Ещё

Как вывести на достойный уровень российское кино для детей и подростков 

Как вывести на достойный уровень российское кино для детей и подростков
Фото: Ревизор.ru
Редактор альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы» (Фонд поддержки развития общества «Наши дети», Кинофорум «Вверх», Москва. 2016) Татьяна Мирошник отметила эту тенденцию, но выразила надежду на улучшение ситуации: «Многие говорят, что детское кино умерло. Я не согласна. Оно в палате интенсивной терапии. Есть надежда на поправку. Лучшее лекарство — наше желание ему помочь». В альманахе были представлены интервью с кинематографистами, занимающихся данным направлением, синопсисы сценариев и, главное, списки фильмов, созданных специально для детей и подростков с 2010 по 2016 гг.
Это исследование показало, что такое кино есть, но на деле его не видно в кинотеатрах и на телевидении. Так получилось потому, что оно не представляет интереса для кинобизнеса. Причин такого положения дел — масса, главной обычно называют низкое качество картин (они заведомо проигрывают зарубежным аналогам) и, как следствие, отсутствие широкого проката (киносети не хотят ставить в сетку заведомо провальный контент).
Продюсеры, нацеленные на честный результат, а не на заработок в процессе производства от полученных в Минкульте средств, неохотно работают в данном сегменте. Наталья Мокрицкая не раз рассказывала, что зареклась снимать детско-юношеское кино после негативного опыта с детской сказкой ("Страна хороших деточек", 2013) и подростковой драмой ("Класс коррекции", 2014). «Я мечтала заниматься детским кино, выпустила дорогостоящую картину „Страна хороших деточек“ с бюджетом в 120 млн руб, — рассказала Мокрицкая. — В прокате фильм собрал 6 млн Пока не будет создана система поддержки детского кино в прокате, детские картины снимать невозможно, с ними просто некуда выйти» (https://iz.ru/news/609010).
Продюсер Елена Гликман со своей подростковой драмой «Коробка» (2015) столкнулась с типичными для отечественного кинематографа проблемами: «Это нестандартный фильм и для нашего проката, и для нашего телевидения. Очень мало площадок, умеющих работать с таким кино. Про отлаженную систему вообще говорить не приходится. Я показала „Коробку“ практически всем федеральным каналам. Ответ один: „Классное кино, но у нас для него линейки нет“. Конечно нет, потому что такого кино раньше не было», — пояснила Гликман. (https://tass.ru/kultura/3223918).
Вместе с тем Елена отметила существенный, чуть ли не главный изъян господдержки: «Хотелось бы, чтобы государство системно использовало кино, которое само же профинансировало. Если фильм не доходит до массового зрителя, получается, государство напрасно выбрасывает деньги» (https://tass.ru/kultura/3223918).
Действительно, сейчас Министерство культуры (и с ним вместе Фонд кино) осуществляют финансирование только процесса создания фильма, причем не стопроцентное. Продюсерам не хватает денег на производство, а поддерживать картину в прокате рекламой уже нет средств. Без заметной, дорогой рекламной кампании фильм не имеет шансов оказаться успешным в прокате. Так что показы детского и семейного кино проходят в скромном благотворительном формате: на фестивалях, спецпоказах, отдельно взятых кинозалах и кинотеатрах. Между тем кино — это бизнес, не только искусство, и ничего стыдного в желании продюсеров вернуть потраченные на производство средства нет. Таковы современные реалии. И необходимо придумывать жизнеспособные схемы не только выживания, но и существования детского кино.
Итак, кино для детей и юношества у нас есть, но его мало кто видел, поэтому трудно сказать, пользовалось бы оно успехом у публики или нет: на практике эта теория не проверена, а факты таковы: в 2010-2018 гг. в сегменте игровых полнометражных фильмов для публики от 0 до 14 лет получили финансовую господдержку и вышли в прокат — 34 фильма. Получили финансовую господдержку, но не вышли прокат — 28. Сняты без господдержки, не вышли в прокат (фактически легли на полку) — 11 фильмов. И, разумеется, такой прецедент, чтобы картина, снятая без господдержки, вышла в прокат, просто отсутствует (по данным, опубликованным в альманахе «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы». Фонд поддержки развития общества «Наши дети», Кинофорум «Вверх», Москва. 2016).
Получается, что из 62 фильмов, снятых при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, в прокат вышло чуть больше половины — 34 картины. Таким образом, уже сам факт выхода в прокат для такого кино воспринимается как победа, но давайте взглянем на цифры сборов. Ведь, мало попасть в сетку кинотеатров, надо еще и принести в кассу деньги. И тут нашему детско-юношескому кино похвастаться особо нечем, но и в этом правиле есть исключение.
Художественные фильмы: факты и цифры
С грандиозным успехом в прокате прошла лента «Последний богатырь», собравшая гигантскую для российского семейного кино сумму: 1 659 499 883 рубля. «Последний богатырь». Статистика
На этом фоне блекнет успех условно подходящей для просмотра всей семьей картины «Салют-7»: общие сборы составили 754 567 974 руб. «Салют-7». Статистика
Чтобы было понятно, российское детское и юношеское кино обычно в нашем прокате приносит более скромные суммы. Например, комедия «Спасти Пушкина» собрала 5 738 250 руб. (что в 131 раз меньше «Салюта-7» и в 290 раз меньше «Последнего богатыря»).
"Спасти Пушкина". Статистика «Жили-были мы» и того меньше — 780 145 (в 7 раз меньше уже "…Пушкина"), причем за два года проката состоялось 4 610 сеансов для 14 215 зрителей. Это значит, что в среднем на каждом сеансе было по четыре человека. «Жили-были мы». Статистика
Еще меньше охват публики и сборы у «Бегства рогатых викингов»: 473 138 руб. В 2018 состоялся 421 сеанс для 8 254 зрителей.
Прекрасная картина «Небесный верблюд», достойно представившая нашу страну в конкурсе Generation престижнейшего Берлинского кинофестиваля собрала у нас ничтожную и стыдную сумму 326 139 рублей. В 2015 году прошел только 91 сеанс для 1316 зрителей (180 455 руб.), в 2016 — 104 сеанса для 1304 зрителей (61 040 руб.). «Небесный верблюд». Статистика
Российское vs зарубежное научно-популярное кино
Чуть лучше обстоят дела у научно-популярного кино для детей и юношества. Зрелищный и просветительный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» принес в кинотеатры 6 436 081 руб. «Медведи Камчатки. Начало жизни». Статистика
Причем эта российская картина совсем незначительно проиграла зарубежной и более зрелищной, снятой, в отличие от «Медведей…» в формате 3D «Прекрасной планете». Она собрала 7 379 860 руб. «Прекрасная планета». Статистика
В два раз меньше сборы у американской ленты про животных «Панды» — 3 552 649 руб. «Панды». Статистика
Совсем скромные заработки — у немецкой «Зеленой планеты» — 839 264 руб. И дело тут не в качестве фильма, не в мнимой испорченности зрителя, а в чем-то другом. «Зелёная планета». Статистика
Несколько проблем детско-юношеского отечественного кино
Почему же дети и подростки (вместе с родителями и отдельно) практически не смотрят отечественное игровое полнометражное кино в кинотеатрах (да и зарубежное научно-просветительское вместе ним)?
Нам видятся такие причины:
Российских фильмов для семейного просмотра нет в афише кинотеатров. Их не ставят или показывают мало, потому что площадке не хочется терять деньги. Люди ведь не придут на эти сеансы, а четыре зрителя в зале, как на «Жили-были мы» — это, при всей любви к детям и к нашему кино, — чистый убыток для коммерческого кинотеатра.
А не приходит публика в зал по причине отсутствия рекламной поддержки. Зрители элементарно не знают о существовании и прокате этих фильмов. Даже если они видят в расписании любимого кинотеатра незнакомое название, скорее всего не купят на него билет. Потребитель желает понимать, что именно он покупает. Желательно не из публикаций, не по рецензиям, а по ролику. Одной из самых эффективных реклам является телевизионная — наиболее дорогостоящая. И даже если зритель увидит трейлер, не факт, что он его заинтересует. И тут надо признать третью причину. Фото: из открытых источников
Зрителям не интересно смотреть российское кино для детей. Даже если фильм отличный, на него публику придется буквально затаскивать. Слишком часто российские кинематографисты обманывали ожидания. Доверие зрителя вернуть непросто, и Фонд кино прикладывает усилия для воскрешения этой веры. Наша публика уже ходит на отечественные спортивные драмы, фестивальные ленты, анимационные картины, но детское и семейное кино остается малобюджетным, слабым по исполнению и, таким образом, малоинтересным широкому зрителю. Надо признать, что технически, да и художественно, мы проигрываем Голливуду. И вряд ли когда-нибудь мы победим в этой неравной схватке. Кроме того, сейчас, в отличие от времен Советского Союза, в нашем детском и юношеском кино не работают лучшие представители своей профессии. Впрочем, и тут бывают исключения. И если появляется высокохудожественная картина с хорошим прокатным потенциалом, ее ждет особый путь к зрителю.
Детям и подросткам неудобно смотреть кино в кинозалах. Целевая аудитория детско-юношеского кино не ходит в кинотеатры так часто и охотно как молодежь и взрослые. Малыши смотрят фильмы (и тем более выбирают) вместе с родителями и обычно останавливаются на мультфильмах. Дети от 7 лет (и даже раньше) активно пользуются интернетом и, таким образом, предпочитают мобильный или домашний просмотр; чаще — индивидуальный, на своем персональном устройстве; иногда — вместе с семьей или друзьями перед домашним экраном. Надо учесть, что дети самостоятельно в кино не ходят, их ведут родители, которые и выбирают фильм, а в интернете они могут сами подбирать контент, исходя из рекламы, которая их ведет «куда нужно» тому, кто в нее вкладывается. Фото: из открытых источников
В сложившейся ситуации представляются возможными следующие комплексные меры:
Квотирование детского и юношеского кино в прокате, то есть увеличение доли показа детско-юношеского кино в кинотеатрах за счет увеличения квоты отечественного контента.
Выстраивание системы продвижения контента с обязательным обеспечением продвиженияв современных медиа. Субсидирование рекламы со стороны государства. Повторюсь, мало поставить фильм в сетку, надо еще привлечь на него публику.
Повышение качества фильмов. Если фильмы для маленьких зрителей начнут крутить в кинозалах при рекламной поддержке, то рано или поздно они станут рентабельными и, таким образом, в их создании будут заинтересованы и продюсеры, и режиссеры, и другие представители творческого цеха.
Использование альтернативных каналов распространения: VoD, интернет-кинотеатров.
Если повышение качества фильма — задачка не из легких, то расширение площадок показа фильмов — уже действующая и вполне реализуемая цель. Демонстрация фильма в интернет-кинотеатре видится наиболее перспективной формой доставки контента до целевой аудитории. Так фильм " Сокровища Ермака" (2018, 12+) не вышел в кинотеатрах, но продюсеры выпустили цифровой релиз. Данных о сборах нет, они наверняка были невеликие, но это лучше, чем положить картину на полку.
Открытыми для обсуждения остаются следующие вопросы: необходимо ли помогать детскому кино отчаянно отвоевывать нишу в кинотеатрах (и если да, то какую именно?) или же разумно приложить максимум усилий на завоевание аудитории и ниши на других площадках, а именно — цифровых?
Конечно, ни Министерство культуры РФ, ни кинематографисты, ни общественные деятели никогда не откажутся от показа игрового детского кино в кинотеатрах. Есть надежда, что появится и поддержка, и продвижение.
Вместе с тем, не лишним будет провести маркетинговые исследования с целью определения, что и где потребляют дети.
Так новые платформы порождают и новые форматы. Как показала практика, довольно успешным может стать сериал для детей. Многосерийный телефильм «Семья Светофоровых» создается с 2016 года и уже составляет 3 сезона. В первом — 56 серий, во втором — 33, в третьем — 29; всего 118 серий по 25 мин. Да, у этого проекта есть заказчик со своим интересом (сериал создается в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения»).
Главный вывод из представленной аналитики звучит категорично и даже печально: движение в сторону попыток донести детско-юношеское полнометражное игровое кино традиционными кинотеатральным способом не представляется актуальным. Направление государственных усилий и финансирования в данном направлении окажется, скорее всего, бесплодным. Если мы хотим вскочить в уходящий поезд современности с нашим детским кино, усилия надо направить на исследование каналов распространения детско-юношеского контента в новых медиа, а когда мы поймем, как они функционируют, за счет чего захватывают умы и внимание нашей молодежи, можно будет всерьез и обосновано говорить о способах поддержки отечественных кинопроизводителей в неравной конкурентной борьбе с зарубежными дистрибьюторами.
Статистика для справки
Оговоримся, что в данной статистике не учитывается полнометражная российская анимация, весьма успешно зарабатывающая как в России, так и за рубежом.
Получили финансовую господдержку и вышли в прокат — 34 фильма
"Золотая рыбка в городе N". Режиссёр: Степан Пучинян. 2011. 12+
"Кастинг для злодея". Режиссёр: Наталья Макарова. 2011. 12+
"Реальная сказка". Режиссёр: Андрей Мармонтов. 2011. 12+
"Мой папа — Барышников". Режиссёры: Дмитрий Поволоцкий, Марк Другой. 2011. 12+
"Первоклашки". Режиссёр: Анна Артамонова. 2012. 0+
"Продавец игрушек". Режиссёр: Юрий Васильев. 2012. 12+
"Страна хороших деточек". Режиссёр: Ольга Каптур. 2013. 0+
"Частное пионерское". Режиссёр: Александр Карпиловский. 2013. 6+
"Это твой день". Режиссёр: Олег Массарыгин. 2013. 0+
"Дневник мамы первоклассника". Режиссёр: Андрей Силкин. 2014. 0+
"Ёлки лохматые". Режиссёр: Максим Свешников. 2014. 0+
"Приключения маленьких итальянцев". Режиссёр: Серджо Бассо. 2014. 6+
"Тайна тёмной комнаты". Режиссёр: Ольга Беляева. 2014. 0+
"Тайна четырёх принцесс". Режиссёр: Олег Штром. 2014. 0+
"12 месяцев. Новая сказка". Режиссёр: Денис Елеонский. 2015. 0+
"Байкальские каникулы". Режиссёры: Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова. 2015. 0+
"Завтрак у папы". Режиссёр: Мария Кравченко. 2015. 12+
"Клад". Режиссёр: Ирина Волкова. 2015. 6+
"Коробка". Режиссёр: Эдуард Бордуков. 2015. 12+
"Небесный верблюд". Режиссёр: Юрий Фетинг. 2015. 0+
"Он — дракон". Режиссёр: Индар Джендубаев. 2015. 6+
"Призрак". Режиссёр: Александр Войтинский. 2015. 6+
"Тайна Снежной Королевы". Режиссёр: Наталья Бондарчук. 2015 6+
"Уроки выживания". Режиссёр: Андрей Томашевский. 2015.
"Приключения маленьких итальянцев". Режиссёр: Серджо Бассо. 2014. 6+
"Тайна тёмной комнаты". Режиссёр: Ольга Беляева. 2014. 0+
"Тайна четырёх принцесс". Режиссёр: Олег Штром. 2014. 0+
"12 месяцев. Новая сказка". Режиссёр: Денис Елеонский. 2015. 0+
"Байкальские каникулы". Режиссёры: Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова. 2015. 0+
"Завтрак у папы". Режиссёр: Мария Кравченко. 2015. 12+
"Клад". Режиссёр: Ирина Волкова. 2015. 6+
"Коробка". Режиссёр: Эдуард Бордуков. 2015. 12+
"Небесный верблюд". Режиссёр: Юрий Фетинг. 2015. 0+
"Он — дракон". Режиссёр: Индар Джендубаев. 2015. 6+
"Призрак". Режиссёр: Александр Войтинский. 2015. 6+
"Тайна Снежной Королевы". Режиссёр: Наталья Бондарчук. 2015 6+
"Уроки выживания". Режиссёр: Андрей Томашевский. 2015. 6+
Получили финансовую господдержку, но не вышли прокат — 28 "Воробей". Режиссёр: Юрий Шиллер. 2010. 12+
"Ангел". Режиссёр: Дмитрий Фёдоров. 2011. 12+
"Кладоискатели". Режиссёр: Николай Щербаков. 2011. 12+
"Старинные часы". Режиссёр: Елена Борисова. 2011. 0+
"Три дня с придурком". Режиссёр: Алексей Козлов. 2011. 12+
"Тайна Егора". Режиссёр: Александра Ерофеева. 2012. 6+
"И я там был" Режиссёры: Александр Муратов, Леонид Биц. 2013. 6+
"Крылья". Режиссёр: Алексей Лобанов. 2013. 12+
"Мы с дедушкой". Режиссёр: Александр Кулямин. 2013. 6+
"Путёвка в жизнь". Режиссёр: Олег Галин. 2013. 12+
"Семицветик". Режиссёр: Елизавета Трусевич. 2013. 0+
"Сказка о добре и Вре…" Режиссёр: Елена Шиляева. 2013. 0+
"Собачий рай". Режиссёр: Анна Чернакова. 2013. 12+
"Мальчики + девочки =". Режиссёр: Евгений Соколов. 2014. 12+
"Полный вперёд". Режиссёр: Алла Сурикова. 2014. 6+
"Федька". Режиссёр: Любовь Андреева. 2014. 12+
"Хранители переходов". Режиссёр: Владимир Орёл. 2014. 6+
"Ближе, чем кажется". Режиссёры: Андрей Ким, Максим Воскобоев, Алена Рубинштейн, Наталия Беляускене, Герман Дюкарев. 2015. 6+
"Вдвоём на льдине". Режиссёр: Валерий Игнатьев. 2015 12+
"Владыка времени". Режиссёр: Александр Баршак. 2015. 12+
"Государственные дети". Режиссёр: Александр Лукин. 2015. 12+
"Завтра утром". Режиссёр: Андрей Майовер, Дарья Крылова. 2015. 12+
"Золотая рыбка". Режиссёр: Александр Галибин. 2015. 12+
"Праздник непослушания". Режиссёр: Фёдор Попов. 2015. 6+
"Про Петра и Павла". Режиссёр: Юрий Попович. 2015. 6+
"Самый рыжий лис". Режиссёр: Александра Стреляная. 2015. 6+
"Частное пионерское 2". Режиссёр: Александр Карпиловский. 2015. 6+
"Иван". Режиссёр: Алёна Давыдова. 2016. 6+
"Сокровища Ермака". Режиссер Олег Денисов. 2018. 12+ (цифровой релиз)
Сняты без господдержки, не вышли в прокат — 11 фильмов
"Война Принцессы". Режиссёр: Владимир Алеников. 2013. 12+
"Волшебный будильник деда Мороза". Режиссёры: Сергей Потапов, Андрей Килин. 2015. 0+
"Осторожно, каникулы!" Режиссёр: Олег Захаров. 2015. 6+
"Падает вверх". Режиссёр: Андрей Ким. 2015. 0+
"Второе детство". Режиссёр: Олег Захаров. 2016. 6+
"Его дочь". Режиссёр: Татьяна Эверстова. 2016. 6+
"Порядок вещей". Режиссёр: Андрей Ким. 2016. 0+
"Сошествие с креста". Режиссёр: Евгений Барханов. 2016. 12+
"Эмергены". Режиссёр: Владимир Потапов. 2016. 12+
"Остров исправления". Режиссер Анна Протоковило. 2017. 6+
"Времена детства". Режиссёр: Андрей Ким. 2018. 6+
Видео дня. Российская актриса, ради любви бросившая Голливуд
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео