Войти в почту

Как вывести на достойный уровень российское кино для детей и подростков

Редактор альманаха "Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы" (Фонд поддержки развития общества "Наши дети", Кинофорум "Вверх", Москва. 2016) Татьяна Мирошник отметила эту тенденцию, но выразила надежду на улучшение ситуации: "Многие говорят, что детское кино умерло. Я не согласна. Оно в палате интенсивной терапии. Есть надежда на поправку. Лучшее лекарство – наше желание ему помочь". В альманахе были представлены интервью с кинематографистами, занимающихся данным направлением, синопсисы сценариев и, главное, списки фильмов, созданных специально для детей и подростков с 2010 по 2016 гг. Это исследование показало, что такое кино есть, но на деле его не видно в кинотеатрах и на телевидении. Так получилось потому, что оно не представляет интереса для кинобизнеса. Причин такого положения дел – масса, главной обычно называют низкое качество картин (они заведомо проигрывают зарубежным аналогам) и, как следствие, отсутствие широкого проката (киносети не хотят ставить в сетку заведомо провальный контент). Продюсеры, нацеленные на честный результат, а не на заработок в процессе производства от полученных в Минкульте средств, неохотно работают в данном сегменте. Наталья Мокрицкая не раз рассказывала, что зареклась снимать детско-юношеское кино после негативного опыта с детской сказкой ("Страна хороших деточек" , 2013) и подростковой драмой ("Класс коррекции", 2014). "Я мечтала заниматься детским кино, выпустила дорогостоящую картину "Страна хороших деточек" с бюджетом в 120 млн. руб, — рассказала Мокрицкая. — В прокате фильм собрал 6 млн. Пока не будет создана система поддержки детского кино в прокате, детские картины снимать невозможно, с ними просто некуда выйти" (https://iz.ru/news/609010). Продюсер Елена Гликман со своей подростковой драмой "Коробка" (2015) столкнулась с типичными для отечественного кинематографа проблемами: "Это нестандартный фильм и для нашего проката, и для нашего телевидения. Очень мало площадок, умеющих работать с таким кино. Про отлаженную систему вообще говорить не приходится. Я показала "Коробку" практически всем федеральным каналам. Ответ один: "Классное кино, но у нас для него линейки нет". Конечно нет, потому что такого кино раньше не было", - пояснила Гликман. (https://tass.ru/kultura/3223918). Вместе с тем Елена отметила существенный, чуть ли не главный изъян господдержки: "Хотелось бы, чтобы государство системно использовало кино, которое само же профинансировало. Если фильм не доходит до массового зрителя, получается, государство напрасно выбрасывает деньги" (https://tass.ru/kultura/3223918). Действительно, сейчас Министерство культуры (и с ним вместе Фонд кино) осуществляют финансирование только процесса создания фильма, причем не стопроцентное. Продюсерам не хватает денег на производство, а поддерживать картину в прокате рекламой уже нет средств. Без заметной, дорогой рекламной кампании фильм не имеет шансов оказаться успешным в прокате. Так что показы детского и семейного кино проходят в скромном благотворительном формате: на фестивалях, спецпоказах, отдельно взятых кинозалах и кинотеатрах. Между тем кино – это бизнес, не только искусство, и ничего стыдного в желании продюсеров вернуть потраченные на производство средства нет. Таковы современные реалии. И необходимо придумывать жизнеспособные схемы не только выживания, но и существования детского кино. Итак, кино для детей и юношества у нас есть, но его мало кто видел, поэтому трудно сказать, пользовалось бы оно успехом у публики или нет: на практике эта теория не проверена, а факты таковы: в 2010-2018 гг. в сегменте игровых полнометражных фильмов для публики от 0 до 14 лет получили финансовую господдержку и вышли в прокат – 34 фильма. Получили финансовую господдержку, но не вышли прокат – 28. Сняты без господдержки, не вышли в прокат (фактически легли на полку) – 11 фильмов. И, разумеется, такой прецедент, чтобы картина, снятая без господдержки, вышла в прокат, просто отсутствует (по данным, опубликованным в альманахе "Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы". Фонд поддержки развития общества "Наши дети", Кинофорум "Вверх", Москва. 2016). Получается, что из 62 фильмов, снятых при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, в прокат вышло чуть больше половины — 34 картины. Таким образом, уже сам факт выхода в прокат для такого кино воспринимается как победа, но давайте взглянем на цифры сборов. Ведь, мало попасть в сетку кинотеатров, надо еще и принести в кассу деньги. И тут нашему детско-юношескому кино похвастаться особо нечем, но и в этом правиле есть исключение. Художественные фильмы: факты и цифры С грандиозным успехом в прокате прошла лента "Последний богатырь" , собравшая гигантскую для российского семейного кино сумму: 1 659 499 883 рубля. "Последний богатырь". Статистика На этом фоне блекнет успех условно подходящей для просмотра всей семьей картины "Салют-7": общие сборы составили 754 567 974 руб. "Салют-7". Статистика Чтобы было понятно, российское детское и юношеское кино обычно в нашем прокате приносит более скромные суммы. Например, комедия "Спасти Пушкина" собрала 5 738 250 руб. (что в 131 раз меньше "Салюта-7" и в 290 раз меньше "Последнего богатыря"). "Спасти Пушкина". Статистика "Жили-были мы" и того меньше – 780 145 (в 7 раз меньше уже "…Пушкина"), причем за два года проката состоялось 4 610 сеансов для 14 215 зрителей. Это значит, что в среднем на каждом сеансе было по четыре человека. "Жили-были мы". Статистика Еще меньше охват публики и сборы у "Бегства рогатых викингов" : 473 138 руб. В 2018 состоялся 421 сеанс для 8 254 зрителей. Прекрасная картина "Небесный верблюд", достойно представившая нашу страну в конкурсе Generation престижнейшего Берлинского кинофестиваля собрала у нас ничтожную и стыдную сумму 326 139 рублей. В 2015 году прошел только 91 сеанс для 1316 зрителей (180 455 руб.), в 2016 – 104 сеанса для 1304 зрителей (61 040 руб.). "Небесный верблюд". Статистика Российское vs зарубежное научно-популярное кино Чуть лучше обстоят дела у научно-популярного кино для детей и юношества. Зрелищный и просветительный фильм "Медведи Камчатки. Начало жизни" принес в кинотеатры 6 436 081 руб. "Медведи Камчатки. Начало жизни". Статистика Причем эта российская картина совсем незначительно проиграла зарубежной и более зрелищной, снятой, в отличие от "Медведей…" в формате 3D "Прекрасной планете". Она собрала 7 379 860 руб. "Прекрасная планета". Статистика В два раз меньше сборы у американской ленты про животных "Панды" — 3 552 649 руб. "Панды". Статистика Совсем скромные заработки – у немецкой "Зеленой планеты" - 839 264 руб. И дело тут не в качестве фильма, не в мнимой испорченности зрителя, а в чем-то другом. "Зелёная планета". Статистика Несколько проблем детско-юношеского отечественного кино Почему же дети и подростки (вместе с родителями и отдельно) практически не смотрят отечественное игровое полнометражное кино в кинотеатрах (да и зарубежное научно-просветительское вместе ним)? Нам видятся такие причины: Российских фильмов для семейного просмотра нет в афише кинотеатров. Их не ставят или показывают мало, потому что площадке не хочется терять деньги. Люди ведь не придут на эти сеансы, а четыре зрителя в зале, как на "Жили-были мы" – это, при всей любви к детям и к нашему кино, – чистый убыток для коммерческого кинотеатра. А не приходит публика в зал по причине отсутствия рекламной поддержки. Зрители элементарно не знают о существовании и прокате этих фильмов. Даже если они видят в расписании любимого кинотеатра незнакомое название, скорее всего не купят на него билет. Потребитель желает понимать, что именно он покупает. Желательно не из публикаций, не по рецензиям, а по ролику. Одной из самых эффективных реклам является телевизионная – наиболее дорогостоящая. И даже если зритель увидит трейлер, не факт, что он его заинтересует. И тут надо признать третью причину. Фото: из открытых источников Зрителям не интересно смотреть российское кино для детей. Даже если фильм отличный, на него публику придется буквально затаскивать. Слишком часто российские кинематографисты обманывали ожидания. Доверие зрителя вернуть непросто, и Фонд кино прикладывает усилия для воскрешения этой веры. Наша публика уже ходит на отечественные спортивные драмы, фестивальные ленты, анимационные картины, но детское и семейное кино остается малобюджетным, слабым по исполнению и, таким образом, малоинтересным широкому зрителю. Надо признать, что технически, да и художественно, мы проигрываем Голливуду. И вряд ли когда-нибудь мы победим в этой неравной схватке. Кроме того, сейчас, в отличие от времен Советского Союза, в нашем детском и юношеском кино не работают лучшие представители своей профессии. Впрочем, и тут бывают исключения. И если появляется высокохудожественная картина с хорошим прокатным потенциалом, ее ждет особый путь к зрителю. Детям и подросткам неудобно смотреть кино в кинозалах. Целевая аудитория детско-юношеского кино не ходит в кинотеатры так часто и охотно как молодежь и взрослые. Малыши смотрят фильмы (и тем более выбирают) вместе с родителями и обычно останавливаются на мультфильмах. Дети от 7 лет (и даже раньше) активно пользуются интернетом и, таким образом, предпочитают мобильный или домашний просмотр; чаще – индивидуальный, на своем персональном устройстве; иногда – вместе с семьей или друзьями перед домашним экраном. Надо учесть, что дети самостоятельно в кино не ходят, их ведут родители, которые и выбирают фильм, а в интернете они могут сами подбирать контент, исходя из рекламы, которая их ведет "куда нужно" тому, кто в нее вкладывается. Фото: из открытых источников В сложившейся ситуации представляются возможными следующие комплексные меры: Квотирование детского и юношеского кино в прокате, то есть увеличение доли показа детско-юношеского кино в кинотеатрах за счет увеличения квоты отечественного контента. Выстраивание системы продвижения контента с обязательным обеспечением продвиженияв современных медиа. Субсидирование рекламы со стороны государства. Повторюсь, мало поставить фильм в сетку, надо еще привлечь на него публику. Повышение качества фильмов. Если фильмы для маленьких зрителей начнут крутить в кинозалах при рекламной поддержке, то рано или поздно они станут рентабельными и, таким образом, в их создании будут заинтересованы и продюсеры, и режиссеры, и другие представители творческого цеха. Использование альтернативных каналов распространения: VoD, интернет-кинотеатров. Если повышение качества фильма – задачка не из легких, то расширение площадок показа фильмов – уже действующая и вполне реализуемая цель. Демонстрация фильма в интернет-кинотеатре видится наиболее перспективной формой доставки контента до целевой аудитории. Так фильм " Сокровища Ермака" (2018, 12+) не вышел в кинотеатрах, но продюсеры выпустили цифровой релиз. Данных о сборах нет, они наверняка были невеликие, но это лучше, чем положить картину на полку. Открытыми для обсуждения остаются следующие вопросы: необходимо ли помогать детскому кино отчаянно отвоевывать нишу в кинотеатрах (и если да, то какую именно?) или же разумно приложить максимум усилий на завоевание аудитории и ниши на других площадках, а именно – цифровых? Конечно, ни Министерство культуры РФ, ни кинематографисты, ни общественные деятели никогда не откажутся от показа игрового детского кино в кинотеатрах. Есть надежда, что появится и поддержка, и продвижение. Вместе с тем, не лишним будет провести маркетинговые исследования с целью определения, что и где потребляют дети. Так новые платформы порождают и новые форматы. Как показала практика, довольно успешным может стать сериал для детей. Многосерийный телефильм "Семья Светофоровых" создается с 2016 года и уже составляет 3 сезона. В первом – 56 серий, во втором – 33, в третьем – 29; всего 118 серий по 25 мин. Да, у этого проекта есть заказчик со своим интересом (сериал создается в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения"). Главный вывод из представленной аналитики звучит категорично и даже печально: движение в сторону попыток донести детско-юношеское полнометражное игровое кино традиционными кинотеатральным способом не представляется актуальным. Направление государственных усилий и финансирования в данном направлении окажется, скорее всего, бесплодным. Если мы хотим вскочить в уходящий поезд современности с нашим детским кино, усилия надо направить на исследование каналов распространения детско-юношеского контента в новых медиа, а когда мы поймем, как они функционируют, за счет чего захватывают умы и внимание нашей молодежи, можно будет всерьез и обосновано говорить о способах поддержки отечественных кинопроизводителей в неравной конкурентной борьбе с зарубежными дистрибьюторами. Статистика для справки Оговоримся, что в данной статистике не учитывается полнометражная российская анимация, весьма успешно зарабатывающая как в России, так и за рубежом. Получили финансовую господдержку и вышли в прокат – 34 фильма "Золотая рыбка в городе N". Режиссёр: Степан Пучинян. 2011. 12+ "Кастинг для злодея". Режиссёр: Наталья Макарова. 2011. 12+ "Реальная сказка". Режиссёр: Андрей Мармонтов. 2011. 12+ "Мой папа — Барышников". Режиссёры: Дмитрий Поволоцкий, Марк Другой. 2011. 12+ "Первоклашки". Режиссёр: Анна Артамонова. 2012. 0+ "Продавец игрушек". Режиссёр: Юрий Васильев. 2012. 12+ "Страна хороших деточек". Режиссёр: Ольга Каптур. 2013. 0+ "Частное пионерское". Режиссёр: Александр Карпиловский. 2013. 6+ "Это твой день". Режиссёр: Олег Массарыгин. 2013. 0+ "Дневник мамы первоклассника". Режиссёр: Андрей Силкин. 2014. 0+ "Ёлки лохматые". Режиссёр: Максим Свешников. 2014. 0+ "Приключения маленьких итальянцев". Режиссёр: Серджо Бассо. 2014. 6+ "Тайна тёмной комнаты". Режиссёр: Ольга Беляева. 2014. 0+ "Тайна четырёх принцесс". Режиссёр: Олег Штром. 2014. 0+ "12 месяцев. Новая сказка". Режиссёр: Денис Елеонский. 2015. 0+ "Байкальские каникулы". Режиссёры: Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова. 2015. 0+ "Завтрак у папы". Режиссёр: Мария Кравченко. 2015. 12+ "Клад". Режиссёр: Ирина Волкова. 2015. 6+ "Коробка". Режиссёр: Эдуард Бордуков. 2015. 12+ "Небесный верблюд". Режиссёр: Юрий Фетинг. 2015. 0+ "Он — дракон". Режиссёр: Индар Джендубаев. 2015. 6+ "Призрак". Режиссёр: Александр Войтинский. 2015. 6+ "Тайна Снежной Королевы". Режиссёр: Наталья Бондарчук. 2015 6+ "Уроки выживания". Режиссёр: Андрей Томашевский. 2015. "Приключения маленьких итальянцев". Режиссёр: Серджо Бассо. 2014. 6+ "Тайна тёмной комнаты". Режиссёр: Ольга Беляева. 2014. 0+ "Тайна четырёх принцесс". Режиссёр: Олег Штром. 2014. 0+ "12 месяцев. Новая сказка". Режиссёр: Денис Елеонский. 2015. 0+ "Байкальские каникулы". Режиссёры: Артем Бурлов, Анастасия Немчинова, Ольга Бутакова. 2015. 0+ "Завтрак у папы". Режиссёр: Мария Кравченко. 2015. 12+ "Клад". Режиссёр: Ирина Волкова. 2015. 6+ "Коробка". Режиссёр: Эдуард Бордуков. 2015. 12+ "Небесный верблюд". Режиссёр: Юрий Фетинг. 2015. 0+ "Он — дракон". Режиссёр: Индар Джендубаев. 2015. 6+ "Призрак". Режиссёр: Александр Войтинский. 2015. 6+ "Тайна Снежной Королевы". Режиссёр: Наталья Бондарчук. 2015 6+ "Уроки выживания". Режиссёр: Андрей Томашевский. 2015. 6+ Получили финансовую господдержку, но не вышли прокат – 28 "Воробей". Режиссёр: Юрий Шиллер. 2010. 12+ "Ангел". Режиссёр: Дмитрий Фёдоров. 2011. 12+ "Кладоискатели". Режиссёр: Николай Щербаков. 2011. 12+ "Старинные часы". Режиссёр: Елена Борисова. 2011. 0+ "Три дня с придурком". Режиссёр: Алексей Козлов. 2011. 12+ "Тайна Егора". Режиссёр: Александра Ерофеева. 2012. 6+ "И я там был" Режиссёры: Александр Муратов, Леонид Биц. 2013. 6+ "Крылья". Режиссёр: Алексей Лобанов. 2013. 12+ "Мы с дедушкой". Режиссёр: Александр Кулямин. 2013. 6+ "Путёвка в жизнь". Режиссёр: Олег Галин. 2013. 12+ "Семицветик". Режиссёр: Елизавета Трусевич. 2013. 0+ "Сказка о добре и Вре..." Режиссёр: Елена Шиляева. 2013. 0+ "Собачий рай". Режиссёр: Анна Чернакова. 2013. 12+ "Мальчики + девочки =". Режиссёр: Евгений Соколов. 2014. 12+ "Полный вперёд". Режиссёр: Алла Сурикова. 2014. 6+ "Федька". Режиссёр: Любовь Андреева. 2014. 12+ "Хранители переходов". Режиссёр: Владимир Орёл. 2014. 6+ "Ближе, чем кажется". Режиссёры: Андрей Ким, Максим Воскобоев, Алена Рубинштейн, Наталия Беляускене, Герман Дюкарев. 2015. 6+ "Вдвоём на льдине". Режиссёр: Валерий Игнатьев. 2015 12+ "Владыка времени". Режиссёр: Александр Баршак. 2015. 12+ "Государственные дети". Режиссёр: Александр Лукин. 2015. 12+ "Завтра утром". Режиссёр: Андрей Майовер, Дарья Крылова. 2015. 12+ "Золотая рыбка". Режиссёр: Александр Галибин. 2015. 12+ "Праздник непослушания". Режиссёр: Фёдор Попов. 2015. 6+ "Про Петра и Павла". Режиссёр: Юрий Попович. 2015. 6+ "Самый рыжий лис". Режиссёр: Александра Стреляная. 2015. 6+ "Частное пионерское 2". Режиссёр: Александр Карпиловский. 2015. 6+ "Иван". Режиссёр: Алёна Давыдова. 2016. 6+ "Сокровища Ермака". Режиссер Олег Денисов. 2018. 12+ (цифровой релиз) Сняты без господдержки, не вышли в прокат – 11 фильмов "Война Принцессы". Режиссёр: Владимир Алеников. 2013. 12+ "Волшебный будильник деда Мороза". Режиссёры: Сергей Потапов, Андрей Килин. 2015. 0+ "Осторожно, каникулы!" Режиссёр: Олег Захаров. 2015. 6+ "Падает вверх". Режиссёр: Андрей Ким. 2015. 0+ "Второе детство". Режиссёр: Олег Захаров. 2016. 6+ "Его дочь". Режиссёр: Татьяна Эверстова. 2016. 6+ "Порядок вещей". Режиссёр: Андрей Ким. 2016. 0+ "Сошествие с креста". Режиссёр: Евгений Барханов. 2016. 12+ "Эмергены". Режиссёр: Владимир Потапов. 2016. 12+ "Остров исправления". Режиссер Анна Протоковило. 2017. 6+ "Времена детства". Режиссёр: Андрей Ким. 2018. 6+

Как вывести на достойный уровень российское кино для детей и подростков
© Ревизор.ru