Войти в почту

Что художники творили в кинотеатре «Уссури»

В свое время кинотеатр «Уссури» стал культовым местом не только любителей фильмов, но и местных художников. А стены кинотеатра стали своеобразной выставочной галереей афиш, в которые художники вкладывали и свою душу. KONKURENT.RU связался с известными приморскими деятелями культуры и попросил поделиться своими воспоминаниями и ощущениями того далекого времени. «Все ходили смотреть» Заслуженный художник России Сергей Черкасов ответил на несколько вопросов. — Сергей Михайлович, многие приморские художники начинали свою деятельность с росписи уличных афиш местных кинотеатров. — Если сегодня афиши в кинотеатрах являются продукцией технического прогресса, то раньше их рисовали вручную. И рисовали блестяще. В кинотеатре «Уссури» также работали художники. Причем можно сказать, что почти все известные художники Приморья вышли из кинотеатров! Афиши рисовали все известные личности города. На афишах начинали Юлий Рачев, Юрий Собченко, Михаил Урусбаев. В «Уссури» работал Саша Волобуев. Я потом был в Москве и специально ходил к кинотеатру возле ресторана «Прага» посмотреть, как там афиши делают. Так наши-то посильнее были! — Рисовать афиши непросто, все же помнят, как это делал незабвенный Остап Бендер. — Не-е-е ска-а-жите! Рисование афиш — великое искусство. Тогда еще не было печатной техники, и рисовали прямо из ведра, широкой малярной кистью, а делать это нужно было уметь. Раньше при всех кинотеатрах были мастерские, и попасть на работу «при кино» было почти невозможно: директора кинотеатров присматривались к художникам, отбирали тщательно, в том числе и по профессиональным качествам. А попасть на работу в мастерскую при кинотеатре «Уссури» и вообще было суперпрестижно: это же был, если хотите, Невский, Бродвей, Арбат — там вся молодежь толкалась. Афиша в «Уссури» была общегородским событием! Все ходили смотреть! Если ты дерьмо сделал — тебя освистают! Это было так же престижно, как выставочная деятельность. Ведь на обычные выставки попасть-выставиться было невозможно, а тут раз — и на всеобщее обозрение! Ты был волен трактовать персонажей своими мазками. Двадцать пять лет назад это была целая культура — отдушина, глоток свободы. Художники тогда являлись самыми свободными людьми в стране. В мастерских при кино можно было поговорить, выпить, покричать. Иногда пьяные голоса художников из мастерской «Уссури» мешали и фильм смотреть. Но мы же были молодые — свободные! — А на ваших полотнах здание кинотеатра «Уссури» присутствует? Все же знаковое здание для города. Рисуете его? — Специально «Уссури» я никогда не рисовал. Есть одна картина где-то 96-го года, но там «Уссури» изображен в совокупности с остальными зданиями Светланки. Я ведь не здания пишу, а ощущения. «Гуашь тогда дорого стоила» Юлий Рачев, заслуженный работник культуры Российской Федерации: — Профессия художника в те времена вообще и в кинотеатрах в частности была почетной. Это была и школа мастерства. Например, в «Уссури» начинал рисовать афиши кореец Пэн Варлен. В 1937 г. всех корейцев из Приморья выселили, и его в том числе. Но он потом попал в Санкт-Петербург, где стал деканом и преподавателем живописи в самой Репинке (Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. — Прим. ред.). Сейчас его картины продаются на аукционах. Вот, например, картина «Год петуха» художника, начинавшего свою карьеру с рисования афиш в кинотеатре «Уссури», продается на аукционе в Санкт-Петербурге, а находилась она в частной коллекции баронессы Нор, урожденной фон Врангель, по линии эстонских земель поместий Хяйцонь, которая и выставила ее на аукцион… Да и сам я успел поработать в «Уссури», куда в 1941 году пришел помощником к художнику Валентину Новикову. Потом уже стал и самостоятельно работать. Последнее, что я рисовал, это афиша к фильму «Александр Пархоменко». До этого были и «Маскарад» с Макаровой (шикарная афиша!), «Свинарка и пастух», «Друзья». Тогда, перед тем как нарисовать афишу, нас вызывали в партком, давали фото актера из фильма. Мы его, как учили в школе, по клеточкам линовали и по клеточкам графировали афишу. Затем перерисовывали. Гуашь тогда дорого стоила, и мы пользовались россыпной краской. Или покупали детские краски ящиками — тысячами. Затем часами сидели, отрывали от палитры кубики краски и складывали: синюю — в синюю банку, красную — в красную. Затем размешивали, и на афиши. Все премьеры фильмов в те времена проводились в «Уссури». Первый раз премьера прошла не в стенах этого кинотеатра, это когда директор «Родины» какими-то правдами-неправдами выбил себе премьеру «Весны», к выпуску которого я, кстати, и рисовал афишу с актером Черкасовым. Из фильмов «Уссури» мне особо запомнилась премьера фильма про беспризорников с Баталовым и Жаровым «Путевка в жизнь» в 1932 г. Народ на нее тогда валом валил. Особенно старухи — это же был первый звуковой фильм в Приморье, и шли женщины даже не столько на фильм, как песню из него послушать «Позабыт-позаброшен». Помните: «И никто не узнает, где могилка моя…» Эпохальный фильм был. В 1932 г. именно его режиссер был назван зрителями впервые проводившегося в Венеции международного кинофорума («Золотых львов» и ракушек «Меридианов Тихого» тогда еще и в помине не было) лучшим режиссером. Именно тогда «Путевка в жизнь», первая советская полнометражная игровая картина, озвученная по системе «Тагерфон», прославилась на весь мир и была продана в 26 стран. Из других фильмов-премьер в «Уссури» я запомнил «Калину красную». Кстати, во время войны и после в «Уссури» было два зала, и в малом зале перед фильмами всегда играл оркестр. Минут по пятнадцать. Я в этом зале еще расписывал стены — рисовал молодого Ленина. Играл, как помнится, оркестр под управлением Аркадия Ковалева — музыкального руководителя театра имени Горького. Помню, Ковалев перед демонстрацией фильма «Волга-Волга» надевал передник, соломенную шляпу и выдавал замечательные перлы на тромбоне, как и герои самой картины. Да, кинотеатр «Уссури» действительно оставил неизгладимый след в жизни каждого коренного горожанина. Например, известный приморский милиционер, генерал-майор налоговой полиции в отставке Александр Бондаренко на службу в милицию попал, посмотрев фильм «Круг» с молодым Александром Сбруевым. Будущий заместитель начальника Управления УВД тогда только-только из армии вернулся, прямо в форме зашел в кинотеатр, посмотрел фильм и понял, что хочет служить в милиции. Юрий УФИМЦЕВ

Что художники творили в кинотеатре «Уссури»
© Konkurent.ru