулиганов, которые все свои шалости, иногда весьма серьёзные, словно фирменным знаком отмечали детским рисунком ни в чём не повинного животного. Милиционеры быстро вычислили хулиганов, надавали им «по шеям» и отвели к родителям, чтобы те добавили. Но московскому криминалитету идея понравилась, вскоре в городе и области появилось несколько шаек, также использовавших этот знак. Но ни одна из них грабежами, разбоем и убийствами не промышляла.
Настоящим прототипом «Чёрной кошки» для Вайнеров послужила группа матёрых рецидивистов, в начале 50-х четыре года терроризировавшая столицу и область. Главарём банды был обычный мастер смены одного из подмосковных заводов, некий , который настолько хорошо работал, что его даже представили к ордену Трудового Красного Знамени. В жизни он не был горбуном, это придумали авторы.
Большинство из двенадцати бандитов проживали в подмосковном Красногорске. Девять из них были рабочими, двое — курсантами, один — студентом, комсомольцем, спортсменом и отличником. К блатному миру никто из них отношения не имел.
Банда занималась вооружёнными налётами и грабежами, на ее «боевом счету» было два убитых милиционера. Однажды, чтобы отпраздновать очередной налёт, один из грабителей купил целую бочку пива. В результате он попал в поле зрения милиции. Вскоре сыщики вычислили всех членов банды и в феврале 1953 года арестовали.
Дорога для Говорухина пролетела практически незаметно, настолько интересным оказалось взятое с собой чтиво. Режиссёра поразила драматичность сюжета и фигура сыщика Жеглова, который, притом что делал безусловно правильное дело, вызывал неоднозначные эмоции. Кого пригласить на главную роль, не было никаких сомнений.
Вернувшись после съёмок в Москву, Говорухин сразу же встретился с Высоцким и спросил его: «Володя, ты братьев Вайнеров знаешь?» Оказалось, что знает, он звал их Вайнера́, с ударением на последний слог. Режиссёр продолжил:
«Я прочёл у них роман такой… фантастический. И роль там для тебя восхитительная есть. Поедем к Вайнерам, давай уговорим их, чтобы снять фильм».
Оба прыгнули в такси, по дороге режиссёр рассказал не читавшему роман другу сюжет, диалоги, описал характеры героев. Обладавший феноменальной памятью Высоцкий всё схватывал на лету, и к концу поездки уже страстно хотел сняться в этой новой ленте. Старший из Вайнеров — Аркадий до конца жизни не верил, что, когда Высоцкий сидел у них с братом за столом и взахлёб рассказывал, как увлечён романом, он его ещё не читал, ведь актёр чуть ли не цитировал книгу. Писатели согласились включиться в работу, и процесс пошёл.
Сценарий от романа отличается, поскольку было решено изменить персонаж Володи Шарапова. Если в книге это был волевой, «мощный» герой, настоящий матёрый разведчик, «пёс войны» и полный антагонист Жеглова, то в фильме его сделали слабее своего напарника. Но от этого драма стала только психологически тоньше и лучше. Находившийся под влиянием американского кинематографа, Говорухин также попросил сделать в сценарии «хеппи-энд», не убивать любимую девушку Шарапова — Варю, которая в книге погибала.
Параллельно с написанием сценария подбирались актёры. Пробы на Жеглова Говорухин проводил только из-за формальности, на эту роль приглашались актёры, которые никак не могли сыграть Жеглова лучше Высоцкого: , , . В результате худсовет утвердил Владимира Семёновича.
Подбор исполнителя на роль Шарапова оказался более хлопотным.
Сначала Высоцкий, который со всей присущей ему энергией подключился к кастингу, предложил кандидатуру своего друга, актёра . Говорухин Шарапова в нём не увидел, зато разглядел бандита Промокашку, которого Бортник в результате и сыграл. Вайнеры видели в этой роли , а режиссёр — (знаменитого «Кузнечика» из «В бой идут одни старики» и Лариосика из «Дней Турбиных»). Но оба актёра отказались. На роль пробовались Александр Абдулов, , , , , Юрий Шлыков, другие актёры.
В результате Станислава Садальского утвердили на роль карманника Кирпича, Леонова-Гладышева — на роль погибшего молодого милиционера Васи Векшина, Александр Абдулов получил эпизодическую роль водителя фургона-хлебовозки, но Шарапова так и не удавалось подобрать. Наконец, Говорухин утвердил , хотя Вайнеры были категорически против этой кандидатуры.
Драматично сложилось участие в фильме .
За год до съёмок он попал в тяжёлую аварию, двадцать дней пробыл в коме. С возвращением сознания обнаружились проблемы с памятью. После очередной операции к актёру приехали Высоцкий и Говорухин, привезли с собой сценарий и список ролей, чтобы Всеволод сам выбрал, какая ему больше подходит. Они знали, что он не может запомнить текст ни одной из них, но хотели помочь попавшему в беду товарищу… и в результате помогли. На съёмочной площадке Абдулов забывал имена, забывал, где находится, и тем не менее замечательно отыграл доверенную ему роль, поверил в себя и в конце концов вернулся в профессию.
Взять на роль Фокса порекомендовал тоже Высоцкий. Режиссёр сначала не прислушался к его мнению и утвердил (крестоносца Бриана де Буагильбера из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго»). Только когда начались съёмки, Говорухин понял, что этот актёр играет замечательно, однако не «попадает» в эпоху, и вернулся к кандидатуре Белявского. Тот в это время отдыхал на своей недавно купленной даче, но, когда ему по телефону рассказали, с кем предстоит сниматься, бросил всё и поехал в Одессу.
Также с подачи Высоцкого позвали на съёмки сыгравшего Левченко . На роль Вари Синичкиной Говорухин утвердил жену Владимира Семёновича , но она не прошла худсовет. Её посчитали (и вполне справедливо) актрисой, не обладавшей советской внешностью.
Роль Синичкиной режиссёр предложил . Она ошарашила его встречным предложением: сыграть Маньку-Облигацию. Говорухин актрисе отказал. Уже в Одессе он перепробовал множество актрис, и ни одна не подошла. Тогда на съёмочную площадку вызвали Ларису, и в один дубль сняли с ней всю сцену. После этой роли Удовиченко долго пачками получала письма из мест «не столь отдалённых» с предложениями руки и сердца.
Съёмки Говорухин решил проводить на полюбившейся ему Одесской киностудии.
Первый съёмочный день 10 мая 1978 года выпал на день рождения Марины Влади. Режиссёр поселил Высоцкого и его жену под Одессой, на даче своих знакомых. Было очень холодно, пока Марина и жена Говорухина Галина «драили» эту дачу, группа отправилась на первую съёмку в одну из одесских бильярдных.
Снималась известная сцена поединка между Жегловым и опытным каталой Копчёным, которого играл . Оба актёра в бильярд играть не умели, поэтому за них шары в лузу загонял один из лучших бильярдистов Одессы, мастер спорта СССР . Высоцкий и Куравлёв только красиво «зависали» над столом с киями в руках.
Позже похожая подмена понадобилась в сцене с играющим на пианино Шараповым. За него играла музыкальный редактор картины. Чтобы подмену не заметили, женщину нарядили в пальто проникшего в банду «муровца».
После съёмок все вернулись обратно на дачу, чтобы отметить начало кинопроизводства. Пока народ праздновал и делился впечатлениями, Влади отвела Говорухина в другую комнату, встала перед ним на колени и стала умолять «отпустить» Володю, она хотела свозить его в Америку, Францию, Канаду, на Таити… Спустя несколько минут уже Высоцкий признался Говорухину:
«Славик, мне так мало осталось».
Актёр чувствовал приближение смерти, и решил, что тратить год ещё на одну картину — для него роскошь.
Слушая друга, Говорухин понимал, что за такие их могут вообще выкинуть из профессии, и убедил Высоцкого, что создаст ему специальный график съёмок.
И действительно, во время создания ленты актёра на съёмочной площадке почти не было. Высоцкий успел побывать и в США, и во Франции, и на Таити. Например, во время погони милицейского «Фердинанда» за «Студебеккером» Фокса, Жеглов в сцене практически отсутствует. Кадр, когда он стреляет на весу, наполовину высунувшись из окна автобуса, сняли в павильоне. Актёры в диалогах «работали» с пустотой или дублёром. Когда Высоцкий вернулся в Одессу, буквально за полдня сняли все его крупные планы для всех эпизодов.
Съёмки шли легко и быстро. В основе ленты лежала хорошая драматургия, что, как считал режиссёр, обеспечивало как минимум половину успеха. Параллельно со съёмками проводился подбор актёров на роли второго плана.
Роль Горбатого Аркадий Вайнер предложил . Тот прилетел в Одессу на пробы, но здесь у него случился инфаркт, и вместо съёмочной площадки актёр очутился на больничной койке. Чтобы исправить положение, роль предложили . В Москву срочно вылетел помреж со сценарием, и уже на следующий день актёр дал согласие на съёмки. После выздоровления Ролан Быков пробовался на роль Ручечника, но в конечном итоге его сыграл .
Любопытная история случилась с Иваном Бортником, который свою микроскопическую роль Промокашки украшал как мог, и в результате хорошо запомнился зрителю.
На съёмках выхода бандитов из подвала он вдруг неожиданно для всех затянул нервную блатную песню про «скамью подсудимых», плюнул «в морду» и бросился на охранников, которых «играли» переодетые в зимнюю униформу 40-х настоящие милиционеры. Они решили, что перед ними реальный преступник, и так заломили актёру руки, что тот взвыл от боли, а собравшиеся за ограждением зрители-одесситы начали аплодировать. «Плевок» консультировавший фильм заместитель министра Щёлокова генерал-лейтенант милиции потом заставил вырезать.
Он же попросил Говорухина хотя бы раз снять Высоцкого в милицейской форме. Актёр категорически отказался. Пришлось пойти на компромисс, придумать сцену, где Жеглов просто примеряет форменный китель, произнося фразу, что никогда его не носил и носить не будет. Кстати, консультант ушёл из жизни в 1979 году, так и не увидев ленту на экране.
Высоцкому очень хотелось спеть в фильме свои песни, одна из которых — автобиографическая «Баллада о детстве» («День зачатья я помню не точно…») была написана в 1975 году под Одессой, на той же самой даче.
Но Говорухин оставался непреклонен: он считал, что лента слишком серьёзная, а Глеб Жеглов — слишком сложный персонаж, чтобы показывать его поющим. Если зритель начнёт путать Жеглова с Высоцким, эффекта не будет. Актёр «полез в бутылку», и когда режиссёр попросил его спеть в кадре несколько фраз из песни Вертинского, наотрез отказался: «Не даёшь петь свои, не буду петь ничьи».
Кинопроизводство близилось к концу. Оставалось 400 метров плёнки и несколько неснятых сцен. Станислав Говорухин знал, что Высоцкий вынашивает планы заняться режиссурой и даже написал несколько сценариев. Режиссёр сказал другу, что вынужден уехать, и пусть Володя доснимает без него. Высоцкий привык жить в жёстком графике, он не мог себе позволить, как это было принято у советских режиссёров, подолгу раскачиваться.
С его появлением в качестве режиссёра на площадке воцарилась железная дисциплина. В 9:00 все выходили на съёмку, и уже в 9:15 начинала работать камера. Раньше 17:30 она не выключалась. То, что по плану должно было занять неделю, Высоцкий сделал за три дня.
Съёмки были закончены. Начался монтаж.
Фильм изначально начинался со сцены, в которой Левченко выносил раненного Шарапова с поля боя. Однако Говорухин сам от неё отказался, решив, что она преждевременно раскрывает интригу последней серии. Фильм получился 7-серийным, худсовет это не устроило, и он потребовал сократить ленту ещё на два часа. Говорухин это сделал, вырезал два часа и сдал материал в архив Одесской киностудии, где он благополучно пропал.
Первый показ ленты, состоявшийся 11 ноября 1979 года, приурочили ко Дню милиции. По милицейской статистике уровень преступности в стране во время трансляции снижался практически до «нуля». Падал даже уровень потребления воды: весь Союз затаив дыхание смотрел «Место встречи изменить нельзя».
Несмотря на популярность телефильма, чиновники от кинематографа обошли его наградами. Только Высоцкий посмертно получил спецдиплом и приз жюри на всесоюзном кинофестивале в Ереване, Госпремию и уже в 90-е — премию МВД России. Последнюю вручили и Владимиру Конкину.
В начале 2000-х ходили слухи о съёмках Станиславом Говорухиным продолжения ленты по новому сценарию эмигрировавших в США братьев Вайнеров. Сюжет строился вокруг расследования убийства Жеглова. Но вскоре оба писателя скончались, и проект остался на бумаге. Зная историю постсоветских римейков и сиквелов — может быть, оно и к лучшему.
Видео дня. Как самогон помогал снимать «Свадьбу в Малиновке»
Комментарии 9
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео